статья Формирование познавательной активности учащихся через системно-деятельностный подход в обучении
Представляю вашему вниманию мой опыт работы «Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении».
Вопросами метапредметной деятельности с 1980-х годов занималась Научная школа Андрея Викторовича Хуторского «Метапредметное содержание образования».
Сегодня данным вопросом занимается группа методистов, во главе с Громыко Ниной Вячеславовной, Половковой Мариной Вадимовной.
Цель разработки метапредметного подхода в том, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга учебных дисциплин.
Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения. И я поняла, что в моей работе необходим переход от предметно ориентированного обучения к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления.
Текст статьи:
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы страны зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения».
Новое понимание обществом целей и ценностей образования, определенное в программе «Наша новая школа», «формирует направления модернизации образования».
Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая стратегия – «образование на протяжении всей жизни человека» (взамен прежней установки «Образование на всю жизнь») – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.
Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения. Поэтому необходим переход от предметно ориентированного обучения, основная цель которого - передача содержания какой-либо предметной области к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления.
Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только и не столько передача знаний и технологий, но, главное, формирование творческих компетентностей, готовности к непрерывному обучению, умению выбирать и обновлять свой профессиональный путь.
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный характер.
Вместе с тем, в практике образования еще не произошло существенных изменений, т.к. не решены следующие проблемы:
- недостаточно внимания уделяется созданию педагогического пространства, обеспечивающего реализацию индивидуальных учебных программ, формированию интеллекта учащихся, развитию социальных, ключевых компетенций;
- особенностью учебного процесса является ориентированность на передачу теоретических знаний, а не на освоение способов деятельности;
- в действующих образовательных стандартах первого поколения отдается приоритет освоению предметного содержания;
- сложившееся понимание базового уровня образования – «три». От ученика не требуется самостоятельности в решении каких – либо проблем;
- отсутствует компетентностный подход в обучении;
- предметные цели обучения доминируют над интегрированными, метапредметными;
- авторитаризм в отношениях между обучающимися и учителем не уступает место сотрудничеству, партнерству, установлению диалоговых отношений в образовательной деятельности;
- формирование элементарных умений и навыков вытесняет деятельностный подход в обучении.
Желание найти ответ на вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы выпускник был целостной личностью, способной адаптироваться в изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, успешно социализироваться в обществе, привело к поиску такой образовательной парадигмы, которая способствовала бы созданию условий для позитивной самореализации ребенка, опоры на его продуктивную деятельность, позволило обеспечить смену ценностных ориентиров и целей образования.
Считаю, что «образовательная деятельность должна быть построена как система, в основе которой заложены принципы метапредметности как условия целостности познания и средства формирования надпредметных знаний и осознанного присвоения их ученикам и метазнаний как смыслообразующей и ценностнообразующей функции».
Внедрение метапредметного подхода в обучение позволяет:
- обеспечить повышение качества образовательного процесса;
- внедрять мыследеятельностный подход в обучение, совершенствовать работу по формированию способностей обучающихся, обеспечивает активизацию их познавательной самостоятельности;
- приводит к глубокой интеграции содержания различных предметов на основе освоения общих процессов мыследеятельности;
- способствует выработке ключевых компетенций, формируемых на метапредметном содержании образования;
- позволяет выстраивать новый характер отношений с обучающимися, индивидуализировать процесс образования.
Практика работы показывает, что внедрение метапредметного подхода в обучение позволяет разрешить ряд противоречий:
- между провозглашаемой ориентацией на развитие личности ученика и реальной ориентацией на освоение максимально большого объема знаний;
- между возрастающими требованиями личности и профессиональной деятельности учителя и фактическим уровнем его методологической готовности;
Для внедрения метапредметного подхода в образовательную практику, учителю необходимо:
- изучить психологические особенности учеников в целях обеспечения их оптимального развития;
- создать систему мониторинга по отслеживанию интеллектуального и психологического развития ученика;
- определить структуру компонентов системы формирования познавательной активности обучающихся;
- изучить содержательные и технологические возможности, которыми обладают учебные предметы, для формирования способов мыследеятельности учащихся;
- осуществить отбор методов, форм, технологий обучения, способствующих формированию мыследеятельности детей;
- разработать критерии оценки уровня сформированности ключевых компетенций и результатов деятельности по оценке познавательной активности обучающихся;
- совершенствовать систему воспитательной работы, внеклассной работы по предмету;
- развивать взаимодействие учеников, учителей, родителей на основе новых культурных ценностей;
- совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- создавать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
В основе успешности практической деятельности учителя по внедрению метапредметного подхода лежат следующие принципы:
- принцип рефлексивности – проведение анализа и коррекции деятельности по организации;
- принцип доброжелательности – опора на индивидуальность, уникальность, особенности личности учащегося;
- принцип создания атмосферы доверия, уважения, сотрудничества, сотворчества;
- принцип саморазвития – создание условий для появления у всех участников образовательного процесса установки на осознание ценности и значимости совместных усилий по развитию образовательного процесса;
- принцип самоопределения – признание себя и своего образовательного учреждения как уникального, осознание своих возможностей в достижении целей, решении поставленных задач.
Работа по реализации проекта была начата в 2008-2009 учебном году.
Были определены цель работы: организация урочной и внеурочной деятельности по формированию познавательной активности обучающихся на основе внедрения метапредметного подхода в обучении.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности обучающихся в условиях модернизации образовательного процесса.
Предмет исследования: педагогические пути и средства обеспечения развития познавательной активности обучающихся.
Задачи:
- создать условия для внедрения метапредметного подхода в образовательную практику;
- изучить психологические особенности учеников в целях обеспечения оптимального развития;
- создать систему мониторинга по отслеживанию интеллектуального и психологического развития ученика;
- осуществить отбор методов, форм, технологий обучения, способствующих формированию мыследеятельности обучающихся;
- разработать критерии оценки уровня сформированности ключевых компетенций и результатов деятельности по оценке познавательной активности обучающихся;
- совершенствовать систему воспитательной работы, внеклассной работы по предмету;
- совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- создать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
С 2008г. я веду работу по нескольким направлениям. Главным - является урочная деятельность. Результат работы сложился в модель формирования познавательной активности.
Опыт показал, что наиболее эффективными путями являются, такие как: интеграция обучения, создание проблемных ситуаций, решение нестандартных задач.
Приведу ряд уроков в которых отражается метапредметный подход в обучении.
На уроке «Старинные меры длины», я предлагаю учащимся расширить знания по теме «Меры длины», проследить историю старинных мер. На уроке мы решаем задачи со старинными мерами. Рассматриваем элементы русского народного фольклора на примерах пословиц и поговорок.
Цель урока «Положительные и отрицательные числа» отработать умения и навыки при выполнении действий с числами. Однако в ходе урока мы повторили правила действий, узнали некоторые исторические факты. Урок включал задания на развитие логического мышления, памяти, внимания.
На уроке «Формулы сокращенного умножения» учащиеся отрабатывают навыки использования формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Все задания построены не только на знание, но и на внимание, наблюдательность, сообразительность. Удается реализовать метапредмет «Формула», прослеживается интеграция математики с историей.
Урок «Арифметический квадратный корень» формирует универсальное понятие символ и знак на уроках математики. Я начинаю урок с давних времен, когда людям приходилось считать различные предметы, с которыми они сталкивались в повседневной жизни. Но ведь в древности не только цифр, но и букв, то не было. Как же люди выражали мысли, счет? Ученики предполагают, что сначала при помощи рисунков на скалах, зарубок на дощечках, узелков на веревках, затем появились первые обозначения звуков – буквы, иероглифы. Долгое время, во всех математических книгах величины и действия с ними записывались словами. В 3 веке греческий учитель, математик Диофант для своих учеников предложил записывать математические тексты – знаками.
В результате урока мы прослеживаем эволюцию математических обозначений.
Урок «Неравенства» я начинаю с проблемного вопроса: А где мы сталкиваемся с неравенствами в жизни? Как часто в жизни мы сравниваем? Наверное, с самого детства, когда слышим вопрос: «Кого ты больше любишь?» Больше - вот оно первое неравенство.
Затем я предлагаю видеоролик – притча «Все познается в сравнении». Затем исторически прослеживаем начиная с 3 века, когда Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа .
А современные ученые - нумерологи совместно с музыкантами предлагают послушать число П. Однако все эти рассуждения древние учёные проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современный тест ГИА содержит подобные задания.
Выходя за рамки предмета, затрагиваем и различное положение людей в обществе. Ребята высказывают мнение, что люди имеют неравный доступ к социальным благам. От природы люди имеют разные физические возможности.
Таким образом важным аспектом моей работы является педагогическое сопровождение которое, решает широкий спектр задач, способствует самоопределению, самореализации, саморазвитию ребенка.
Формирование различных видов мыследеятельности предусмотрено как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проектирование соответствует принципу метапредметности в обучении. За время работы учащимися созданы много проектов. Результатом моей работы стало создание модели формирования познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности на основе внедрения метапредметного подхода в обучении. В 2009г. создан индивидуальный сайт JULIA-LAVRUSHOVA @ YANDEX.RU, где представлен мой опыт работы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лаврушова Ю. Е. Формирование познавательной активности учащихся через системно-деятельностный подход в обучении // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/589-formirovanie-poznavatelnoj-aktivnosti-uchashchikhsya-cherez-sistemno-deyatelnostnyj-podkhod-v-obuchenii (дата обращения: 22.12.2024)- Воспитание нравственных качеств обучающихся во внеклассной работе
- Наличие тьюторского сопровождения образовательной деятельности учащихся и самоопределение в выборе профессиональной карьеры
- Цифровые инструменты работе учителя
- Клиповое мышление – феномен современности
- Использование электронных образовательных ресурсов на уроках инструментального музицирования
- Использование дуальной системы образований для улучшения конкурентоспособности будущих специалистов
- Живое слово переводчика