Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения

Автор: Кряжевских Екатерина Руслановна

42 группа

«Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения».

В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения младших школьников, для решения данной проблемы были рассмотрены роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, при использовании которых которые повышается читательский интерес.

Ключевые слова: читательский интерес, формирование читательского интереса, методы, приемы, любовь к чтению.

 

В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017) говорится: «приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».

В таком контексте ключевую руль играет чтение – важнейший способ основания научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документов, Интернет-ресурсов, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопляемых человечеством.

Чтение имеет первостепенное значение; для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уроне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций: для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни.

Среди всех каналов коммуникации чтения, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержание и приумножение богатств родного языка, формирование речевой культуры.

Предметные результаты освоение основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «Филология», отражает, в числе прочих, следующие: «осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения…».

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире, в том числе и в России.

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления – от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости.

Вопросы формирования и развития интереса к книге и чтению поднимали в своих работах многие ученые, такие, как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие.

Важная задача учителя – привить учащимся интерес к чтению книг. Одним из средств формирования читательского интереса являются активные методы и приемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения.

Активные методы – это методы, включающие учащихся в процесс добывания знаний и развитие мышления. Они позволяют  стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, формировать творческое мышление и, безусловно, развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Однако можно выявить противоречие между необходимостью организации работы по формированию читательского интереса младших школьников и недостаточным использованием на уроках литературного чтения  активных методов и приемов работы.

Методы  обучения классифицируют по разным признакам:

– по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические;

–  по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

– по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

– по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. [1].

Задачи интерактивных методов обучения:

1.Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

2.Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

3.Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. [2].

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

Самым главным из факторов в формировании любви к чтению у младших школьников является участие родителей. Если ребёнок наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге.

Роль семьи неоспорима в развитии начинающего читателя. Заинтересованные родители главные помощники учителя, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи будет сложно воспитать увлечение к чтению.

Учителю можно проводить работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников начиная с первого класса. При работе с родителями можно использовать следующие методы работы: опрос, анкетирование, беседа. На родительских собраниях обсудить тему «Значение книги в жизни ребенка», предложить родителям приемы для привития у детей интереса к чтению, например:

- зачитывают интересный эпизод из произведения; - просят прочитать книгу младшим членам семьи; - просят прочитать книгу бабушке или дедушке; - читают по ролям вместе с ребенком; - читают по абзацам вместе с ребенком; - рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.

Также учитель может дать несколько советов родителям:

-  Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок. -Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. -В доме должна быть детская библиотека.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье считается:  выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.

Любовь к чтению можно развить в любом возрасте, но в этом должны принимать участие не только учителя, воспитатели, но и родители.

Литература:

1.Методические рекомендации по использованию активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе– URL https://vuzlit.ru/454621/metodicheskie_rekomendatsii_ispolzovaniyu_aktivnyh_metodov_obucheniya_urokah_literaturnogo_chteniya_nachalnoy (дата обращения 12.03.20).

2. Использование приёмов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО – URL https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-ispolzovanie-priyomov-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-dlya-formirovaniya-mislitelnoy-deyatelnosti-m-1764761.html (дата обращения 23.03.20).

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (22.63 kB)
Автор:
учитель
Дата публикации: 15.12.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кряжевских Е. Р. Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/90106-formirovanie-lyubvi-k-chteniyu-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию