статья Дети и творчество
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Детские рисунки это не только отличный материал для работы детского психолога, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие творчества детей – одна из наших обязанностей. Развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец. Творчество человека происходит во всём, и происходило в стародавние времена даже с изобретением колеса и повозок. Без творчества человечества просто не существовало бы!
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше.
Социальная адаптация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на них дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает, не задумываясь, т.е. всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретённые в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Это первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. В прошлом году я познакомила детей с новыми техниками вырезания «вытынанка», «киригами».
Вытынанка (от укр. «вытинати» - вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева. Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством детей. К Новому году дети нашего класса украшали окно.
Киригами – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. С помощью техники киригами можно создавать очаровательные и необычные открытки, которые поражают своей креативностью даже самых спокойных к подобному искусству людей.
Как показывает опыт, использование новой техники выводит ребёнка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость. Подобное взаимодействие способствует усвоению бесценного сотрудничества, понимания детьми того, что окружающий мир состоит из людей с разными возможностями и равными правами.
Формирование коллектива идёт также через изготовление поздравительных открыток, плакатов к Дню учителя, Новому году, Рождеству, 8 Марта. Дню Победы.
Совместная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, радуются успеху. Они становятся терпимее, справедливее в оценке своих действий.
Материал для работы с детьми я беру из интернета. Формы и методики работы я заимствую из педагогической литературы. Последовательность педагогических шагов выстраивается с учётом уровня развития ребёнка и социально – психологических обстоятельств.
Развивая детский коллектив, учитываю две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребёнка к самоутверждению, к признанию. С другой стороны, это стремление ребёнка к совместной деятельности и общими делами.
Учитывая это, решаю двуединую задачу – способствую развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создаю условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Творческий процесс — это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – воспитателях.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Психологи давно пришли к мнению, что все дети талантливы. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
И для воспитателя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. В детском коллективе, объединённом интересной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищённости, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих дел. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ракитина Т. И. Дети и творчество // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/95196-deti-i-tvorchestvo (дата обращения: 22.12.2024)- Технолидеры Барабинского района
- Адаптация в детском саду
- Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
- Воспитание хореографией
- Роль античной философии в становлении научной рациональности
- Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов
- Организация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей личности в школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11617 пользователей.
Отзывы