статья ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор статьи: Кузнецова Екатерина Алексеевна, студентка 4 курса, преподавание в начальных классах, ГБПОУ СО НТПК№1.
В этой статье Вы познакомитесь с тем, как у обучащихся начальных классов можно сформировать учебную мотивацию за счет приемов и методов на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, приемы и методы формирования учебной мотивации, литературное чтение, младшие школьники, познавательный интерес, формирование учебной мотивации на уроках литературного чтения.
В структуре формирования личности мотивация занимает значительное место, она является тем понятием, которое используется, чтобы объяснить движущие силы нашего поведения и деятельности.
Проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию.
Когда ребенок начинает обучаться в начальной школе, ведущей деятельностью у него является не игра, как в детском саду, а уже учебная деятельность, как раз именно в этот период необходимо формировать учебную мотивацию и развивать ее, чтобы сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка к концу обучения в начальной школе.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», – говорил великий педагог В.А.Сухомлинский. Именно поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Литературное чтение – особый урок, на котором мы развиваем у детей эмоциональный отклик на описание природы, характеристику и поступки героев произведения. За счет этого мы формируем эстетически развитую личность. При изучении различных произведений, можно заметить, что у обучающихся постепенно исчезает интерес к чтению, анализу, обсуждению произведений. Как сделать так, чтобы этот интерес не угасал?
Современная педагогика богата разнообразными методами и приемами, их применение на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.
Вот некоторые из них:
НАОБОРОТ
Ребятам выдается текст, они читают написанное наоборот по словам. Можно читать наоборот по целым предложениям или же по буквам. Это упражнение является подготовительным для последующих упражнений по развитию учебной мотивации.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. [1]
ПРОПУСКИ
Обучающимся предлагается заполнить пропуски в рассказе.
Первая рыбка
Юра жил в большой и _______________ семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего _______________ лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху _______________. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- От того наша уха _______________, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного _______________? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его _______________ рыбка. [1]
Слова для справок: дружной, пять, варить, вкусна, ершишка, маленькая.
ШРИФТ
Ребятам предлагается прочитать текст, который написан с использованием разных шрифтов, букв разного размера и цвета.
ХВОСТЫ
Тексты с «хвостами» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.
Яша поймал таз с водой.
Он пустил щуку в поймать щуку.
Учуял добычу рыжий большую щуку.
Хотел кот зубы острые.
Только у щуки кот Пират.
Щука цапнула эту встречу!
Долго помнил кот кота за лапу.
ПОЛОВИНКА
Обучающимся предлагается текст, в котором строчки наполовину прикрыты: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.
ПОИСКИ СЛОВ
Ребятам предлагается найти в предложенном тексте определенные слова. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Все эти приемы работы на уроке позволяют сформировать у детей активный интерес к уроку литературного чтения, а также к самому процессу чтения и приобретения навыков быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.
Также были рассмотрены приемы педагогической техники Анатолия Гина, которые представляют элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя. Вот некоторые из них:
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на страницы книг к героям произведений; перенести литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, пригласить в гости героя из сказки, стихотворения и так далее.
ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
ТЕМА-ВОПРОС
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. [4]
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «входа в урок» – можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному: что лишнее, обобщение, что пропущено – логическая цепочка, какое слово скрывается (касказ – сказка) и так далее. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка настраивает учащихся на учебную деятельность, развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное, но и повышает интерес обучающихся к предмету. [3]
СВОЯ ОПОРА
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу или для пересказа какого-либо произведения. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты (план перессказа), хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
К изучаемому рассказу или стихотворению предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений: Почему? Как доказать? Чем объяснить? Вследствие чего? В каком случае? Каким образом? После этого задают свои вопросы.
Да-НЕТКА
Учитель загадывает нечто (литературного героя, название сказки и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Этот прием учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать других обучающихся.
ГРУППИРОВКА
Ряд слов, предметов, героев, авторов предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания (бабушка, дедушка, колобок, лягушка, заяц, лиса…).
РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ
Обучающимся предлагается сравнить своё настроение с образом какого-либо литературного героя и нарисовать свое настроение, после чего, можно объяснить словами.
ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно неплохо; зелёный листик – не совсем удовлетворён днём; жёлтый листик – неудовлетворенность.
Этап рефлексии тоже должен иметь что-то необычное, ведь у детей чаще всего именно из-за этапа рефлексии остаются самые бурные эмоции, поэтому вместе с ними лучше закрепляются знания, которые были получены на уроке.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Именно поэтому педагогические приемы должны присутствовать на учебных занятиях и превращать процесс обучения в необычное, творческое, увлекательное, познавательное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к уроку литературного чтения.
Учителю необходимо постоянно искать новые приемы и методы, привносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность, умеющую мыслить, сопереживать, творить и созидать.
Ведь не зря среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у обучащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. [3]
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/12/08/rasskazy-dlya-vneklassnogo-chteniya-dlya-1-klassa
- https://studepedia.org/index.php?vol=3&post=35268
- https://infourok.ru/referat-formirovanie-u-shkolnikov-motivov-ucheniya-v-processe-uchebnoj-deyatelnosti-4495550.html
- https://infourok.ru/priyomi-celepolaganiya-na-urokah-russkogo-yazika-2494492.html
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кузнецова Е. А. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/88658-statya-po-teme-formirovanie-uchebnoj-motivatsii-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)- Речь детей 2-3 лет жизни
- Типология проектов в современной начальной школе
- Модульная технология обучения
- Мотивация самостоятельных занятий физической культурой у подростков
- Формирование и развитие УУД на уроках английского языка. УМК Английский в фокусе
- Мультикультурное антивоенное произведение Карла Дженкинса Месса Мира
- Арт-терапия
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8387 пользователей.
Отзывы