Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формы обучения национальной борьбе «хапсагай» через подвижные игры с элементами единоборств

Введение

   Одним видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков является якутская национальная борьба хапсагай, в  дословном переводе означающая «состязания в ловкости». Со времен глубокой древности до нашего времени борьба хапсагай является украшением одного из самых главных праздников народов Саха «Ысыах», день летнего солнцестояния. К началу ХХ века якутская борьба хапсагай приобрела те черты высоконравственного, духовного и интеллектуального вида единоборства, которую по праву считается национальным достоянием республики Саха.  «Хапсагай» в дословном переводе на русский язык означает «ловкий», «быстрый». Хапсагай как вид спорта – это единоборство, в котором, применяя различные приемы, борцу нужно вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Даже случайное прикосновение считается поражением. Отличие хапсагая от других видов борьбы (вольной, классической) заключается в том, что поединок ведется только в положении стойки.  

Актуальность темы:    Занятия хапсагаем начинают обычно, хотя и неорганизованно, с раннего детства. Опрос многих борцов вольного стиля свидетельствует что хапсагаем они увлекались еще в дошкольные годы. В детском хапсагае характерна борьба вне захвата, мгновенная, кратковременная.   Развитие борьбы хапсагай шло стихийно. Нынешний ее арсенал богат, правила просты и строги. Хапсагаист начинал изучать борьбу практически со схватки в единоборстве. Поэтому шло слитное обучение техническим приемам и тактике, усвоение всего арсенала приемов проходит в условиях большого эмоционального подъема.  Техника и тактика хапсагай совершенствуется, и вместе с этим растет класс борцов-хапсагаистов.  Наряду с технической подготовкой, хапсагай развивает силу, ловкость, быстроту, выносливость. Обычно, высокие мастера хапсагая проводят комбинации приемов с определенными тактическими подготовками, выводами из равновесия и тому подобное. Мышечное чувство в развитии видов борьбы в дальнейшем будет иметь исключительное место. Назревает необходимость поиска эффективных путей, средств, методов развития и совершенствования мышечного чувства. Хапсагай, на наш взгляд, является одним из лучших средств развития этого качества.

Цель исследования:    Формы  обучения  детей младшего возраста  технике  национальной  борьбы  хапсагай  через подвижные игры с элементами единобоств.

Задачи исследования:

  1. Изучить различные методики тренировки обучения национальной борьбе хапсагай;
  2. Выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки хапсагай;
  3. Разработать формы   обучения национальной борьбе хапсагай через подвижные игры для детей младшего возраста;
  4. Экспериментально определить эффективность разработанных форм обучения технике национальной борьбы.

Практическая значимость: Разработанные  формы  обучения национальной борьбе хапсагай может  быть использована тренерами, учителями физической культуры. Данная форма обучения  продолжает и дополняет уроки физической культуры, а также позволяет расширить спортивно-оздоровительное направление в системе внеурочной деятельности.

Основные положения:    Данная  форма обучения направлена на привитие прочных навыков использования начальных и подготовительных дей­ствий на фоне высокого эмоционального возбуждения, харак­терного для игровых условий (формирование двигательного багажа, координацион­ных способностей и развитие специальных физических качеств). Непосредственно  форма обучения  применялась для формирования конкретных навыков и умений:

 1) сохранения статический и динамической устойчивости в условиях противоборства; борьбы за захват; сохранения (удержания) захватов; освобождения от захватов; уклонения (ухода) от захватов, их разрыва;

 2) овладение простейшими элементами тактики борьбы;

 3) воспитание волевых качеств.

В процессе обучения осваивались навыки выполнения следующих операций:

а) быстро и надежно осуществлять зах­ват;

 б) быстро перемещаться;

 в) предотвращать осуществление захвата соперником и своевременно освобождаться от него;

г) выво­дить из равновесия;

д) сковывать действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для дос­тижения преимущества (в дальнейшем – возможной атаки);

е) вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате;

Апробация результатов работы:

Результаты исследования получили успешное внедрение в образовательный процесс по физическому воспитанию в МБОУ "Хоринская СОШ" Олекминского района в секции  «Клуб Боотуров». Возрастная группа состояла из  учащихся младших школьников с 7 лет до 10 лет.  Исследование проводилось в течение 10 лет. Результаты исследования были выявлены в ходе наблюдения и диагностики за развитием физических качеств у детей младшего возраста.

  1. Собственные исследования: Анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; опрос (беседа, анкетирование); тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент.

Результаты измерений показателей физического развития и физической подготовленности младших школьников ( с 1-2-3 кл. на 2017-2018 учебный год)

 

Сила мышц рук ( отжимание из упора лежа) количество раз

Скоростные бег на 30м в сек.

Быстрота движения рук ( нанесение точек на лист бумаги за 10 с) количество раз

Челночный бег (координационные)  3*10м,с

   

Нач. уч. г.

Конец уч.г.

Нач. уч. г.

Конец уч.г.

Нач. уч. г.

Конец уч. г.

Нач.

уч. г.

Конец

уч. г.

