статья Организация работы над текстом на уроках русского языка в начальной школе
«Организация работы над текстом на уроках русского языка в начальной школе»
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности.
Виды работы с текстом.
1. Нахождение границ предложений в тексте;
Зимой.
Был теплый день идет мокрый снег Лёва и Петя идут гулять во дворе играли малыши мальчики слепили для детей снежную крепость.
На лугу.
На широком лугу зеленеет трава выше колен кланяются лиловые колокольчики
вьётся цепкий горошек белеют высокие ромашки порхают мохнатые шмели на
листке подорожника сидит большой зелёный кузнечик.
2. Деление текста на абзацы;
Багульник – болотное растение. Это кустарник с белыми соцветиями, которые очень похожи на зонтик. Лепестки цветов багульника настолько яркие, что сверкают даже ночью. Когда цветёт багульник, болото кажется в снегу. Даже зимой листья багульника не облетают и остаются зелёными. Он словно не замечает наступления морозов. Багульник коварен. Это растение ядовито, и от его запаха кружится голова. Растёт дурманящий кустарник по соседству с голубикой. Собирающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой». А виноват-то багульник!
3.Восстановление деформированного текста;
По, заяц, болоту, скакал
Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да
Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится
Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся
В, стая, снегу, в живёт, куропаток
Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают
Опять, в, поклюют, снег, и
Заметит, снегом, кто, под, их
4.Озаглавливание;
5.Дописывание концовки текста;
Однажды Катя ходила с дедушкой в лес. Там она нарвала цветов и листьев. Катя сделала красивый букет. Дедушка нашел много опят…
6.Сократите предложение, оставив только главную мысль.
Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как паломничества туристов расположены в городе компактно, и сели вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
7.Определите, где находится главная мысль текста.
Если вы нашли в лесу тропинку, определите сперва – не звериная ли. А то есть шанс выйти к водопою вместе с семейством лосей. Если ветки то и дело бьют вам в лицо и грудь, это значит, что дорожка протоптана зверями немедленно сойдите с нее: наши леса не амазонская сельва, но встречаться с лесными обитателями все равно опасно. Если столкнулись нос к носу с кем-нибудь крупнее зайца, стойте спокойно, дайте зверю уйти.
8.В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно.
А) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены.
Б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем.
В) В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки.
Задания, связанные с редактированием и исправлением ошибок в тексте.
1. Заменить выделенные слова их семантическими эквивалентами (например, «аисты» — эти красивые птицы, пернатые родители, они).
На верхушке дерева птицы свили гнездо. Это аисты. Аисты не боятся людей и живут рядом с ними. Аистов никто не обижает. Своих детей аисты, кормят лягушками, которых таскают из болота. В народе говорят, что аисты приносят счастье в дом человека.
2. Выяснить, в каком высказывании порядок слов правильный.
Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. А позади, на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.
Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. Вместе с бойцом ехал его сын позади, на тачанке.
Однажды командир отправился в разведку. Он и четверо бойцов ехали верхом. А позади, на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.
3. Прочитать текст. Указать предложения, в которых есть ошибки в порядке слов. Исправить эти ошибки.
Нашей школы в стороне не остались ребята от хороших дел. В апреле они провели субботник. Ребята землю перекопали старших классов в саду. Двор убрали младшие школьники. Хорошо потрудились ученики нашей школы.
4. Устранить речевые ошибки в выделанных словах.
Страшное бедствие обрушилось на нашу страну. Фашисты напали в 1941 году на нашу Родину. Они разрушают наши города и села, пытались захватить все наши земли. Они хотят превратить в рабов наш свободный народ.
Задания на составление высказываний.
1. Из данных предложений составить два высказывания, соединяя между собой два-три предложения,
В саду наливались яблоки. Ребятишки бродили по всему саду. И от каждого сорта брали пробу. Они весело поглядывали из-под тёмных листьев и красные, и светло-жёлтые, и коричневые. Они собирали яблоки одного сорта в одну кучу.
2. Из текста выбрать те предложения, которые можно соединить между собой по смыслу.
Взошла луна, и стало тихо. На трибуну поднялись руководители нашего города. Герасим взял собачонку и принёс её домой. Луна зашла за облако, всё вокруг потемнело. Демонстрация вышла на площадь. В зале стояли брусья и висели канаты. Разведчики осторожно вышли из леса. Он положил щенка на подстилку и прикрыл его армяком. Затем состоялся митинг.
Задания, связанные с анализом текста.
1.Подчеркнуть в тексте слова, связывающие предложения, обозначить связь между предложениями стрелками.
Спать тюлени больше всего любят в снегу. Снег для них всё равно, что для нас с вами мягкая пуховая перина. Разнежатся они в этой благодати, да и проспят подход белого медведя. А с тем шутки плохи! (Н. С л ад ков).
2. Определить, в каких высказываниях имеется обобщающее предложение (вывод, итог).
К вечеру охотники подошли к оврагу. На его дне в темноте глухо шумел ручей. Место было незнакомое, внушающее тревогу.
Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. Он взошел на нее и стал внимательно разглядывать отчетливую чешую песчаного дна. Стоило хорошенько присмотреться, как в морщинках песка обнаружилась жизнь (В. Катаев).
Озеро Белое красиво в любое время года. Особенно оно красиво в летнюю пору. Желтая полоска тянется вдоль его берега. В некоторых местах темно -зеленые сосны так близко подходят к берегу, что смотрятся в воду. Живописные окрестности озера привлекают много туристов и любителей природы.
Задания, связанные с восстановлением текста.
1. Восстановить в тексте пропущенные слова — связки
(варианты: а) выбрать из данного ряда,
б) ориентируясь только на контекст).
Отец собирался ловить рыбу. … чинил сети, замазывал дырки в лодке смолой. Марина помогала…, и отец взял… с собой в море. … сидела на сетях и смотрела вниз, в воду (по Г. Снегиреву).
2. Восстановить в тексте пропущенные предложения
(варианты: даётся текст и предложение — найти его место в тексте; даётся текст и место пропуска — придумать предложение, ориентируясь на контекст).
В полярном море, среди тросов и плавучих льдин, живёт самый большой медведь на земле — белый. Белый медведь — настоящий хозяин Арктики, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу. Пропущенное предложение. И очень хитрый охотник.
3. Установить в тексте лишнее (не подходящее по смыслу) предложение. (Лишнее предложение подчеркнуть).
Давно это было — лет восемьсот -девятьсот назад. Воины тогда были вооружены мечами и пиками, одевались в железные латы. На головах они носили шлемы, лица их закрывали специальные маски или пластинки — забрала. И даже лошади многих воинов были одеты в металлические латы. И вдруг послышалось ржание лошадей и крики воинов. Назывались эти воины рыцарями.
По дороге ехали телега с бочкой, наполненной водой. На телеге сидели мальчик и девочка. Дорога гладкой лентой уходила вдаль. Вода при каждом толчке выплескивалась из бочки и обливала детей.
2. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Комплексная работа с текстом.
1 вариант
1)Чемодан стоял на полу, крышка была открыта. 2) Кот случайно толкнул её, крышка захлопнулась и захватила голову. 3) Кот заорал, пытаясь освободиться. 4) На шум прибежали Гарька и Леонид Аркадьевич и вызволили его. 5)Он весь растопорщился, шипел, ругался и долго брезгливо тряс лапами. 6) Вообще кот оказался очень крикливым и обидчивым. 7) За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.
1. Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.
2.Определи количество слогов в слове случайно.
3.Выпиши из предложений с 1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге»
4. Выпишите из предложений с 1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р
5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие
6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.
7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги
8. В 5-м предложении определи грамматическую основу
2 вариант
1)В кухне Леонид Аркадьевич налил коту большую тарелку молока.2) Кот расстелил свой длинный хвост и принялся за молоко. 3) Вылакав его, отошёл от тарелки и, забравшись под стол, завалился спать. 4)Живот настолько вздулся, что не было видно даже головы. 5)«Экая бесцеремонность!»- сказал Леонид Аркадьевич, разглядывая через очки кота.
1.Из предложений 1-2 выпишите слова, где все согласные звуки звонкие.
2. Из предложений 3-4 выпишите слова, где букв больше, чем звуков
3. Во 2 предложении определите грамматическую основу
4.В предложениях с 1-3 найди прилагательное в винительном падеже.
5. Из предложений с1-4 выпиши все предлоги
6. Из предложения 4-5 выпиши слово, обозначающее «беззастенчивость и развязность, выходящую за границы вежливости.»
7. Из предложений1-2 выпиши существительное, стоящее в дательном падеже
8. Из предложений 3-4 выпиши слова, где все согласные звуки глухие.
1 вариант
1)На дворе мороз и вьюга. 2)Ветер кружит хлопья снега.3) Смолкли птичьи голоса.4) Только дятлы стучат по коре деревьев. 5)Холодно зверям зимой. 6)Медведь залёг в берлогу.7) Лиса залезла в нору, а белка в дупле орешки грызёт.8) Заяц дрожит под кустом.
- Из предложения 7 выпиши слова, где все согласныезвонкие
- Из предложения 5 выпиши слово, где все согласныетвёрдые
- Из предложения 7 выпишиграмматическиеосновы
- Из предложения 4 выпиши существительное вДательномпадеже
- Из предложений с 3-5 выпиши слово со значением«зимнее лежбище медведя»
- Из предложений с1-5 выпиши предлоги
- Из предложений с 3-6 найдиглагол в прошедшем времени м.р. ед.ч.
- Определи сколько слогов в словептичьи
2 вариант
1)Пришла зима в лесную чащу.2) Одела она деревья в пушистый наряд. 3)Хлопья снега падают на деревья, кусты. 4)Под сосной лежат шишки, эта работа белки. 5)На снегу лисьи и волчьи следы. 6)Вот мелькнула белая шубка зайца.7) Хорошо в лесу зимой!
- Из предложения 1 выпиши слово, где все согласные мягкие
- Из предложения 5 выпиши однородные члены.
- Из предложения 2 выпиши слова, где все согласные звонкие
- Из предложения 4 выпиши слова, где все согласные глухие.
- Из предложения 4выпиши грамматические основы
- Из предложения 6 выпиши слово, где звуков больше, чем букв.
- Из предложений с 1-3 выпиши слово со значением«Густой частый лес»
- Из предложений с 1-3 выпиши глагол в настоящем времени
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Михина М. И. Организация работы над текстом на уроках русского языка в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/81802-organizatsiya-raboty-nad-tekstom-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 23.12.2024)- Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся
- Приёмы формирования читательской грамотности
- Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- Все работы хороши
- Проблемы электоральной активности современной молодежи
- Юрьева божница -печальный свидетель истории
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6032 пользователя.
Отзывы