Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога.

Самообразование – целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение интересов, потребностей человека в познании окружающего мира. 

Самообразование и самовоспитание есть управляемое личностью саморазвитие. Но если саморазвитие – процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека, то самовоспитание и самообразование – процесс изменения человеком самого себя под влиянием собственного сознания и воли.

Самовоспитание и самообразование являются высшей формой саморазвития. Если говорить о самообразовании и самовоспитании учителя, то под ними подразумевается сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное совершенствование своей личности.

Непрерывный рост учителя – закон!

М. Князева определяет следующие функции самообразования:

- экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная функция: определение себя в образовательном пространстве, культуры города, своего места в обществе;

- компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре;

- функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.

- методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире;

- коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом;

- сотворческая функция: доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества;

- функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте;

- психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни;

- геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

На самообразование оказывает влияние ряд внутренних и внешних факторов.

Внешние (объективные) факторы:

  • постоянное профессиональное самосовершенствование как обязательное требование работодателя (курсы повышения, семинары, мастер-классы и т. д);

Внутренние (субъективные, которые зависят от самого человека) факторы:

  • увлеченность своей профессией (посвящение себя любимому делу);
  • уверенность в себе;
  • стратегическое мышление;
  • умение устанавливать контакты и конструктивно взаимодействовать с другими людьми (высокая коммуникативная компетентность);
  • умение расставлять приоритеты в своей профессиональной деятельности;
  • широкая сфера интересов;
  • инициативность, предприимчивость;
  • стремление к успеху во всем.

Правильно организованное самообразование – залог успешной карьеры.

Формы самообразования.

  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
  2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
  3. Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, олимпиады, конкурсы, видеоконфенцсвязь (ВКС).
  4. Индивидуальная работа по самообразованию.
  5. Сетевые педагогические общества.

Вполне резонный вопрос: Когда всем этим заниматься?

На самом деле, все очень просто. Самообразованию можно уделить время в транспорте, на прогулке с собакой, везде и всегда, когда совершаете рутинные действия, не требующие внимания. Слушайте аудиокниги, смотрите видеолекции. Все это — часть самообразования, даже несмотря на то, что оно фоновое.  Если вы выделите всего 2 часа в день на такое самообразование, то прослушаете 100-150 полезных аудиокниг в год.

Чему же учиться?

Ответ на этот вопрос можно найти в нормативном документе «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н), который введен в действие с 01 января 2017 года. Данный документ достаточно сложен для восприятия, но он позволяет определить стратегию организации всей методической работы в школе и самообразования каждого учителя в отдельности.

 Самообразование – это долгосрочная стратегия непрерывного движения к успеху.

В европейской культуре есть понятие self made man «сам себя сделавший», т. е. человек, своими усилиями поднявший себя на высшие уровни развития. При таком подходе достижение успеха возможно лишь для тех, кто постоянно трудится и анализирует каждый этап работы.

А на Востоке другой взгляд на гарантированный успех. Успешными могут быть лишь те, кто обладает стратегическим мышлением и творческой инициативой. А творчество строгому анализу не поддается. Поэтому анализ может служить лишь стимулом успеха, но не его основой. Подобному мышлению, к счастью, можно научиться!

Как это сделать?

В условиях самообразования, самый главный источник знаний — это люди. Найдите людей, которые вдохновляют вас заниматься тем, чем вы занимаетесь, которые знают больше чем вы.

Мы живём в мире, в котором можно связаться с любым человеком и задать вопросы можно практически любому, используйте этот шанс.

Большинство сильных личностей и отраслевых экспертов охотно согласятся ответить на короткий и конкретный вопрос, если вы их грамотно и с уважением спросите.

Найдите в соцсетях профили вдохновляющих вас людей и начните следить за их деятельностью. Читайте и смотрите интервью с ними — помимо вдохновения от харизмы личности, вы узнаете много новой и интересной для себя информации.

 

Люди, обладающие талантом интуитивно находить суть проблемы, — большая редкость. К счастью для всех остальных это можно делать, следуя определенному методу". 
Кеничи Омае.

2.Проектирование самообразования.

Отнеситесь к своему самообразованию как к долгосрочному проекту. Именно так делаю я. Как и при выполнении любого проекта, я ставлю перед собой вопросы.

  • Чего я хочу? Это, наверное, самый сложный вопрос. Вспомните, какие ощущения возникают у вас при требовании сформулировать тему самообразования? Сейчас мне уже не сложно ответить на этот вопрос. Может быть, это мое стратегическое мышление позволяет определить нужное направление движения. А может, я просто не могу стоять на месте и хочу быть в курсе всех современных инноваций. Если у вас есть трудности в этом вопросе, то посмотрите новости образования (только на официальных сайтах).
  • Как я достигаю поставленной цели? Еще несколько практических советов из личного опыта.

Обязательно составляйте списки своего саморазвития. Что не запланировано, того и не будет! Распишите по пунктам, что и в какой последовательности вы хотите освоить или изучить.

Важна каждая минута нашей жизни, нет времени впадать в прострацию и уныло пересматривать сериальчики. Чтобы избежать «выпадения из реальности» заведите дневник, блокнот или мобильное приложение. Всегда держите перед глазами список того, чем можно заняться сегодня, на неделе и в течение месяца.

Попробуйте спланировать свое самообразование хотя бы на 3 месяца вперед, с детализацией до недели. Вы удивитесь, как быстро пролетят эти три месяца, а знания уже будут в вашей голове.

Найдите себе единомышленников, желательно из ближайшего окружения, с кем вы сможете обсуждать проблемы и даже спорить. А в споре рождается истина!

Несомненно, вам придется работать с большим количеством информации. Главное – добыть ее в правильном месте. А это уже дистанционное самообразование.

Если попадется качественный ресурс по вашей проблеме, то это счастье. На сегодняшний день мною были заброшены многие сетевые сообщества. И не потому, что я не успеваю, а потому, что их содержание меня совсем не устраивает. Это пройденный этап.

Список сетевых сообществ и сайтов для проф. роста:

  1. Корпорация Российский учебник https://rosuchebnik.ru/
  2. Издательство Легион http://www.legionr.ru/webinars/
  3. Сетевое сообщество ИКТ-активных педагогов «Интерактив, Креатив, Техники & Я». http://68cdo.ru/mediawiki/index.php/Интерактив_Креатив_Техники_%26_Я
  4. МЭШ. Инструмент учителя и директора (контент платный, но есть серия вебинаров по смешанному обучению в открытом доступе) https://mob-edu.ru/blog/type/20-mesh/
  5. Педагогическое сообщество УРОК.РФ (бесплатные сертификаты) https://урок.рф/

Список сайтов для личностного роста  и здоровья:  https://www.adme.ru/zhizn-nauka/15-besplatnyh-sajtov-dlya-samoobrazovaniya-1216610/

https://zaochnik.ru/blog/nechem-zanyatsya-letom-poluchaj-obrazovanie-v-10-luchshix-vuzax-mira-sovershenno-besplatno/

3.Чего я добилась? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести самоанализ и самооценку своей деятельности. Я – плохой статист, я с нежеланием отслеживаю динамику в цифрах, но ведение подобного учета необходимо. И он происходит, в основном благодаря заведующей нашей кафедры. За это ей большое человеческое спасибо!

А на самом деле, существует множество способов упорядочить результаты своей работы. Хотя бы для того, чтобы продемонстрировать другим! Все размещенные мной в различных педагогических сообществах материалы, полученные сертификаты, дипломы, грамоты и благодарности я собираю в электронный портфолио.  У кого-то это личный сайт, а у меня - папка на рабочем столе «Мои достижения» с указанием года.

 

Информационные источники:

  1. Абакумова Е. Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2474/
  2. https://miridei.com/sucess-ideas/success-secrets/s-chego-nachat-samoobrazovanie/
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (23.01 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3 с УИОП" г. Котовска
Дата публикации: 30.06.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Зайцева Е. А. Самообразование как условие профессионального роста педагога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96450-samoobrazovanie-kak-uslovie-professionalnogo-rosta-pedagoga (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию