статья Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся
Организация системы работы по предупреждению пробелов (отставания, неуспеваемости) в знаниях учащихся.
Дифференцирование работы учащихся на уроке, индивидуализация домашних заданий даёт хороший результат. Но, как говорится, лучше зло предотвратить, чем потом искоренить, поэтому предупреждение пробелов в знаниях учащихся, а также в дальнейшем отставания и неуспеваемости по математике является одной из важнейших задач обучения.
Любой здоровый ребенок в условиях общеобразовательной школы теоретически может овладеть знаниями, умениями, навыками, предусмотренными государственным стандартом.
Предупреждение неуспеваемости обусловливается системой организованной работы всего класса в целом и каждого ученика в отдельности на уроке и дома. Работу по предупреждению неуспеваемости учащихся по математике я строю,
во-первых, на изучении и принятии мер предотвращения ошибок в овладении общеобразовательными знаниями и,
во-вторых, на овладении типичными приемами самостоятельной деятельности.
Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала. В математике, как ни в каком другом предмете, все изучаемые вопросы находятся в тесной взаимосвязи. Так, невозможно изучение действий над рациональными числами без усвоения операций над натуральными числами. Изучение действий вычитания и сложения, умножения и деления также немыслимо без тесной взаимосвязи указанных вопросов.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
1)всестороннее повышение эффективности каждого урока;
2)формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3) Индивидуальный подход к учащемуся.
4) Специальная система домашних заданий.
5) Усиление работы с родителями.
6) Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Для предупреждения пробелов в знаниях по математике, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
В целях профилактики неуспеваемости учащихся по математике я стараюсь придерживаться следующих правил:
- В процессе контроля над подготовленностью учащихся - специально контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализирую и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявляю типичные для класса и концентрирую внимание на их устранении, контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщаю итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявляю причины отставания.
- При изложении нового материала - обязательно проверяю в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала, стимулирую вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала, применяю средства поддержания интереса к усвоению знаний, обеспечиваю разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
- В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке – подбираю задания по наиболее существенным разделам учебного материала, включаю в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах, инструктирую о порядке выполнения работы, стимулирую постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе, оказываю помощь ученикам в работе, развиваю их самостоятельность, Учу умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
- При организации самостоятельной работы вне класса – обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно трудности, систематически даю домашние задания по работе над типичными ошибками, инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися, согласовываю объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
- Подготовительная работа к изучению нового материала (с целью предупреждения неуспеваемости) готовит учащихся к овладению материалом, облегчает восприятие нового теоретического материала или новых приемов решения примеров и задач.
В зависимости от цели урока я использую разные приемы для установления связи нового материала с ранее изученным: постановку вопросов, самостоятельную работу с учебником, решение задач, сравнение понятий и т. д. В этих целях важное значение в классах с большой наполняемостью имеет сочетание на уроке общеклассной, групповой и индивидуальной работы.
- При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности. Чтобы предупредить возникновение ошибок при затруднении учеников на этом этапе, большую роль играют самостоятельные работы по образцу. Показ образца решения задачи, оформления ее записи, доказательства теоремы и т. д. даю сама или реже ученик, который уже усвоил новый материал и может выполнить работу. Образец для всех учащихся можно показать на доске. Образец решения задачи для отдельных учеников может быть дан на карточке.
- Предупреждению неуспеваемости способствует своевременная помощь ученикам.С этой целью в классах с большим числом учащихся (более 10) я вела тетради учета знаний учащихся. Каждому ученику отводила страницу, на которой отмечала:
- пробелы по отдельным темам;
- мероприятия для ликвидации пробелов:
- индивидуальные задания и сроки их выполнения;
- результат работы ученика.
Такие записи стимулируют деятельность школьников. При этом необходимо и полезно подводить итоги работы учащихся (успехи – публично, неуспехи – индивидуально).
О результатах усвоения каждым учеником тех или иных разделов программы можно судить по итогам проверочных работ. Результаты проведенных самостоятельных (проверочных) работ ориентируют на повторение конкретного материала фронтально со всем классом и индивидуально с отдельными учениками.
- Для предупреждения неуспеваемости по математике важна работа на закрепление материала. Для выработки определенных умений применения новых знаний на практике каждый ученик в силу индивидуальных особенностей выполняет необходимое ему количество тренировочных упражнений.
