статья Методические рекомендации по постановке игрового аппарата
С первых уроков в классе клавишного синтезатора, обучающемуся необходимо овладеть нотной грамотой, работа над постановкой рук и правильной посадкой за инструментом. Одной из главных задач педагога на начальном этапе развитие у обучающегося слуха, ритма, музыкальной памяти.
Постановка рук и организация игрового аппарата – самый ответственный момент в начальном периоде обучения. Педагогу необходимо проявить максимум терпения и выдержки. Поскольку дети быстро устают, работая за инструментом, следует чередовать работу с небольшими паузами – разминками. Хорошо проводить урок в форме игры, придумывая различные варианты «игрового занятия».
Важным моментом является правильная посадка обучающегося за инструментом. Необходимо посадить его за синтезатор и попросить положить его руки на клавиатуру.
Правильной высотой посадки считается та, при которой предплечье будет находиться в положении, параллельном полу. Локти не должны быть опущены или слишком приподняты. Спину следует выпрямить, корпус немного наклонить вперед, на ноги он должен удобно упираться.
Подобрав для обучающегося удобное положение посадки, необходимо зафиксировать высоту подставки, на которой стоит инструмент, специальной ручкой – фиксатором. Прежде чем обучающийся извлечет первый звук на инструменте, следует научить его упражнениям на освобождение мышц рук, дать ему почувствовать, насколько должны быть свободны мышцы у исполнителя. Для этого ребёнку следует стоя поднять руки вверх и, подержав их в таком положении несколько секунд, бросить вниз, наклонив при этом свой корпус. Проделав такое упражнение несколько раз, можно перейти к упражнениям на клавиатуре.
Первые упражнения на инструменте – упражнения на поп legato (несвязная игра). Начальные упражнения следует исполнять 3-м пальцем, т. к. он является центром руки. Опираясь на третий палец, рука стоит достаточно устойчиво. Все упражнения на клавиатуре необходимо исполнять правой и левой руками отдельно для того, чтобы руки развивались равномерно.
Первым вхождением обучающегося в клавишу надо управлять, поэтому педагог должен поддерживать руку обучающегося под предплечье и управлять движением его руки. Звук надо брать сверху, при этом рука как бы берет дыхание, вхождение в клавиши мягкое, но глубокое. Снятие руки обязательно при помощи кисти. Кисть, поднимаясь вверх, увлекает за собой пальцы. Первое упражнение – перенос руки по нотам «до» через октаву вверх и вниз. Рука во время переноса от одной ноты «до» до другой описывает в воздухе дугу. Это упражнение формирует свободное движение рук.
Первые упражнения на синтезаторе можно давать с подключением автоаккомпанемента. Во время исполнения упражнения следует чередовать паттерны разных стилей, подключать разные голоса оркестровых инструментов.
Второе упражнение – до, ре, до, – через октаву – до, ре, до. Вверх и вниз отдельно каждой рукой.
Третье упражнение – перенесение руки с одной клавиш на другую по ступеням до мажорной гаммы вверх и вниз.
Все упражнения должны быть ритмически организованными. Обучающийся должен считать вслух, исполняя их.
Далее начинаем игру 2-м и 4-м пальцами одновременно.
Упражнения на терции: до 4- ми 2 и 4 пальцами переносим по всем октавам вверх и вниз отдельно каждой рукой. Затем то же упражнение исполняется 1 + 3 пальцами и 3 + 5 пальцами.
Упражнения на квинты: до + соль 1 + 5 пальцами через октаву вверх и вниз.
Затем можно вводить небольшие песенки на 1–2 нотах («Андрей-воробей» или «Дин-дон», «Ладушки-ладушки»), подключая при этом разные голоса инструментов оркестра и разные стили автоаккомпанемента. Исполнять эти попевочки можно со счетом, с названием нот и со словами, играя уже всеми пальцами по очереди. Сначала все 1 пальцем, затем все 2 пальцем и т. д.
Когда обучающийся освоил вышеуказанный материал, можно переходить к игре первых номеров по сборникам:
- «Школа игры на фортепиано» - ред. А. Николаева;
- «Школа игры на синтезаторе» - ред. И. Красильников;
- Хрестоматия «Мой инструмент», выпуск № 3 - ред. И. Шавкунов и др.
Аккомпанемент первоначально изучаемых песенок дается в режиме single finger.
Упражнение на укрепление пальцев. Как правило, начинающие имеют слабые кончики пальцев. Следует рекомендовать им упражнения на укрепление их ручным эспандером или ученическим ластиком. Можно использовать следующие упражнения для ощущения и укрепления кончиков пальцев: кончиками I и 2 пальцев захватить ластик, нажимать ими, пытаясь как бы продавить его несколько раз. Затем проделайте то же самое 1 и 3 пальцами, 1 и 4 пальцами, 1 и 5 пальцами. Сначала левой, затем правой руками.
Работая с ручным эспандером, подключайте не только кончик, а весь палец к работе. Работу над начальным циклом следует проводить очень кропотливо: здесь не следует спешить. Заниматься этим следует столько, сколько требуется обучающемуся. Кто-то осваивает материал быстро, кто-то - долго; следует подходить к этой работе индивидуально и с большим терпением. Освоив игру поп 1еgаtо, следует переходить к игре упражнений легато по 2-3-5 звуков.
