статья Детское телевиденье как одно из средств социализации подростков
Детское телевиденье как одно из средств социализации подростков.
Я работаю в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири», социальным педагогом. Ни для кого не секрет, что у большинства подростков поступающих в учреждение преобладают установки на асоциальное поведение, сформированы ложные, неадекватные представления об окружающем мире. Особенно тревожит усвоение ими примеров безнаказанной жестокости, которое тиражируется в интернете, часто в режиме реального времени. Что могу я, как педагог противопоставить этому? Какие новые формы и методические приемы применить в условиях большой информационной насыщенности, когда обычные игры нередко становятся скучными и не привлекательными. Подростки активно, пользуются всеми доступными гаджетами, а их становится все больше в его окружении, он естественно ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимания.
Уже не первый год на базе нашего Центра функционирует детское телевиденье, как одно из доступных средств социализации детей и подростков в современных информационных условиях. Я как педагог в рамках детского телевиденья начала работать в двух направлениях. Первое – подготовка воспитанников к критическому восприятию негативной информации, обрушивающейся на них из интернета, второе – овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Моя деятельность в детском телевиденье строилась в подготовке вместе с воспитанниками видеороликов, которые транслировались в Центре, а также на сайте учреждения. Подростки, в рамках детского телевидения, прежде всего, знакомились со средствами массовой коммуникации и историей их развития и непосредственно участвовали в создании видеоролика, это и написание сценария и установка микрофона и освещения, подготовка к интервью и репортажу, запись текста за кадром, монтаж и подготовка титров, подбор музыкального шума. В рамках детского телевидения воспитанники учились брать интервью у ровесников и взрослых, писать сценарии и освещать интересные дела и события. Интервьюирование, метод, позволяющий максимально использовать компенсаторные возможности каждого ребенка. Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении воспитанников нашего учреждения есть современное оборудование, которое позволяет не только создавать, но и транслировать видеоролики на весь Центр. Применение технических средств, стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (педагоги, дети из соседних групп) также его видят и слышат. Таким образом, он акцентирует внимание на своей речи, усиливается эмоциональность и выразительность. Видеоролики состоят из нескольких рубрик: познавательной «Это интересно», спортивной «ФИФ», горячие новости, 5 вопросов взрослым. В русле рубрики «Это интересно» проводились встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи города, в музей кинематографии. В рубрике спортивной «ФИФ» освещались спортивные соревнования, поздравлялись победители. Горячие новости, рубрика в которой освещались события, произошедшие в Центре, и за его пределами. О своих, впечатлениях рассказывали как дети, так и педагоги. Я вижу и понимаю, что телевидение и журналистика для воспитанников становится особым социальным институтом и выполняет определенные функции: информационную, воспитательную, образовательную, познавательную, и функцию социализации. Несомненно, детское телевидение создает условия для развития личности подростка, дает мотивацию к творчеству, способствует приобщению воспитанников к общечеловеческим ценностям, является действенным средством профилактики асоциального поведения. У подростков реализуется потребность в самоуважении, самоактуализации, чувстве собственного достоинства, работа над подготовкой видеоролика вполне удовлетворяет эту потребность даже у самого взыскательного подростка. Помимо этого подростку необходимы социальный интерес, определенная динамика жизни, новые впечатления. Все это он получает с избытком при подготовке видеороликов, которые приходится готовить как в Центре, так и в различных учреждениях города. В интервьюировании происходит не только «движение» информации, но и активный обмен ею. Характер обмена информацией между подростками, передающими информацию и воспринимающими ее, определяется тем, что посредством системы знаков они могут влиять друг на друга. Подростковая субкультура предпочтение отдает своей знаковой системе, но применение подросткового сленга в видеороликах недопустимо. Для того, чтобы речь была понятна, мы с воспитанниками заранее готовим текст и тщательно анализируем его. Из нескольких отснятых дублей выбирается наиболее приемлемый вариант. Воспитанники учатся применять в своей работе информационный, убеждающий, воодушевляющий, развлекающий и призывающий стили речи, что достигается использованием системы знаков невербальной коммуникации. Происходит овладение знаковыми системами вербальной и невербальной коммуникации, принятыми в мире журналистики. В ходе подготовки выпусков детского телевидения в условиях Центра возможности создания «ситуации успеха» для каждого подростка поистине неисчерпаемы. Готовя выпуск к эфиру, воспитанники трудятся над написанием сценария, произнесением текста в кадре и за кадром, записью интервью, налаживанием аппаратуры для видеосъемок, запуском титров, монтажом видеоролика. Каждому желающему находится работа. А главное – нацеленность на коллективный успех. Я стараюсь так организовать работу в группе, чтобы это способствовало, прежде всего, саморазвитию личности. Видеоролики созданные, для участия в городских, всероссийских конкурсах неоднократно становились, победителями и призерами. В номинации: экологический видеоролик: «Раздельно», «Сказание о раздельном сборе мусора», « Правила поведения на природе», «Жемчужина Калининского района». В рамках патриотического воспитания и для участия во всероссийском конкурсе был снят видеоролик, рассказывающий об ансамбле ветеранов «Весна» - «Сердце отданное детям», подростки получили сертификаты и т.д.
И теперь то, что формулировалось как труднодостижимая цель, а именно воспитание в подростках невосприимчивости к негативному влиянию информации из интернета, можно отнести к числу главных достижений меня как социального педагога. Подростки, занимающиеся в студии детского телевидения, научились не только адекватно воспринимать получаемую информацию, но и понимать ее адресную направленность и скрытый смысл, они легко научились систематизировать, уметь аргументировать собственное мнение и замечать ошибки, без лишних эмоций воспринимать альтернативную точку зрения и высказывать свои «за» и «против». Из всего сказанного можно сделать вывод, что детское телевидение помогает мне как социальному педагогу, весьма успешно способствовать социализации подростков.
Мамаева Е.А.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мамаева Е. А. Детское телевиденье как одно из средств социализации подростков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/94324-detskoe-televidene-kak-odno-iz-sredstv-sotsializatsii-podrostkov (дата обращения: 22.12.2024)- Бастауыш сынып оқушыларын сыни тұрғыдан ойлауға үйрету
- WEB-КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
- Патриотическое воспитание на отделении оркестровых инструментов
- Проблемы обучения и воспитания в вечерних школах при ФСИН Российской Федерации
- "Соотношение вербального и невербального интеллекта, как фактора успешности обучения младших школьников"
- Разговор с подростком на его языке. Принцип современности
- Трудовое обучение
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8336 пользователей.
Отзывы