статья Компетентностный подход в воспитательном процессе как фактор формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями личностной и социально значимой деятельности
Компетенция - это способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы.
Компетентность - это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции, т.е. это свойство, базирующееся на компетенции.
То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия «компетенция» и «компетентность.
Концепция деятельности школы-интерната должна основываться на социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, формировании у них социально-значимых умений и навыков, воспитании духовно-нравственных качеств.
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшим требованием. Это, в первую очередь, связано с системными изменениями, произошедшими в жизни.
Чтобы быть состоявшимся, грамотным, нужным человеком, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. Успешность выпускников коррекционной школы зависит не только от обладания информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, брать на себя ответственность и принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в группах на общий результат. Поэтому компетентностный подход в обучении сосредотачивается не на том, чтобы увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те умения, которые помогают людям ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть ключевыми компетенциями.
В России все настойчивее проявляются тенденции коренного переустройства специального образования. Во главу угла ставится усвоение коммуникативных моделей поведения, позволяющих учащимся сформировать социально-нормативное поведение. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку с ОВЗ выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, а так же способствующие ребёнку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие, сформировать жизненную компетентность.
Наша школа создаёт условия для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и нарушением эмоционально- волевой сферы всестороннего их развития на основе оптимальных условий для развития продуктивного общения и освоения моделей коммуникативного поведения. Это позволяет решить проблему социальной адаптации и дальнейшей интеграции в современное общество.
Педагогический процесс школы-интерната направлен на общую коррекцию развития, на развитие интеллектуальной, сенсорной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции.
В отличие от общеобразовательных школ ведущим компонентом в образовательном процессе специальной коррекционной школы является коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям: комплексный подход и долговременная система коррекционно- образовательной работы с учащимися, максимально возможное развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей детей, преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеклассные мероприятия.
Воспитание и обучение в школе дифференцированно и, в большей степени, индивидуально, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.
Также организация образовательного процесса в школе - интернате реализуется с помощью медико – психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Из педагогических технологий наиболее эффективными являются: развивающее обучение; технология «обучение в сотрудничестве», информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая деятельность; разноуровневое обучение; использования игровых моментов, инновационных технологий, проведение интегрированных уроков.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности педагогов. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях; самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять определенные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Принципиально изменяется позиция педагога. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый смог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных, организационных, коммуникативных, оценочных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.
Для овладения детьми с ОВЗ образовательными и трудовыми знаниями, умениями и навыками, необходимо широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, для активизации познавательных и психических процессов, расширения представлений об окружающем, обогащения активного и пассивного словарного запаса, формирования произносительной стороны речи.
Компьютерное обучение значительно расширяет возможности детей с нарушением интеллекта, усиливает мотивацию учения, качественно изменяет контроль за их познавательной и трудовой деятельностью, даст возможность успешно решать задачи на моделирование различных жизненных ситуаций, на планирование и т.д. Использование ИКТ так же способствует творческому развитию воспитанников и педагогов.
Однако, в силу объективных причин, наличие специального компьютерного оборудования и программного обеспечения на сегодняшний день в школе недостаточно. В связи с этим необходимо совершенствование материально-технической и учебно - методической базы коррекционно-образовательного процесса.
Это дает возможность проводить уроки и занятия с использованием современных компьютерных средств, в том числе интегрированные уроки и занятия, внедрять новые дополнительные модули. Использование прикладных программ помогает качественно перестроить образовательный процесс, реализовать потенциальные возможности детей с ОВЗ в социальном, экономическом, интеллектуально – личностном становлении.
Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка. В любом случае задачи обучения остаются неизменны.
Если под компетентностью понимать уже состоявшееся качество личности и его минимальный опыт деятельности в какой-либо сфере, то можно говорить о том, что компетентность ребёнка в различных областях начинает формироваться ещё до достижения им школьного возраста.
Поэтому школа не начинает, а, скорее, продолжает сопровождение ребёнка в процессе формирования его как компетентной личности. Важно, чтобы этот процесс проходил в наиболее благоприятных для ребёнка, ставшего учеником, условиях. Сегодня, входя в компетентное образование, начальная школа продолжает инновационную деятельность. Трудно выделить виды работ, формирующие какую-либо определённую компетентность, так как обучение - процесс многогранный и целостный. Сочетая фундаментальность образования и прикладной характер предметных знаний в учебной и воспитательной работе, необходимо уделять большое внимание развитию учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, социально - трудовой и информационной компетентности. Интегрированные уроки и занятия помогают лучшему усвоению материала, способствуют большей заинтересованности обучающихся в творческой деятельности, повышают их познавательную активность.
Вряд ли кто-то будет опровергать мысль, что помогать ребёнку в его формировании как компетентной личности может только компетентный педагог. Для этого в организации созданы необходимые условия. А именно: сложилась система деятельности и мероприятий, способствующих повышению профессионального уровня и педагогического мастерства (методический совет, педагогический совет, методические объединения, обучающие семинары).
И так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог должен уметь эту деятельность правильно организовать. Используя новые подходы, педагоги помогают обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководят процессом самопознания, направляют обучающихся. А ребёнок является равноправным участником образовательного процесса. Такая организация деятельности помогает обучающимся чувствовать себя, свою неповторимую индивидуальность и значимость среди сверстников.
Наша задача – не только развивать обучающихся, а помогать им развиваться самим.
Посредством воспитания, в сознании и поведении детей складываются социальные, нравственные и культурные ценности. Поэтому от эффективности воспитания детей зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Проблема воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров – все это создало проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от нас максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире. Важным аспектом социальной компетентности является подготовка учащегося к общим профессиональным умениям.
В школе - интернате необходима работа по созданию интегрированного подхода к обучению детей с ОВЗ, в основу которого положены идеи становления и развития социально значимых качеств личности, общее развитие (знания об окружающей действительности, формирование психических процессов), развитие речевой деятельности, связной устной речи, учебной деятельности.
Наряду с перечисленными задачами перед педагогами школы ставится и ряд других задач по организации учебно-воспитательного процесса: совершенствование среды, благоприятной для создания условий дальнейшей социализации и дальнейшей интеграции детей в общество, индивидуальный подход в коррекционном обучении и воспитании обучающихся, наличие современных технических средств обучения; использование новых педагогических технологий и ИКТ.
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:
1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.
2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике
3. Цель педагогической работы - достижение каждым ребёнком с интеллектуальными нарушениями максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
4. Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы к обучающимся.
5. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, то есть, педагогическая диагностика.
6. Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями.
7. Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.
8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.
9. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.
10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.
11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название.
Итак, перед педагогами нашей организации стоит задача - сформировать у учащихся качества, позволяющие им добиться успеха в современном мире, быть востребованными обществом, уметь любить и делать добро.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Козадерова С. А. Компетентностный подход в воспитательном процессе как фактор формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями личностной и социально значимой деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/92988-doklad-kompetentnostnyj-podkhod-v-vospitatelnom-protsesse-kak-faktor-formirovaniya-u-obuchayushchikhsya-s-intellektualnymi-narusheniyami-lichnostnoj-i-sotsialno-znachimoj-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2024)- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Психология детей с нарушением слух
- Сөйлеу тіліндегі ақаулықтарды жою жолдары
- ИКТ на уроках технологии
- Из опыта организации НИР по экологии
- Функциональное назначение игрушек. Роль игрушки в детской игре
- Педагогические условия благоприятного психологического климата в детском коллективе