Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Развитие и коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ

                 Здоровьесбережение на уроках письма и развития речи

Колосова Ольга Валерьевна, учитель чтения, письма и развития речи

КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» г. Славгорода

                                                         «Ум, сердце и руки – вот что нужно развивать

                                                           в детях как единое целое» 

                                                                                                            Ш. Амонашвили

Дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью – это особая категория обучающихся. Из-за неустойчивых нервных процессов учащиеся с умственной отсталостью быстро утомляются: снижается внимание, нарастает истощаемость, теряется интерес к деятельности - это отрицательно влияет на ее эффективность. У таких детей отмечаются своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость; зачастую нарушается память; дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Решение этих проблем лежит через специфически разработанные и подобранные психолого-педагогические методы, приёмы и подходы в обучении, а также  умелое  использование этих технологий на практике. Поиск путей эффективного обучения, поиск возможностей использования скрытых ресурсов умственной деятельности, повышение самостоятельности, развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту и возможностям каждого учащегося, устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье школьников – вот, на мой взгляд, основные задачи учителя-дефектолога и его работы.

Для решения этих задач в своей практике я системно использую элементы здоровьесберегающих технологий на уроках, поскольку направлены они не только на охранение физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния и развитие и коррекцию высших психических функций.

  1. Благоприятный климат в классе.

Формирование благоприятного климата на уроке является делом не только ответственным, но и творческим, требующим умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. В своей работе стараюсь создавать благоприятную атмосферу уже на начальном этапе урока. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха. Этого добиваюсь установками на успех: «Я смогу…», «У меня получится…», помогаю учащимся настроить себя и одноклассников на положительную волну: «Улыбнитесь соседу по парте», «Приободри себя, похлопай по плечу». В старших классах отдаю предпочтение посильным заданиям «Назовите …и сядьте» или игра «Снежный ком», эти приёмы помогают учащимся быстро включиться в работу, а также создают ситуацию успеха для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на их самооценке. На этапе целеполагания использую упражнения «Дополни предложение», «Выберите цели на урок», причём фразы уже частично сформулированы, либо полностью представлены на выбор и готовы для заполнения таблиц целей и результатов. Это предотвращает стрессовую ситуацию и, следовательно, повышает речевую активность.

                                                                                 

  табло целей и результатов                   целеполагание по опорным словам

На всех этапах урока поддерживаю благоприятную атмосферу через игровые моменты, групповое выполнение заданий, наглядное сопровождение урока, упражнения соревновательного характера и мотивационную стимуляцию с помощью жетонов, фишек, которая подвигает учащихся к дальнейшей плодотворной работе.

  1. Организация учебных занятий.

Строго слежу за продолжительностью урока, своевременным началом перемены; строю урок с учётом динамики работоспособности, контролирую рациональное использование ИКТ, наглядных средств и др. Обязательно выполняю гигиенические требования, предъявляемые к учебным предметам (световой, звуковой, воздушный режим, цветовое оформление).

  1. Нестандартные формы уроков.

Широко использую в своей практике нестандартные формы уроков, где наиболее качественно можно укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции у детей и помочь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. Так, мною были разработаны и проведены такие уроки как: урок-соревнование, приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества; урок-путешествие по Баргузинскому заповеднику, посвященный его юбилейной дате; урок-фантазия, где учащиеся выращивали цветок знаний; урок-компьютерная игра, на котором учащиеся переходили с уровня на уровень и где интерактивные задания чередовались со стандартными. И другие. Все  уроки, не смотря на нестандартность формы, выполняли образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, имели методически правильную структуру.

  1. Нестандартные задания и упражнения на уроке.

С целью поддержания интереса и снятие повышенной утомляемости на уроке применяю различные виды деятельности: работа с учебником, у доски, в тетрадях, устно, с сигнальными карточками.  При организации работы в группах и парах реализую дифференцированный подход в обучении, где учитывается дифференциация  по степени сложности выполнения упражнений и дифференциация по объёму выполняемых заданий. Регулярно разрабатываю нестандартные задания и упражнения, используя геометрический материал, возможности интерактивной доски, фантазию детей, цветовые элементы, аудио и видео фрагменты, компьютерное тестирование и т.д. Это вносит в каждый урок элемент новизны, значительно повышает интерес к изучаемому материалу, помогает школьникам избежать преждевременного утомления, попробовать себя в различной деятельности, которая в итоге работает на цель и задачи урока.

Упражнение «Подвижный текст». Текст располагается на интерактивной доске, каждая буква вращается вокруг своей оси. Учащиеся должны прочитать текст. Подвижный текст выполняет сразу две задачи: выступает в роли гимнастики для глаз и несёт в себе познавательную информацию. Дети с большим интересом выполняют подобные упражнения, в процессе прочтения  динамичного текста возникает соревновательная ситуация, благодаря этому интерес к полученной информации преумножается.

Упражнения с геометрическими фигурами. Набор кубиков можно использовать для составления слов из частей, предложений из слов. Задание можно облегчить использованием цветового оформления, например: «Составьте слово из частей красного цвета». Составление слов из частей по алгоритму. Задания могут быть индивидуальными или выполняться в паре.

Упражнение «Зеркало» несёт в себе коррекционную направленность, позволяет добывать информацию необычным способом, является гимнастическим для мышц глаз.

           

                                  Чтение зеркального текста

Упражнение «Музыкальный диктант» Учащиеся прослушивают короткие аудио фрагменты и записывают слова по заданию учителя. Так, на уроке обобщения по теме «Наречия» в 9 классе, записывали услышанные в отрывках песен наречия и определяли их значение. Репертуар был подобран в соответствии с предпочтениями подростков и тем самым помогал стабилизировать эмоциональный настрой учащихся на уроке. Музыкальное сопровождение добавляет экспрессивности, а также способствует корригированию внимания, слухового восприятия, чувства ритма.

  1. Физкультминутки

Физминутка снимает напряжение мышц, переключает внимание с одной деятельности на другую, успокаивает нервную систему, восстанавливает работоспособность детей. Интерактивное сопровождение упражнений, музыкальный фон  являются моими лучшими помощниками в борьбе с усталостью ребят. Все динамичные паузы соответствуют возрасту учащихся, а так же их интересам.  Нередко музыкальные композиции  дети рекомендуют сами, а физминутка соответствует тематике урока и является его логической частью.

  1. Физминутки для глаз.
  2. Упражнения, содержанием которых является ЗОЖ.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (512.96 kB)
Автор:
учитель КГБОУ "Славгородская общеобразовательная школа-интернат"
Дата публикации: 21.01.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Колосова О. В. Развитие и коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66634-razvitie-i-korrektsiya-vysshikh-psikhicheskikh-funktsij-u-detej-s-ovz (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию