Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Психологические аспекты работы педагога с семьей (из опыта работы классного руководителя)

Включает методическую разработку

1. Вступление

Главное назначение семьи – это воспитание детей. Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участие в жизни общества;
  • социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
  • демографический определяется структурой семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой ситуации в обществе. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализовываются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это падение жизненного уровня многих семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных  учреждений.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество семьи с педагогами.

2. Психологические аспекты семейного воспитания

В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей.

Стиль семейного воспитания включает в себя отношение родителей к ребенку, характер контроля  за его поведением, способ предъявления требований, формы поощрения и наказаний. От стиля зависит психологическое развитие ребенка и формирование его личности.

Психологи условно выделяю следующие стили воспитания:

Пренебрегающий стиль:  характерен, как правило, для асоциальных семей. В семьях такого типа у ребенка наблюдается недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение.

Авторитарный стиль:  отношения с  ребенком строятся с опорой на незыблемость авторитета родителей, беспрекословное подчинение, непринятие индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, трудная адаптация в новых условиях.

Контролирующий стиль: предполагает ограничения в поведении ребенка, но эти ограничения с ним обговариваются, он принимает их как справедливые.

Подчиняющий стиль: родители удовлетворяют все прихоти и требования ребенка, подчиняются им, стараются изменить себя в соответствии с этими требованиями. Это приводит к развитию таких черт характера, как избалованность, эгоцентризм. Демократический стиль: в отношении родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное уважение, доверие. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко представлены самостоятельность, активность, уверенность и инициативность.

У каждого из родителей доминирующим является тот или иной стиль. Педагог, наблюдая за ребенком и семьей, может определить тип семейного воспитания.

3. Формы работы с родителями (из опыта работы)

В работе с родителями важно соблюдать основной принцип, который можно сформулировать так: сочетание уважения и требовательности к родителям, опора на положительный опыт семейного воспитания.

К сожалению, в образовательных учреждениях этот принцип иногда нарушается. Имеют место необоснованные вызовы родителей на педагогические советы, заседания родительских комитетов, советы по профилактике правонарушений. При этом не учитывается положение дел в семье и возможности родителей по воспитанию детей. Такая требовательность без уважения вызывает обиду родителей, вредит делу воспитания детей. Требовательность должна быть доброжелательной, не унижать достоинства личности, пробуждать ответственность, желание лучше воспитывать детей.

К нам в техникум обычно приходят учиться подростки, которые в школе имели средний балл  «3». При этом среди них часть детей из семей, где родители правильно строят отношения с детьми, заботятся об их физическом и умственном развитии, показывают достойный пример своим собственным поведением.

Проблемными для педагогов являются дети из неблагополучных семей. Такие родители уже имеют негативный опыт общения с педагогами школ, поэтому относятся к нам или враждебно, или безразлично. Сами они за помощью не приходят, поэтому приходится искать пути и средств воздействия на таких родителей.

Какие же формы работы с родителями используются в нашем техникуме?

1/  Общие родительские собрания

Такие собрания проводятся, как правило, два раза в год (для каждого курса отдельно).

Здесь не затрагиваются вопросы дисциплины и успеваемости. Обычно администрация техникума освещает вопросы организации учебного процесса, производственной практики, требования для студентов, проживающих в общежитии.

Кроме того, у нас проводятся тематические родительские собрания, на которые приглашаются работники военкомата (вопросы подготовки к службе в армии), медицинские работники, работники правоохранительных органов (вопросы профилактики правонарушений среди подростков).

2/ Групповые родительские собрания

Такие собрания проводятся 4-5 раз в год. Классный руководитель освещает вопросы успеваемости группы, а мастер производственного обучения – вопросы дисциплины, посещаемости и производственной практики.

На родительских собраниях не затрагиваются вопросы поведения и успеваемости трудных детей. Родители должны чувствовать доброжелательное отношение к их детям, только тогда можно рассчитывать на взаимопомощь и взаимопонимание.

Чтобы собрание было эффективным, необходимо активное участие родителей в обсуждении поставленных вопросов.

Например, родители моей группы активное обсуждали такие проблемы, как «Почему не все дети хотят учиться?», «Сколько карманных денег у вашего сына (дочери)?», «Как вы относитесь к тому, что ваш сын курит?». Особую тревогу у родителей сейчас вызывает рост наркомании среди подростков, поэтому на классный час я приглашала нарколога, который ответил на вопросы родителей.

3/ Открытые родительские уроки

На каждом родительском собрании я приглашаю родителей посетить уроки, особенно по тем предметам, которые вызывают затруднения у студентов. Редко, но некоторые родители выражают такое желание. Обычно после таких уроков они говорят о том, что увидели своих детей с другой стороны (заметили недостатки, о которых раньше не догадывались, услышали их слабые ответы и др.)

4/  Индивидуальные консультации

Обычно такая работа проводится с родителями трудных детей. Но бывают случаи, когда семья благополучная, полная, но отношения родителей с детьми строятся неправильно, родители подают отрицательный личный пример и не осознают своих ошибок. Такие родители часто не приходят в техникум, считают себя сведущими в вопросах воспитания. С такими родителями трудно наладить контакт. В моей практике был случай, когда мама утверждала, что ее сын очень вежливый, уважительный, добрый мальчик. Она не слушала меня с мастером, когда мы говорили ей о том, что ее сын холодный, эгоистичный, унижает других, пытаясь самоутвердиться в группе. К сожалению, когда он попал в армии под трибунал (за неуставные отношения), а ей потребовалась характеристика с места учебы, она вспомнила, о чем мы ей говорили.

5/ Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В последние годы, когда ситуация в экономике изменилась, в техникуме появились трудности с устройством студентов на производственную практику. Поэтому в группе проводится работа с родителями в этом направлении, т.е. мастер беседует с ними о том, кто может помочь в трудоустройстве ребят на том предприятии, где трудятся родители.

Надо отдать должное, что родители по возможности стараются помочь решить этот вопрос, потому что заинтересованы в том, чтобы их дети получили необходимые навыки и умения по овладению своей профессией. Кроме того, это позволяет улучшить контроль за прохождением практики.

В нашем техникуме существует родительский комитет из числа родителей от каждой группы. Он помогает администрации решать вопросы материально-технического обеспечения, ремонта кабинетов и мастерских.

Среди родителей наших студентов встречаются наши бывшие выпускники. Мы приглашаем их на наши общие торжественные мероприятия или классные часы. Такие встречи усиливают связь между поколениями отцов и детей, позволяет студентам по-другому посмотреть на своих родителей.

Наконец, каждый год мы проводим различные гуманитарные акции, в которых и студенты, и родители принимают активное участие.

6/ Организация административно-правового воздействия на родителей, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию детей.

Для того, чтобы правильно работать с неблагополучной семьей, необходимо всесторонне ее изучить, выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений. Такую информацию дают посещения на дому, где можно побеседовать с родителями и детьми.

Когда меры педагогического воздействия не дают результатов, приходиться приглашать родителей на беседу с администрацией техникума, очень редко – в органы исполнительной власти и правоохранительные органы.

Таким образом, все эти формы работы направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, на укрепление взаимосвязи техникума и семьи. 

Список использованной литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.
  2. Плинер Я.Г., Бухвалов  В.А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.
  3. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 2005
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (44.00 kB)
Автор:
преподаватель истории и обществознания
Дата публикации: 15.10.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кулиева Е. Е. Психологические аспекты работы педагога с семьей (из опыта работы классного руководителя) // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/748-psikhologicheskie-aspekty-raboty-pedagoga-s-semej-iz-opyta-raboty-klassnogo-rukovoditelya (дата обращения: 23.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию