Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Методические рекомендации по постановке игрового аппарата

С первых уроков в классе клавишного синтезатора, обу­чающемуся необходимо овладеть нотной грамотой, работа над постановкой рук и правильной посадкой за инструментом. Одной из главных задач педаго­га на начальном этапе развитие у обучающегося слуха, ритма, музыкальной памяти.

Постановка рук и организация игрового аппарата – самый ответствен­ный момент в начальном периоде обучения. Педагогу необходимо проявить максимум терпения и выдержки. Поскольку дети быстро устают, работая за инструментом, следует чередовать работу с не­большими паузами – разминками. Хорошо проводить урок в фор­ме игры, придумывая различные варианты «игрового занятия».

Важным моментом является правильная посадка обучающегося за инструментом. Необходимо посадить его за синтезатор и попро­сить положить его руки на клавиатуру.

Правильной высотой посадки считается та, при которой пред­плечье будет находиться в положении, параллельном полу. Локти не должны быть опущены или слишком приподняты. Спину следу­ет выпрямить, корпус немного наклонить вперед, на ноги он дол­жен удобно упираться.

Подобрав для обучающегося удобное положение посадки, не­обходимо зафиксировать высоту подставки, на которой стоит инст­румент, специальной ручкой – фиксатором. Прежде чем обучаю­щийся извлечет первый звук на инструменте, следует научить его упражнениям на освобождение мышц рук, дать ему почувствовать, насколько должны быть свободны мышцы у исполнителя. Для это­го ребёнку следует стоя поднять руки вверх и, подержав их в таком положении несколько секунд, бросить вниз, наклонив при этом свой корпус. Проделав такое упражнение несколько раз, мож­но перейти к упражнениям на клавиатуре.

Первые упражнения на инструменте – упражнения на поп legato (несвязная игра). Начальные упражнения следует исполнять 3-м пальцем, т. к. он является центром руки. Опираясь на третий па­лец, рука стоит достаточно устойчиво. Все упражнения на клавиа­туре необходимо исполнять правой и левой руками отдельно для того, чтобы руки развивались равномерно.

Первым вхождением обучающегося в клавишу надо управлять, поэтому педагог должен поддерживать руку обучающегося под пред­плечье и управлять движением его руки. Звук надо брать сверху, при этом рука как бы берет дыхание, вхождение в клавиши мягкое, но глубокое. Снятие руки обязательно при помощи кисти. Кисть, поднимаясь вверх, увлекает за собой пальцы. Первое упражнение – перенос руки по нотам «до» через октаву вверх и вниз. Рука во время переноса от одной ноты «до» до другой описывает в воздухе дугу. Это упражнение формирует свободное движение рук.

Первые упражнения на синтезаторе можно давать с подключе­нием автоаккомпанемента. Во время исполнения упражнения сле­дует чередовать паттерны разных стилей, подключать разные голо­са оркестровых инструментов.

Второе упражнение – до, ре, до, – через октаву – до, ре, до. Вверх и вниз отдельно каждой рукой.

Третье упражнение – перенесение руки с одной клавиш на другую по ступеням до мажорной гаммы вверх и вниз.

Все упражнения должны быть ритмически организованными. Обучающийся должен считать вслух, исполняя их.

Далее начинаем игру 2-м и 4-м пальцами одновременно.

Упражнения на терции: до 4- ми 2 и 4 пальцами переносим по всем октавам вверх и вниз отдельно каждой рукой. Затем то же упражнение исполняется 1 + 3 пальцами и 3 + 5 пальцами.

Упражнения на квинты: до + соль 1 + 5 пальцами через октаву вверх и вниз.

Затем можно вводить небольшие песенки на 1–2 нотах («Анд­рей-воробей» или «Дин-дон», «Ладушки-ладушки»), подключая при этом разные голоса инструментов оркестра и разные стили автоак­компанемента. Исполнять эти попевочки можно со счетом, с на­званием нот и со словами, играя уже всеми пальцами по очереди. Сначала все 1 пальцем, затем все 2 пальцем и т. д.

Когда обучающийся освоил вышеуказанный материал, можно переходить к игре первых номеров по сборникам:

  • «Школа игры на фортепиано» - ред. А. Николаева;
  • «Школа игры на синтезаторе» - ред. И. Красильников;
  • Хрестоматия «Мой инструмент», выпуск № 3 - ред. И. Шавкунов и др.

Аккомпанемент первоначально изучаемых песенок дается в режиме single finger.

Упражнение на укрепление пальцев. Как правило, начинающие имеют слабые кончики пальцев. Следует рекомендовать им упраж­нения на укрепление их ручным эспандером или ученическим лас­тиком. Можно использовать следующие упражнения для ощуще­ния и укрепления кончиков пальцев: кончиками I и 2 пальцев зах­ватить ластик, нажимать ими, пытаясь как бы продавить его не­сколько раз. Затем проделайте то же самое 1 и 3 пальцами, 1 и 4 пальцами, 1 и 5 пальцами. Сначала левой, затем правой руками.

Работая с ручным эспандером, подключайте не только кончик, а весь палец к работе. Работу над начальным циклом следует прово­дить очень кропотливо: здесь не следует спешить. Заниматься этим следует столько, сколько требуется обучающемуся. Кто-то осваивает материал быстро, кто-то - долго; следует подходить к этой работе индивидуально и с большим терпением. Освоив игру поп 1еgаtо, сле­дует переходить к игре упражнений легато по 2-3-5 звуков.

Освоение штриха legato. Переход от игры упражнений легато к легатному исполнению музыкальных произведений является очень ответственным моментом в работе обучающегося. Без совершен­ной игры легато невозможно красивое звучание инструмента. На­чинать заниматься в этом направлении следует с упражнений на соединение 2-х нот (ре - до, ми - ре), 3-2 пальцами правой руки и 2-3 пальцами левой руки. Первый звук следует брать сверху глубо­ко, но мягко погружая палец в клавиатуру, второй звук легко при­соединить к первому, плавно перевести один звук в другой. При соединении одного звука с другим необходимо обратить внимание занимающегося на два момента:

  • Следить за тем, чтобы первый звук не был передержан и не дал звукового наслоения;
  • Следить за тем, чтобы не было звукового разрыва между первым и вторым звуками, то есть не снимать первый звук раньше времени. После каждого сыгранного звена упражнения руку следу­ет снимать кистью и начинать новое звено, опуская руку в клавишу сверху. Освоив упражнения на слиговывание двух звуков, можно переходить к упражнениям легато по три звука, а затем, освоив этот этап, следует приступить к игре по пять звуков.

Подбор по слуху. Подбор по слуху начинается с легких попевок и детских песенок. В дальнейшем мелодии постепенно усложняют­ся и исполняются уже на фоне автоаккомпанемента сначала в ре­жиме normal, затем на базе основных аккордов Т,S,D,T. Мате­риалом для подбора по слуху может служить предложенная педаго­гом мелодия (спетая или сыгранная на инструменте) или просто любая знакомая и запоминающаяся обучающемуся. С самого нача­ла надо направлять внимание детей на то, что подбираемые ими мотивы составляют с автоаккомпанементом одно художественное целое. Необходимо так же разобрать с обучающимся строение под­бираемого материала: какое движение мелодии (плавное или со скачками), восходящие или нисходящие, каков ритмический рису­нок и т. д., а также рассмотреть гармоническое строение автоаккомпанемента. Нужно сразу обращать внимание на звуковую дисгармонию в случае неправильно подобранных аккордов в аккомпа­нементе и варианте исправления ошибок.

Чтение с листа. На протяжении всех лет обучения большое внима­ние должно быть уделено развитию у обучающегося навыков самостоя­тельного осмысления и анализ музыкального материала, умению быстро и грамотно читать с листа. Материалом для этого сначала служат одноголос­ные мелодии с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком, за­тем мелодии с элементарной гармонизацией. Игра с листа двумя руками рекомендуется со II года обучения. Для этого используется музыкальный материал более легкого уровня сложности (для II года обучения использо­вать произведения для I года и т. д.). При чтении с листа необходимо смотреть вперед по нотному тексту (также как мы это делаем при чтении буквенного текста), охватывать все большие участки, развивать умение не только видеть, но и слышать «вперед» внутренним слухом при предвари­тельном просмотре произведения и его проигрывании. Задача педагога научить воспитанника сосредоточиться на главном, опуская в случае не­обходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах, не искажающие характер гармонии), и меньше смотреть на клавиатуру инст­румента. Для чтения с листа нужно постоянная тренировка.

Аранжировка. Аранжировкой называется переложение музы­кального произведения для иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей. Таким образом, сущность ее в случае пере­ложения для синтезатора, составляет синтез двух исходных. Это оригинал (как правило, нотный текст или представление о звуко­вом тексте, если аранжировка музыкального произведения делает­ся по слуху) и звуковые возможности, который несет в себе данный инструмент. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х основных действий:

  • анализ текста оригинала;
  • составление проекта аранжировки;
  • отбор звуковых средств;
  • корректировка созданной аранжировки.

Важным методом обучения аранжировке является разъяснение обучающемуся последовательности действий и операций. Методи­ческий прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой с педагогом, способствует развитию творческой активности, музыкального воображения и мышления.

В процессе анализа уточняются важные детали формы произведе­ния, определяются характер и пути составления проекта аранжировки.

При отборе электронных звуковых средств обучающемуся важно по­нять принцип следования операций: от самых широких средств в опре­делении образной структуры аранжировки (паттерн, шумовые эффек­ты) до более тонких (тембр, звукорежиссерская коррекция звучания).

Для развития музыкального мышления обучающегося полез­но, чтобы он объяснял педагогу собственные действия: почему, с его точки зрения, на данном этапе работы над аранжировкой актуальна та или иная проблема, почему для ее решения необходимо приме­нить то или иное звуковое средство, как данный выбор отразится на цельности музыкального образа.

Работа над техникой. Техническое развитие детей занимает одно из ведущих мест в обучении игре на синтезаторе. Каждому обучающе­муся необходимо развить беглость пальцев, овладеть различными тех­ническими приемами, развить быстроту мышления. Развитию техни­ки, прежде всего, способствует регулярная работа над гаммами, ар­педжио, этюдами и упражнениями. Необходимо обращать внимание обучающегося на то, что работа над гаммами и этюдами не является чисто механическим процессом. Изучение гамм помогает детям со­вершенствоваться в игре легато, добиться ровности и певучести звуча­ния. Аппликатура в гаммах должна быть выучена безукоризненно. Над гаммами необходимо работать в течение всего периода обучения. За это время дети должны овладеть диезными мажорными и минорными гаммами до семи знаков включительно и бемольными мажорными и минорными гаммами до пяти знаков включительно в прямом и про­тивоположном движении, хроматической гаммой, аккордами, арпед­жио Т35, короткими и длинными в пределах четырех октав.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (43.53 kB)
Автор:
преподаватель МБУДО "Детская школа искусств № 10" г.Брянск
Дата публикации: 25.07.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Анисова С. В. Методические рекомендации по постановке игрового аппарата // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96691-metodicheskie-rekomendatsii-po-postanovke-igrovogo-apparata (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию