Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Нестандартные методы преподавания на уроках истории. Из опыта работы

Нестандартные методы преподавания на уроках истории (из опыта работы)

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.                                  Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.                                                                     Интегрированные уроки. В жизнь современной школы все более активно входят интегрированные уроки. Они имеют ряд плюсов. Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. Установлено, что при проведении интегрированных уроков повышается мотивация учебной деятельности учеников, им становится интересно как одну и ту же тему можно рассмотреть при изучении разных дисциплин.                                                                                                                          Игры на уроках истории. Дети есть дети, и они очень любят играть.  Эту особенность детей в полной мере использует игровая технология . Игры на уроках отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков». При этом повышается интерес к изучаемому предмету , они учатся работать в команде, находить и принимать решения. Правда, при этом не всегда можно уследить за дисциплиной. Приведу примеры игровых технологий, которые практикую на уроках истории, обществознания. Их можно разделить на ролевые и неролевые.

К неролевым играм относятся конкурсные игры. В такой игровой ситуации учитель проверяет знания школьников на конкурсной основе. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории становится практически беспредельным. Как правило, неролевые игры типа «Что? Где? Когда» использую при закреплении учебного материала. Заранее делю детей на две команды, мы обговариваем правила игры, сообщаю им тему игры, дети выбирают капитанов. После окончания игры подводятся итоги. Кстати, библиотекарь в школе говорит, что в процессе подготовки дети читают дополнительную литературу, что тоже является плюсом.                                                              Кроссворд ассоциируется у детей с игрой: если ученик не помнит одного из терминов, то ему дается шанс угадать его. Ученики, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности. Практически все ученики хотят в качестве закрепления либо играть в интеллектуальные игры  либо отгадывать кроссворды.                      Уроки с применением загадок крылатых слов и выражений. Ученики как и все дети, независимо от возраста любят отгадывать загадки. Например: Как возникли следующие крылатые слова и выражения? Некоторые их них можно употребить и в наши дня. В каких случаях?

1) Гуси Рим спасли; 2) горе побежденным; 3) Пиррова победа; 4) вандалы, вандализм.                                                                                                                          При изучении темы «Каролингское возрождение» мы отгадываем знаменитую головоломку Алкуина про волка, козу и капусту. «Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Лодка небольшая: в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только коза, или только волк, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?» Старшеклассники тоже любят игровые моменты. Много споров вызывают апории (парадоксы) Зенона. « Быстробегущий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху». «Летящая стрела находится в покое» и « Дихотомия» (деление пополам).                                                         Уроки с использованием элементов ролевых игр. Уроки обществознания, МХК и истории дают нам огромное поле деятельности для создания игровых ситуаций. Можно привести несколько примеров. При изучении истории Древнего Египта на уроке учащиеся составляли устные рассказы от имени жрецов, фараона, ремесленников, писцов. Учащиеся с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху  Древнего Египта.                                                                        Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.                     Урок с театрализованным сообщением. Такой урок проводился в 5 классе по теме «Древнее Двуречье». По ходу урока появляется жрец, который читает хвалебную песню хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, а остальные ученики повторяют ее, заменяя некоторые слова движениями. «Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. (Кстати, движения учеников прекрасно заменяют физкульминутку).                           Урок-погружение в эпоху позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность в процессе преподавания истории. Данная форма нетрадиционного урока даёт возможность осуществить индивидуальный подход в организации изучения исторического прошлого, предполагает совместную активную работу учителя и учащихся. При этом не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к творчеству сотрудничеству, общению. Наша школа работает над проблемой личностно-ориентированное обучение и, на мой взгляд, данный тип урока отвечает требованиям личностного подхода к каждому ученику. Психологи давно выяснили, что умение мыслить нестандартно, проявлять творческий подход очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Люди, предрасположенные к творчеству, обладают большей работоспособностью, так как создание чего-то нового предопределяется постоянной вовлеченностью в процесс достижения цели, что помогает эффективнее справляться с проблемами.   Примером может служить нетрадиционный урок, посвященный жизни жен декабристов  «Подвиг любви бескорыстной» на котором дети играли роли декабристов, их жен, читали их воспоминания.                                                                               Урок-спектакль Тема урока «Поэма Гомера «Илиада» достаточно сложна в изучении, поэтому мы вместе с детьми-артистами постарались найти максимально образные сюжеты. Детям очень нравятся такие уроки, они с нетерпением ждут следующего спектакля и даже сами предлагают мне идеи. Делают костюмы, презентации, которые я потом использую. Театральные уроки-спектакли не только позволяют учащимся узнать гораздо больше об истории и культуре того или иного государства но и прививают драгоценные навыки общения, заставляют думать и анализировать, учат азам театральной грамотности, пониманию языка театра, его неповторимости и уникальности. Это сегодня особенно важно. В век компьютеров и видео, бесконечных сериалов, важно научить молодое поколение ценить то, что рождается у него на глазах, - спектакль. Такой тип урока вызывает большой интерес не только у участников, но и у всех присутствующих. На такие уроки собирается вся школа. Включение таких уроков в процесс обучения придает ему радостные, светлые тона, настроение от них передается и другим урокам.   Метод проектов.  Использование метода проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.                   В своей работе применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Дети делали первобытные луки и стрелы, первые каменные орудия труда. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью”. При изучении истории древней Греции придумывали мифы о жизни богов. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал. В 6 классе мастерили рыцарские шлемы и костюмы, придумывали и рисовали гербы и девизы. В кабинете много рисунков по рыцарской теме, которая особенно нравится мальчикам.                        Работа с документом.  Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Подготовка к такому уроку тоже требует много времени, необходимо подобрать исторические тексты, которые показывают разные подходы и разные оценки одного и того же исторического явления.                                                                                     Урок с элементами дискуссии. Современный преподаватель практически на каждом занятии использует элементы дискуссии, создавая проблемные моменты. На подобном занятии каждый защищает свою позицию. При этом учащиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.                                  Урок - виртуальная экскурсия. Сеть Интернет предоставляет огромные возможности для совершения виртуальных путешествий. Можно совершить виртуальные экскурсии во многие музеи мира, посетить Лувр, Эрмитаж, Кремль и т.д.                                                                                    Урок – исследование. Старшеклассники охотно принимают участие в уроках, основанных на исследовательской деятельности. Много споров возникло на уроке по теме «Социальное развитие и молодежь». Предварительно учащимися была разработана анкета «Легко ли быть молодым?», проведен самостоятельный опрос среди учеников средней и старшей школы по теме « Ваши жизненные цели». Результаты исследования были презентованы на уроке, что вызвало много споров среди старшеклассников, а как известно - в споре рождается истина.                        Урок - презентации. Основой такого урока является изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Поиск материалов проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию, которая демонстрируется учителем.                                                               Уроки с применением дистанционных технологий предусматривают выход в течении урока на сайты, имеющие тренажёры, включение в уроки фрагментов Интернет-уроков, загрузку видеофрагментов через ютуб, выход в течении урока на сайты, имеющие энциклопедии, словари и пр. Особый интерес и положительный эмоциональный настрой вызывают Интернет-уроки как одна из форм дистанционного обучения; все большее количество учеников желают участвовать в Интернет - проектах и дистанционных олимпиадах.                                                                                        Подводя итоги, стоит сказать, что при использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном уроке. Но какая бы форма урока ни была выбрана, он должен иметь стройную методическую концепцию, а все его блоки связываются между собой общими темами, идеями, проблемами.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (35.16 kB)
Автор:
МБОУ СОШ№2
Дата публикации: 10.06.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сухарев Н. А. Нестандартные методы преподавания на уроках истории. Из опыта работы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/95792-statya-nestandartnye-metody-prepodavaniya-na-urokakh-istorii-iz-opyta-raboty (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию