статья Патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Воспитание патриотической личности - одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чем не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей страны, Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю своей страны. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Начальная школа является второй ступенью долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям, сёстрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности.
Наша задача, как учителей начальных классов- правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
В школе через разные формы: урок, классный час, внеклассные мероприятия, школьные праздники, экскурсии, внеурочная деятельность - идёт формирование гражданской позиции и патриотических чувств.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. В дошкольном возрасте ребенок овладевает языком своего народа, знакомится с народными песнями, играми, получает впечатления о природе родного края, о труде, быте, обычаях людей, среди которых он живет.
В школе много времени уделяется патриотическому воспитанию. С первых дней учебы в школе в “Азбуке” под редакцией В.Г.Горецкого есть вопросы и задания по изучению родного края, города, своей страны.
В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотические чувства.
На уроках математики решаем задачи с воспитательным уклоном, на уроках русского языка выполняем упражнения, диктанты, изложения, сочинения, словарные слова….ит.д., после чего проводим воспитательные беседы. Например, в процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определять основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм. Работа над словарным словом – Россиия; выясняю, что знают дети о своей стране, как она называется, кто мы в своей стране, хочется вызвать чувства гордости и восхищения за свою страну.( У нашей страны удивительно красивое звучное имя-Россия!. В нашей стране красивая природа, красивые города, удивительные реки. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия ит. д.)
Большое воспитательное значение имеют пословицы, поговорки, которые можно использовать при изучении различных ем по русскому языку и литературному чтению. (Родина мать- умей за неё постоять. Родная сторона- мать, чужая – мачеха. Русский человек без родины не живёт. Дети объясняют пословицы. Решению воспитательных задач патриотического характера способствуют уроки литературного чтения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. В учебниках много стихов о любви к России, о красоте нашей природы, о хороших людях На уроках обязательно мы анализируем рассказы, сказки, стихи от и до. В каждом предложении есть представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Чувство гордости за свой народ вызывают занятия о богатырях земли русской. Богатыри- мужественные и сильные люди, о которых народ слагал легенды и передавал их друг другу из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые и дошли до наших времен.
В учебниках окружающего мира подобран необходимый материал, который позволяет приобщить детей к культурному наследию народов нашей страны и воспитывать патриотические чувства, каждую тему можно связать с гражданско-патриотическим воспитанием. Ученики отправляются в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, путешествуют по музеям, с гордостью рассказывая детям о полезных ископаемых, которыми богата наша страна, и которые играют большую роль в экономике страны, изучают природу и природные зоны., т.е. будь то изучение растений и животных- везде можно призывать гордится своей Родиной. Давая детям знания о стране, городах, реках природе, нельзя забывать о людях, которые прославили нашу страну: это герои войн, полководцы учёные, космонавты. В учебнике 4 класса есть раздел «Путешествие в прошлое России». Изучение этого раздела предоставило возможность ученикам познакомиться с историей Отечества, осознать частичкою своего государства.
И на уроках, и во внеурочное время знакомим детей с государственной символикой, что (символы) обозначают, откуда появились . Рассказывая детям о символиках нашего государства, им интересно знать цветовое решение нашего флага, говорю им, что эти цвета использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет-обозначает мир и чистоту, синий- небо и верность, красный- огонь и отвага.
Рассматривая герб нашего государства, с гордостью рассказываю о том, что орёл двуглавый тоже не случайно изображён, чтобы охранять такую огромную территорию, нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла – всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает чёрного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам.
Говоря о России, обязательно касаюсь темы о многонациональном составе населения, и о национальном составе нашего класса; воспитываю уважительное и дружелюбное отношение к людям разных национальностей. Все они говорят на своём языке имеют свою историю, культуру, традиции, праздники.
В начальной школе проводятся различные внеклассные мероприятия, экскурсии, классные часы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, кружки, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить .
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Ребята из начальной школы принимали участие в празднике «День матери». Большая работа у нас ведётся по подготовке ко Дню Матери. Дети рисуют рисунки, готовят открытки и подарки, пишут сочинения, письмо маме с признанием в любви. Затем проводим итоговое мероприятие-праздник: конкурс чтецов «О той, кто дарует нам жизнь и тепло...»
В спортивном зале ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!» где воспитывается чувство гордости за свою семью. Семья –это ячейка общества, государства. И где, как не в семье, закладывается первый опыт нравственного поведения, уважения к старшим, к окружающим. В классе проходил проект «Моя семья», « Традиции моей семьи» где дети составляли небольшие рассказы о своей семье, о традициях своей семьи , поместили фотографии своей семьи.
В школе проводятся классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: такие как
Мой край, мой дом родной
Правила поведения в школе
День народного единства
День конституции и т.д.
В начале сентября проводится «Всероссийский урок мира».
Гражданско- патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. В каждой семье есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Нужно рассказывать ученикам об их бабушках и дедушках, изучать историю семьи. Все это воспитывает маленьких патриотов. Дети активно участвуют во всех проектах, конкурсах рисунков и поделок, как классных, так и школьных. Недавно вся начальная школа принимала участие в проекте: «Открытка для пожилого человека» Дети заранее с большим удовольствием готовились к такому дню: делали открытки, писали пожелания и поздравления
В нашей школе стали традиционными классные часы, посвящённые ВО войне, это одна из главнейших тем патриотического воспитания в школе. Это была самая разрушительная война, которая унесла жизни миллионов людей, ведь не только взрослые, но и дети становились в этой войне героями. Эти события не должны изгладиться из памяти сколько бы не сменилось поколений после её окончания... Это классные часы о блокаде Ленинграда, о Курской битве, Освобождение Сталинграда, Уроки Мужества; классные часы к Дню Победы. Каждый год к 9 мая проходит огромная работа по патриотическому воспитанию детей: дети читают книги о В.О. войне, если предоставляется такая возможность встречаются с ветеранами, с людьми, мимо которых не прошла война, возлагают цветы к памятникам. В начальной школе была проведена литературно-музыкальная композиция «Песня звала в бой!» Ученики начальной школы разучивали военные песни и стихи. Праздник получился очень трогательным.
К 23 февраля приглашаются сотрудники военного аппарата, которые рассказывают о службе в армии, дают очень важные советы мальчикам, ведут дискуссию с ребятами. Военно- патриотическое воспитание –это любовь к Родине, желание защитить её.
Класс активно участвует во всех проектах, конкурсах рисунков и поделок, как классных, так и школьных. Недавно вся начальная школа принимала участие в проекте: «Открытка для пожилого человека» Дети заранее с большим удовольствием готовились к такому дню: делали открытки, писали пожелания и поздравления.
Воспитание граждан и патриотов своей родины –процесс длительный, требующий от воспитания настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года просто невозможно, впереди ещё долгие годы школьной зрелости; ведь представление о Родине, любовь к Отечеству, воспитание любви к родителям, к семье, любовь к родной природе меняется и расширяется с годами.
В течение 4 лет старалась воспитать в детях чувство национальной гордости. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я задала своему классу. Вот что написали дети.
Наша страна самая большая.
Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной.
У нас много полезных ископаемых.
Россия - самая красивая страна. У нас красивая и разнообразная природа.
Своей историей, великими победами, своей армией.
Миролюбивой политикой, Красной площадью, президентом Путиным.
Освоением космоса.
Знаменитыми учёными, композиторами, писателями, художниками и писателями.
Могучим духом своего народа.
Победами на олимпиаде с в Сочи
Первым в мире космонавтом.
Мы победили фашистов.
Воспитание граждан и патриотов своей родины –процесс длительный, требующий от воспитания настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года просто невозможно, впереди ещё долгие годы школьной зрелости; ведь представление о Родине, любви к Отечеству, воспитание любви к родителям, к семье, любовь к родной природе меняется и расширяется с годами.
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Воспитание патриотической личности - одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чем не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей страны, Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю своей страны. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Начальная школа является второй ступенью долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям, сёстрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности.
Наша задача, как учителей начальных классов- правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
В школе через разные формы: урок, классный час, внеклассные мероприятия, школьные праздники, экскурсии, внеурочная деятельность - идёт формирование гражданской позиции и патриотических чувств.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. В дошкольном возрасте ребенок овладевает языком своего народа, знакомится с народными песнями, играми, получает впечатления о природе родного края, о труде, быте, обычаях людей, среди которых он живет.
В школе много времени уделяется патриотическому воспитанию. С первых дней учебы в школе в “Азбуке” под редакцией В.Г.Горецкого есть вопросы и задания по изучению родного края, города, своей страны.
В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотические чувства.
На уроках математики решаем задачи с воспитательным уклоном, на уроках русского языка выполняем упражнения, диктанты, изложения, сочинения, словарные слова….ит.д., после чего проводим воспитательные беседы. Например, в процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определять основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм. Работа над словарным словом – Россиия; выясняю, что знают дети о своей стране, как она называется, кто мы в своей стране, хочется вызвать чувства гордости и восхищения за свою страну.( У нашей страны удивительно красивое звучное имя-Россия!. В нашей стране красивая природа, красивые города, удивительные реки. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия ит. д.)
Большое воспитательное значение имеют пословицы, поговорки, которые можно использовать при изучении различных ем по русскому языку и литературному чтению. (Родина мать- умей за неё постоять. Родная сторона- мать, чужая – мачеха. Русский человек без родины не живёт. Дети объясняют пословицы. Решению воспитательных задач патриотического характера способствуют уроки литературного чтения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. В учебниках много стихов о любви к России, о красоте нашей природы, о хороших людях На уроках обязательно мы анализируем рассказы, сказки, стихи от и до. В каждом предложении есть представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Чувство гордости за свой народ вызывают занятия о богатырях земли русской. Богатыри- мужественные и сильные люди, о которых народ слагал легенды и передавал их друг другу из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые и дошли до наших времен.
В учебниках окружающего мира подобран необходимый материал, который позволяет приобщить детей к культурному наследию народов нашей страны и воспитывать патриотические чувства, каждую тему можно связать с гражданско-патриотическим воспитанием. Ученики отправляются в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, путешествуют по музеям, с гордостью рассказывая детям о полезных ископаемых, которыми богата наша страна, и которые играют большую роль в экономике страны, изучают природу и природные зоны., т.е. будь то изучение растений и животных- везде можно призывать гордится своей Родиной. Давая детям знания о стране, городах, реках природе, нельзя забывать о людях, которые прославили нашу страну: это герои войн, полководцы учёные, космонавты. В учебнике 4 класса есть раздел «Путешествие в прошлое России». Изучение этого раздела предоставило возможность ученикам познакомиться с историей Отечества, осознать частичкою своего государства.
И на уроках, и во внеурочное время знакомим детей с государственной символикой, что (символы) обозначают, откуда появились . Рассказывая детям о символиках нашего государства, им интересно знать цветовое решение нашего флага, говорю им, что эти цвета использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет-обозначает мир и чистоту, синий- небо и верность, красный- огонь и отвага.
Рассматривая герб нашего государства, с гордостью рассказываю о том, что орёл двуглавый тоже не случайно изображён, чтобы охранять такую огромную территорию, нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла – всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает чёрного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам.
Говоря о России, обязательно касаюсь темы о многонациональном составе населения, и о национальном составе нашего класса; воспитываю уважительное и дружелюбное отношение к людям разных национальностей. Все они говорят на своём языке имеют свою историю, культуру, традиции, праздники.
В начальной школе проводятся различные внеклассные мероприятия, экскурсии, классные часы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, кружки, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить .
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Ребята из начальной школы принимали участие в празднике «День матери». Большая работа у нас ведётся по подготовке ко Дню Матери. Дети рисуют рисунки, готовят открытки и подарки, пишут сочинения, письмо маме с признанием в любви. Затем проводим итоговое мероприятие-праздник: конкурс чтецов «О той, кто дарует нам жизнь и тепло...»
В спортивном зале ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!» где воспитывается чувство гордости за свою семью. Семья –это ячейка общества, государства. И где, как не в семье, закладывается первый опыт нравственного поведения, уважения к старшим, к окружающим. В классе проходил проект «Моя семья», « Традиции моей семьи» где дети составляли небольшие рассказы о своей семье, о традициях своей семьи , поместили фотографии своей семьи.
В школе проводятся классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: такие как
Мой край, мой дом родной
Правила поведения в школе
День народного единства
День конституции и т.д.
В начале сентября проводится «Всероссийский урок мира».
Гражданско- патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. В каждой семье есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Нужно рассказывать ученикам об их бабушках и дедушках, изучать историю семьи. Все это воспитывает маленьких патриотов. Дети активно участвуют во всех проектах, конкурсах рисунков и поделок, как классных, так и школьных. Недавно вся начальная школа принимала участие в проекте: «Открытка для пожилого человека» Дети заранее с большим удовольствием готовились к такому дню: делали открытки, писали пожелания и поздравления
В нашей школе стали традиционными классные часы, посвящённые ВО войне, это одна из главнейших тем патриотического воспитания в школе. Это была самая разрушительная война, которая унесла жизни миллионов людей, ведь не только взрослые, но и дети становились в этой войне героями. Эти события не должны изгладиться из памяти сколько бы не сменилось поколений после её окончания... Это классные часы о блокаде Ленинграда, о Курской битве, Освобождение Сталинграда, Уроки Мужества; классные часы к Дню Победы. Каждый год к 9 мая проходит огромная работа по патриотическому воспитанию детей: дети читают книги о В.О. войне, если предоставляется такая возможность встречаются с ветеранами, с людьми, мимо которых не прошла война, возлагают цветы к памятникам. В начальной школе была проведена литературно-музыкальная композиция «Песня звала в бой!» Ученики начальной школы разучивали военные песни и стихи. Праздник получился очень трогательным.
К 23 февраля приглашаются сотрудники военного аппарата, которые рассказывают о службе в армии, дают очень важные советы мальчикам, ведут дискуссию с ребятами. Военно- патриотическое воспитание –это любовь к Родине, желание защитить её.
Класс активно участвует во всех проектах, конкурсах рисунков и поделок, как классных, так и школьных. Недавно вся начальная школа принимала участие в проекте: «Открытка для пожилого человека» Дети заранее с большим удовольствием готовились к такому дню: делали открытки, писали пожелания и поздравления.
Воспитание граждан и патриотов своей родины –процесс длительный, требующий от воспитания настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года просто невозможно, впереди ещё долгие годы школьной зрелости; ведь представление о Родине, любовь к Отечеству, воспитание любви к родителям, к семье, любовь к родной природе меняется и расширяется с годами.
В течение 4 лет старалась воспитать в детях чувство национальной гордости. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я задала своему классу. Вот что написали дети.
Наша страна самая большая.
Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной.
У нас много полезных ископаемых.
Россия - самая красивая страна. У нас красивая и разнообразная природа.
Своей историей, великими победами, своей армией.
Миролюбивой политикой, Красной площадью, президентом Путиным.
Освоением космоса.
Знаменитыми учёными, композиторами, писателями, художниками и писателями.
Могучим духом своего народа.
Победами на олимпиаде с в Сочи
Первым в мире космонавтом.
Мы победили фашистов.
Воспитание граждан и патриотов своей родины –процесс длительный, требующий от воспитания настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года просто невозможно, впереди ещё долгие годы школьной зрелости; ведь представление о Родине, любви к Отечеству, воспитание любви к родителям, к семье, любовь к родной природе меняется и расширяется с годами.
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Воспитание патриотической личности - одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чем не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей страны, Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю своей страны. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Начальная школа является второй ступенью долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям, сёстрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности.
Наша задача, как учителей начальных классов- правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
В школе через разные формы: урок, классный час, внеклассные мероприятия, школьные праздники, экскурсии, внеурочная деятельность - идёт формирование гражданской позиции и патриотических чувств.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. В дошкольном возрасте ребенок овладевает языком своего народа, знакомится с народными песнями, играми, получает впечатления о природе родного края, о труде, быте, обычаях людей, среди которых он живет.
В школе много времени уделяется патриотическому воспитанию. С первых дней учебы в школе в “Азбуке” под редакцией В.Г.Горецкого есть вопросы и задания по изучению родного края, города, своей страны.
В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотические чувства.
На уроках математики решаем задачи с воспитательным уклоном, на уроках русского языка выполняем упражнения, диктанты, изложения, сочинения, словарные слова….ит.д., после чего проводим воспитательные беседы. Например, в процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определять основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм. Работа над словарным словом – Россиия; выясняю, что знают дети о своей стране, как она называется, кто мы в своей стране, хочется вызвать чувства гордости и восхищения за свою страну.( У нашей страны удивительно красивое звучное имя-Россия!. В нашей стране красивая природа, красивые города, удивительные реки. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия ит. д.)
Большое воспитательное значение имеют пословицы, поговорки, которые можно использовать при изучении различных ем по русскому языку и литературному чтению. (Родина мать- умей за неё постоять. Родная сторона- мать, чужая – мачеха. Русский человек без родины не живёт. Дети объясняют пословицы. Решению воспитательных задач патриотического характера способствуют уроки литературного чтения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. В учебниках много стихов о любви к России, о красоте нашей природы, о хороших людях На уроках обязательно мы анализируем рассказы, сказки, стихи от и до. В каждом предложении есть представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Чувство гордости за свой народ вызывают занятия о богатырях земли русской. Богатыри- мужественные и сильные люди, о которых народ слагал легенды и передавал их друг другу из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые и дошли до наших времен.
В учебниках окружающего мира подобран необходимый материал, который позволяет приобщить детей к культурному наследию народов нашей страны и воспитывать патриотические чувства, каждую тему можно связать с гражданско-патриотическим воспитанием. Ученики отправляются в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, путешествуют по музеям, с гордостью рассказывая детям о полезных ископаемых, которыми богата наша страна, и которые играют большую роль в экономике страны, изучают природу и природные зоны., т.е. будь то изучение растений и животных- везде можно призывать гордится своей Родиной. Давая детям знания о стране, городах, реках природе, нельзя забывать о людях, которые прославили нашу страну: это герои войн, полководцы учёные, космонавты. В учебнике 4 класса есть раздел «Путешествие в прошлое России». Изучение этого раздела предоставило возможность ученикам познакомиться с историей Отечества, осознать частичкою своего государства.
И на уроках, и во внеурочное время знакомим детей с государственной символикой, что (символы) обозначают, откуда появились . Рассказывая детям о символиках нашего государства, им интересно знать цветовое решение нашего флага, говорю им, что эти цвета использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет-обозначает мир и чистоту, синий- небо и верность, красный- огонь и отвага.
Рассматривая герб нашего государства, с гордостью рассказываю о том, что орёл двуглавый тоже не случайно изображён, чтобы охранять такую огромную территорию, нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла – всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает чёрного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам.
Говоря о России, обязательно касаюсь темы о многонациональном составе населения, и о национальном составе нашего класса; воспитываю уважительное и дружелюбное отношение к людям разных национальностей. Все они говорят на своём языке имеют свою историю, культуру, традиции, праздники.
В начальной школе проводятся различные внеклассные мероприятия, экскурсии, классные часы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, кружки, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить .
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Ребята из начальной школы принимали участие в празднике «День матери». Большая работа у нас ведётся по подготовке ко Дню Матери. Дети рисуют рисунки, готовят открытки и подарки, пишут сочинения, письмо маме с признанием в любви. Затем проводим итоговое мероприятие-праздник: конкурс чтецов «О той, кто дарует нам жизнь и тепло...»
В спортивном зале ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семь
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Новосельцева Т. А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66908-patrioticheskoe-vospitanie-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 22.12.2024)- Методика построения занятий фитнесом
- Формы и методы работы со слабоуспевающими
- Развитие техники танца
- Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в работе с обучающимися с ТМНР
- Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте с ТМНР
- Коррекционная работа с аутичным ребенком
- Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС начального образования