Освоение штриха legato. Переход от игры упражнений легато к легатному исполнению музыкальных произведений является очень ответственным моментом в работе обучающегося. Без совершенной игры легато невозможно красивое звучание инструмента. Начинать заниматься в этом направлении следует с упражнений на соединение 2-х нот (ре - до, ми - ре), 3-2 пальцами правой руки и 2-3 пальцами левой руки. Первый звук следует брать сверху глубоко, но мягко погружая палец в клавиатуру, второй звук легко присоединить к первому, плавно перевести один звук в другой. При соединении одного звука с другим необходимо обратить внимание занимающегося на два момента:
- Следить за тем, чтобы первый звук не был передержан и не дал звукового наслоения;
- Следить за тем, чтобы не было звукового разрыва между первым и вторым звуками, то есть не снимать первый звук раньше времени. После каждого сыгранного звена упражнения руку следует снимать кистью и начинать новое звено, опуская руку в клавишу сверху. Освоив упражнения на слиговывание двух звуков, можно переходить к упражнениям легато по три звука, а затем, освоив этот этап, следует приступить к игре по пять звуков.
Подбор по слуху. Подбор по слуху начинается с легких попевок и детских песенок. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются и исполняются уже на фоне автоаккомпанемента сначала в режиме normal, затем на базе основных аккордов Т,S,D,T. Материалом для подбора по слуху может служить предложенная педагогом мелодия (спетая или сыгранная на инструменте) или просто любая знакомая и запоминающаяся обучающемуся. С самого начала надо направлять внимание детей на то, что подбираемые ими мотивы составляют с автоаккомпанементом одно художественное целое. Необходимо так же разобрать с обучающимся строение подбираемого материала: какое движение мелодии (плавное или со скачками), восходящие или нисходящие, каков ритмический рисунок и т. д., а также рассмотреть гармоническое строение автоаккомпанемента. Нужно сразу обращать внимание на звуковую дисгармонию в случае неправильно подобранных аккордов в аккомпанементе и варианте исправления ошибок.
Чтение с листа. На протяжении всех лет обучения большое внимание должно быть уделено развитию у обучающегося навыков самостоятельного осмысления и анализ музыкального материала, умению быстро и грамотно читать с листа. Материалом для этого сначала служат одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком, затем мелодии с элементарной гармонизацией. Игра с листа двумя руками рекомендуется со II года обучения. Для этого используется музыкальный материал более легкого уровня сложности (для II года обучения использовать произведения для I года и т. д.). При чтении с листа необходимо смотреть вперед по нотному тексту (также как мы это делаем при чтении буквенного текста), охватывать все большие участки, развивать умение не только видеть, но и слышать «вперед» внутренним слухом при предварительном просмотре произведения и его проигрывании. Задача педагога научить воспитанника сосредоточиться на главном, опуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах, не искажающие характер гармонии), и меньше смотреть на клавиатуру инструмента. Для чтения с листа нужно постоянная тренировка.
Аранжировка. Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей. Таким образом, сущность ее в случае переложения для синтезатора, составляет синтез двух исходных. Это оригинал (как правило, нотный текст или представление о звуковом тексте, если аранжировка музыкального произведения делается по слуху) и звуковые возможности, который несет в себе данный инструмент. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х основных действий:
- анализ текста оригинала;
- составление проекта аранжировки;
- отбор звуковых средств;
- корректировка созданной аранжировки.
Важным методом обучения аранжировке является разъяснение обучающемуся последовательности действий и операций. Методический прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой с педагогом, способствует развитию творческой активности, музыкального воображения и мышления.
В процессе анализа уточняются важные детали формы произведения, определяются характер и пути составления проекта аранжировки.
При отборе электронных звуковых средств обучающемуся важно понять принцип следования операций: от самых широких средств в определении образной структуры аранжировки (паттерн, шумовые эффекты) до более тонких (тембр, звукорежиссерская коррекция звучания).
Для развития музыкального мышления обучающегося полезно, чтобы он объяснял педагогу собственные действия: почему, с его точки зрения, на данном этапе работы над аранжировкой актуальна та или иная проблема, почему для ее решения необходимо применить то или иное звуковое средство, как данный выбор отразится на цельности музыкального образа.
Работа над техникой. Техническое развитие детей занимает одно из ведущих мест в обучении игре на синтезаторе. Каждому обучающемуся необходимо развить беглость пальцев, овладеть различными техническими приемами, развить быстроту мышления. Развитию техники, прежде всего, способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Необходимо обращать внимание обучающегося на то, что работа над гаммами и этюдами не является чисто механическим процессом. Изучение гамм помогает детям совершенствоваться в игре легато, добиться ровности и певучести звучания. Аппликатура в гаммах должна быть выучена безукоризненно. Над гаммами необходимо работать в течение всего периода обучения. За это время дети должны овладеть диезными мажорными и минорными гаммами до семи знаков включительно и бемольными мажорными и минорными гаммами до пяти знаков включительно в прямом и противоположном движении, хроматической гаммой, аккордами, арпеджио Т35, короткими и длинными в пределах четырех октав.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Анисова С. В. Методические рекомендации по постановке игрового аппарата // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96691-metodicheskie-rekomendatsii-po-postanovke-igrovogo-apparata (дата обращения: 14.11.2024)- Формирование основ здорового образа жизни в начальной школе в рамках ФГОС НОО
- Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения: методы работы с детьми
- ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ В РАБОТАХ ЛЕНИНГРАДСКИХ ПЕДАГОГОВ
- ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ, ОБУЧЕНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
- Использование технологии бинарного обучения в развитии компетентности учащихся на уроках литературы
- НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя высшей категории ГОУ ТО «Яснополянский детский дом»
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3399 пользователей.
Отзывы