статья Педагогическая мастерская как способ развития творческих способностей обучающихся
Своё название» педагогическая мастерская» получила из-за того, что учитель на уроке становится мастером, который «лепит» своего ученика посредством погружения его в ситуацию, в проблему. Мастер создаёт условия, интригу, придумывает различные задачи, таким образом, чтоб ученик доходил до его решения сам. Очевидно, что такая технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Позиция учителя заключается в том, что он выступает как консультант, он не обязывает ученика: «Сделай как я!» Он напутствует: «Сделай по-своему!» Предоставленная, таким образом, ученику свобода расковывает и дает путь к движению в изучении предложенной темы, не ограничивая его рамками урока. Такая технология дает право на ошибку ученика и результат может быть не всегда положительном, но при этом отрицательных оценок не допускается, оценивается сам процесс работы. Допускается ошибочный и незавершенный результат.
Благодаря организации коллективной и самостоятельной работы в рамках мастерской формируются коммуникативные качества, так как ученик является, активным участником деятельности группы. Самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует при выполнении самостоятельной работы.
Педагогическая мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Данная технология позволяет обучающимся самостоятельно формулировать цели урока, определять тему урока, находить наиболее эффективные пути для достижения целей и решения задач, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Мастерская очень удобна по своей структуре для реализации проектов различного уровня и масштаба: это может быть мини-проект, выполненный за один урок, групповые и индивидуальные проекты, объединенные одной темой или преследующие одну цель.
На этапе индукции учителем ставится задача о выполнении проекта, ученики же обдумывают тему и цели проектного задания каждый самостоятельно, работают с информационными источниками. На этапе социализации может быть осуществлено обсуждение этапов проекта, выполнение набросков этих этапов и разработка последовательности выполнения проекта, представители групп демонстрируют свои таблицы, рисунки, кластеры, схемы, выявляют недочеты или принимают предложения по внесению изменений в проделанной работе. Этап самоконструкции предполагает самостоятельную работу с проектным заданием, это может быть образец изделия или индивидуально выбранный этап проекта для разработки.
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
— состава участников;
— целей и способов деятельности;
— временной продолжительности процесса.
По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть проведены и со взрослыми, и с детьми.
По целям и способам деятельности выделяются:
— мастерские творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.
Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.
По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю или даже в течение нескольких месяцев, как раз в этом случае мы и можем говорить о долгосрочных и краткосрочных проектах.
Какие же особенности алгоритма в самой технологии педагогических мастерских кроются?
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации).
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Присутствие этапов деконструкция и реконструкция в структуре данной технологии должно быть логически обосновано. Использование этих этапов один без другого не допустимо. Применение не обязательно, зависит от конкретной поставленной задачи урока, цикла уроков. Реконструкция должна быть вызвана деконструкцией как способ ее ликвидации- само понятие реконструкции означает восстановление того, что было разрушено деконструкцией.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, или разные задания, объединенные одной темой. Идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Афиширование может быть реализовано не один раз за урок.
Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения. Текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы, изготовления изделия самостоятельно.).
Социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
Разрыв – сравнение результата, образца обучающегося с образцом педагога. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Педагогические мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Печерских Т. В. Педагогическая мастерская как способ развития творческих способностей обучающихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/87256-statya-pedagogicheskaya-masterskaya-kak-sposob-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-obuchayushchikhsya (дата обращения: 22.11.2024)- Методика обучения решению математических задач
- Индивидуальная образовательная программа
- Из опыта использования техники shadowing как эффективного инструмента в преподавании на уроках иностранного языка
- Эссе "Современный руководитель"
- Бывают ли чужие дети
- Использование ЦОР в образовательном процессе
- Взаимоотношения с подростком
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3995 пользователей.
Отзывы