В практике обучения математике предлагаю для решения часто
упражнения обязательные и необязательные, упражнения, которые
содержат руководство к работе.
Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости по математике зависит от особенностей изучаемого конкретного материала. Продуманное и методически правильно организованное изучение конкретных вопросов учебной программы по математике, привлечение каждого из учащихся к активному участию в работе, внимательное отношение к ученикам способствует более глубокому усвоению ими учебной программы по математике.
Но в любых случаях необходимо создание благоприятной атмосферы в отношении к учащимся. Важно, чтобы организация работы способствовала развитию самостоятельности, положительного отношения к изучению математики, к учебе вообще.
При работе с учащимися по безошибочному усвоению знаний ими и предупреждения возникновения пробелов в знаниях можно использовать систему заданий из трех блоков:
заданий, позволяющих ученику воспроизводить материал;
заданий, предоставляющих возможность осмыслить воспроизводимый
материал и
заданий, предназначенных для достижения безошибочного уровня
усвоения материала во взаимосвязи со следующими приёмами:
1. Решение софизмов
Суть приема заключается в подборе таких примеров, при выполнении которых «очевиден» путь решения, однако получаемый таким образом результат явно противоречит смыслу задания.
3. Использование подсказки
Учащимся при самостоятельном выполнении заданий предлагается воспользоваться цепочкой подсказок различного вида:
- опорный конспект с образцами решений;
- помощь группы сильных учащихся, решивших данные задания и получивших положительный результат от учителя, тем ученикам, которые допустили математические ошибки при выполнении этих или аналогичных заданий;
- консультация у учителя.
4. Использование показательно-образцового решения
Этот прием может быть применен в одном из следующих вариантов.
Вариант 1. Один из сильных учащихся выполняет задание на доске, а слабые учащиеся следят за решением. Потом сильный учащийся медленно решает аналогичный пример на доске, слабые выполняют свои задания синхронно с работой на доске, задавая при необходимости свои вопросы.
Вариант 2. Работа по образцу, предложенному на карточках.
5. Закрепление безошибочных знаний, используя комплекс тренажеров
После того как ученик сознательно понял свою ошибку и готов развить успех и повысить свой уровень безошибочного усвоения материала, ему предлагается массив заданий одного типа в бумажном варианте или на электронном носителе (если учащийся имеет доступ к компьютеру).
6. Взаимопомощь учащихся
Прием может быть реализован в следующих вариантах.
Вариант 1. В группы объединяются два ученика: неуспевающий – исполняет роль ученика и сильный – исполняет роль учителя. Группа получает систему заданий, которые должен выполнить слабый ученик, роль «учителя» полностью контролировать каждый его шаг и вмешиваться в процесс при появлении ошибки (исправлять ее и объяснять, почему нужно делать по-другому).
Вариант 2. Ученику предлагается задание и его решение, которое он должен проверить и исправить ошибки, допущенные другими учащимися.
7. Решение цепочки последовательных математических упражнений
Учащемуся предлагается система упражнений, построенная по следующему принципу: начало одного из заданий является ответом для решенного. Полученный ответ позволяет определить, какое из заданий необходимо выполнить следующим. Первоначально задания целесообразно располагать последовательно, это позволяет ученику организовать самоконтроль при решении системы упражнений.
8. Контролирование домашней работа
Учащимся предлагается в начале занятия выполнить 1-2 задания по аналогии с домашними, или пройти тест. Это позволяет определить уровень безошибочности сформированных на прошлом занятии знаний, умений и навыков и скорректировать организацию деятельности на настоящем занятии.
В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать возникновению ошибок или ошибочных действий учеников. Учителю необходимо:
1. Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях
учащихся;
2. Систематически проводить работу над ошибками;
3. Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых
учащимися уже достаточно усвоено;
4. Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при
решении устных заданий;
- Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения
заданий;
6. Не допускать формальной проверки полученного результата.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Полежко Т. Н. Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79087-organizatsiya-sistemy-raboty-po-preduprezhdeniyu-probelov-v-znaniyakh-uchashchikhsya (дата обращения: 21.11.2024)- Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии
- Игровая деятельность в начальной школе
- Темперамент как психическое свойство личности
- Формирование у младших школьников умения решать уравнения на уроках математики
- Мотивация на уроках технологии
- Использование нестандартных техник рисования при формировании метапредметных результатов на уроках ИЗО
- Воспитание на современном этапе - это
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5121 пользователь.
Отзывы