1

Баньков Ярослав

 2кл

4

7

7,0

6,8

45

56

10,8

10,3

2

Меняков  Леонид   

 2 кл

7

8

6,9

6,3

47

48

10,4

10,4

3

Филиппов Афанасий

 2 кл

3

6

7,3

7,1

38

39

11,3

11,2

4

Иванов Женя

3 кл

12

14

5,7

5,2

67

75

9,5

9,2

5

Петров Ярослав

3 кл

13

16

6,1

5,5

55

52

9,9

9,3

6

Абрамов  Айтал

3кл

9

10

6,8

6,3

62

67

10,1

9,9

7

Данилов Дима

3 кл

11

13

6,7

6,5

51

60

10,2

9,8

8

Попов Харысхал

3кл

15

17

5,6

5,3

68

74

9,5

9,1

9

Кондаков Артем

1 кл

2

5

7,4

7,1

44

45

11,3

11,0

 

Формы работы

При построении учебно-тренировочного процесса используется   принцип базовой, или фундаментальной подготовки, от которого   в полной мере зависит конечный  результат. Планирование учебно-тренировочного процесса    осуществляется через подвижные игры:

  1. «Кутурук былдьаьааьына»;

Задачи: Развитие ловкости, сообразительности, координации движений

Инвентарь: ленточка

Место: спортзал, площадка

Содержание игры: двое игроков стоят против друг друга, ленточку прикрепляют сзади. По свистку начинают у друг друга отбирать ленточки. Кто первый выдернет ленточку, тот и выигрывает. Забегать за пределы площадки нельзя.

  1. «Мээчиги таарыйыма»;

 Задачи: развитие ловкости, координации движения и силу.

Инвентарь: баскетбольный мяч

Место: спортзал, площадка

Содержание игры: двое игроков стоят против друг друга в центре круга. В середине круга между игроками стоит баскетбольный мяч. Игроки держат друг друга за плечи. По команде игроки должны мячом коснуться противника, используя любые части тела. Побеждает тот, кого не коснулся мяч.

  1. «Ботууктэр охсуьуулара»;

Задачи: развитие ловкости, координации движения и силу.

Место: спортзал, площадка

Содержание игры: двое игроков стоят друг против друга на одной ноге. По команде игроки должны толкнуть противника, чтобы тот второй ногой коснулся земли. Побеждает тот, который остался в равновесии на одной ноге.

  1. «Бэрэбинэни суурдээьин»;

Задачи:Развитие ловкости, координации движения;

Оздоровительные: профилактика плоскостопия детей.

Инвентарь: круглое бревно длиной 1-2м., шириной 20-25см.

Содержание игры: Игроки стоят на бревне. Должны стоят в равновесии на круглом бревне и перекатывать ногами до определенной точки. Побеждает тот, кто быстрее перекатит бревно

  1. «О5устар харсыьыылара».

Задача: развивает силу

Место: спортзал, площадка

Содержание игры: двое игроков стоят друг против друга коснувшись плечами , руки держат за спину. По команде должны вытолкнуть друг друга за черту. Побеждает тот, кто вытолкнет противника за  черту.

  1. «Бэрэбинэ5э тустуу»

Задача :развитие ловкости, координация движения и силы :

Место проведения: спортзал, площадка.
Используемый инвентарь: круглое бревно длиной 2-3м., шириной 30-40см.
Содержание игры: Игроки стоят  друг против друга на бревне.  Побеждает тот, кто быстрее устоит на бревне .

Использование  данных подвижных игр развивает у младших школьников быстроту, ловкость, координацию движений и силу.

 Результаты собственных исследований

Младшие школьники, которые систематически занимались данной  формой обучения улучшают свои физические показатели.  Хорошо овладели навыками разнообразных физических упражнений различной направленности, навыками технических действий по борьбе хапсагай, а также применения их в тренировочной и соревновательной деятельности.

Выводы На основе выявления особенностей  физических показателей младших школьников разработанs формы обучения  технико-тактической подготовки юных спортсменов. Она включает в себя обучение базовой технике  национальной борьбы, применение спортивно-игрового метода и использование национальных видов борьбы для формирования умений и навыков ведения единоборства, формирование вариативного двигательного навыка. В результате экспериментальных исследований установлена достаточно высокая эффективность разработанной формой обучения технике  национальной борьбы хапсагай.

Так в экспериментальной группе достоверно   повысились следующие показатели: быстрота, ловкость, сила, координация движений, так как   эти навыки должны быть овладены в совершенстве в этом возрасте для обеспечения преемственности в развитии физических качеств.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Васильев П.К, Охлопков М.К., Сахалыы оонньуулар. Дь., 1985.
  2. Кочнев В., Ноговицын В. Национальные традиции для физического развития // Социалистическая Якутия. 1990. - 10 мая.
  3. Федоров А.С. Обугэлэрбит оонньуулара . Якутск, 1991.
  4. Шамаев Н.К. Народные традиции в физическом воспитании якутских детей. Сб. материалов межрегиональной науч.-практ. конф. « Из истоков народной педагогики якутов», Я., 1992.
  5. Шадрина А.А. Якутские народные игры. Я.,1991.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (425.84 kB)
Автор:
учитель физической культуры МБОУ " Хоринская СОШ"
Дата публикации: 15.10.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Баньков М. В. Формы обучения национальной борьбе «хапсагай» через подвижные игры с элементами единоборств // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/75383-formy-obucheniya-natsionalnoj-borbe-khapsagaj-cherez-podvizhnye-igry-s-elementami-edinoborstv (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию