статья Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья
Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья
Гольцова Юлия Сергеевна, учитель начальный классов
ГАПОУ СО «НТПК №1»
Аннотация: в данной статье рассматриваются категории детей с ограниченными возможностями здоровья и их кратка характеристика.
Ключевые слова: ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, классификация ОВЗ, причины ОВЗ.
По данным Всемирного Банка, 10-12 процентов населения Земли относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 62 миллиона из них — дети младшего школьного возраста.
По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья растет на 5 процентов.
«Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования, что является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности» [4, с.15].
Выделяют четыре степени нарушения здоровья:
«I степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии являются показанием для признания инвалидности, но не всегда. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
II степень. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию, поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
III степень. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
IV степень. Она включает резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Усилия педагогов и врачей нацелены на недопустимость критического состояния» [7].
Дети с нарушением слуха
Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
1. «Неслышащие - дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2-3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована - у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки».
2. «Слабослышащие - дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие» [2, с.43].
Дети с глубокими нарушениями слуха в общем уровне развития отстают от своих сверстников. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм.
Дети с нарушением зрения
Нарушения зрения могут быть функционального характера (поддаются коррекции или проходят самостоятельно, например, косоглазие, близорукость, дальнозоркость) или органического (поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора).
Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность освоения окружающего мира у него ниже. Это происходит, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения. Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее, а другие – медленнее.
Дети с нарушением речи
«Основными причинами нарушения речи могут быть: внутриутробные патологии; наследственность; родовые патологии; заболевания первых лет жизни ребенка; неблагоприятные социально-бытовые условия» [5].
М.Е. Хватцев выделяет среди причин нарушений речи: органические (центральные или периферические отделы речевого анализатора, неправильное строение зубов, короткий язык), функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики) и социально-психологические
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
«Нарушения функций опорно-двигательного аппарата носят врожденный и приобретенный характер. По видам можно выделить: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит), врожденная патология опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей), приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета)» [1, с.51].
Дети с задержкой психического развития
«Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов».
По классификации К. С. Лебединской задержка в развитии бывает: конституциональная (определяется наследственностью), соматогенная (приобретается в результате перенесённого заболевания, повлиявшего на мозговые функции ребёнка, психогенная (определяется социально-психологическим фактором), церебрально-органическая (наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности).
Такие дети способны в будущем выполнить сами то, что сейчас в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога [4].
Дети с нарушением поведения
Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяют на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами и причины социального и психологического характера.
Наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка (неблагополучие, разлад, педагогическая некомпетентность родителей) и проблемы самого ребенка (болезни, отставания в учебе, недостаточная уверенность в себе).
«Дети с нарушениями поведения обучаются по программам конкретного учебно-воспитательного учреждения. Важным условием их обучения является создание базы для контакта со взрослыми и сверстниками, речевого общения, преодоления негативизма. Это достигается разработкой и применением специфических приемов подхода к этим детям, методов обучения, которые в каждом конкретном случае должны быть максимально индивидуализированы» [6, с.20].
Дети с нарушением общения
Как указывает К.С. Лебединская, нарушения возникают при: наличии умственной отсталости, невротических расстройств, поражении нервной системы, явившейся причиной недостаточности речи или слуха, наличии тяжелых форм психической депривации, когда условия воспитания, жизни препятствуют развитию человеческих особенностей психики.
«Нарушения общения имеют вторичный характер. Они уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства. Но существует отклонение психического развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка. Это ранний детский аутизм, представляющий особый вариант атипичного развития (ребенок пассивен, замкнут и избегает общения с детьми). Таким детям присуща однообразная нецеленаправленная двигательная активность, беспокойство (однообразные действия)» [5].
Дети с умственной отсталостью
«Умственная отсталость – стойкое необратимое нарушение психического развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга».
Умственная отсталость имеет две формы: олигофрению, которая проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет) и деменцию, проявляющуюся на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет).
«Учитывая подобные условия и неизлечимость заболевания, обеспечить такому ребенку качества физиологически здорового интеллекта невозможно. Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей» [7].
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития
Данная группа является самой уязвимой категорией детей с отклонениями в развитии и требует большего объема комплексной реабилитационной и социально-педагогической помощи.
В зависимости от структуры дефекта принято выделять:
1. «Детей с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых способно вызвать отклонение в развитии.
2. Детей, имеющих одно ведущее психофизическое нарушение и одно сопутствующее ему. Второе нарушение менее выражено, но заметно отягощает ход развития. В таких случаях специалисты говорят об осложненном дефекте.
3. Детей с множественными нарушениями. У них имеется три (или более) нарушения первичного характера, выраженные в разной степени, однако приводящие к серьезным отклонениям в развитии ребенка. Примером могут послужить умственно-отсталые слабовидящие глухие дети» [3, с.35].
Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.
Библиографический список:
- Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФK, неврология / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. – Москва: Книга по Требованию, 2013. – 415 с.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя / Р.М.Боскис. - Москва, 1988. – 128 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 128 с
- Зеленская Ю.Г. Дети с ОВЗ / Ю.Г. Зеленская. – URL https://ppt-online.org/531953
- Лебединская К. С Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская. – URL https://studopedia.ru/14_101145_deti-s-narusheniyami-povedeniya-i-obshcheniya.html
- Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возраст / В. С. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов, Р. Д Пенушлиева. - София, 1981. - 190 с.
- Цветкова Г.А. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Г.И.Цветкова. - URL https://sevdnz2.edusev.ru/activity/fgosovz
Информация добавлена автором. Будьте внимательны при переходе на внешний сайт.
-
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гольцова Ю. С. Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/89058-klassifikatsiya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 14.11.2024)- Межпредметные связи на уроках производственного обучения как фактор повышения качества обучения
- Герои Великой Отечественной войны
- Инклюзивное образование на уроках физкультуры в начальных классах
- Воспитание детей средствами музыки в культурно-образовательном пространстве школы искусств
- Чем занять ребенка дома
- Бшкирский национальный костюм
- Инклюзивное образование в адаптивной общеобразовательной начальной школе