статья Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья как составляющая инклюзивной культуры
Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья как составляющая инклюзивной культуры
Светлана Вадимовна Меньщикова,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 18»,
город Курган
Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно:
рождается, потому что должен был родиться:
он пришёл как бы на зов людей…
У него своя жизненная миссия,
которой мы не знаем,— может быть, великая...
И для того он наделён величайшей энергией духа,
а наш долг — помочь выполнить её».
Этика - философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения. Такое значение определил в своём толковом словаре Сергей Иванович Ожегов.
Сухомлинский В.А. подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. В основе этики педагога лежат гуманистические ценности: доброта, любовь к детям, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и само актуализации, открытость к новому опыту.
Существуют некоторые специфические нормы этики при взаимодействии с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью. Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства каждого такого ребёнка, а также для разрешения сложных и нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с этими детьми. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.
В нашу группу поступил ребенок с инвалидностью, диагноз - РАС с учетом ЗПР. Диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Теоретически мы понимали, что означает этот термин и чего ждать от ребенка с аутизмом: уход от социального взаимодействия, трудности при контакте с другими детьми, неадекватные реакции при общении, ограниченность интересов и склонность к стереотипу. При первом посещении группы девочка отправилась к шкафам, принялась открывать и выбрасывать содержимое на пол. Следом отправились и книги. На попытки остановить ее услышали громкий крик, ничего не оставалось делать, как оставить ребенка в покое. Если честно, то руки у нас опустились, не знали, как дальше с ней работать, с чего начать. Для себя решили пробовать располагать ребенка к себе.
Работу построили, руководствуясь этическими принципами «Конвенции о правах инвалидов» (2006 год):
- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
- недискриминация;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
- равенство возможностей;
- доступность;
- равенство мужчин и женщин;
- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Основа развития общения ребенка с педагогами группы - взаимоотношения в системе «взрослый - ребенок». Мы помогаем ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому комментируем все происходящее и намечаем действия (например: «сейчас все собираются на физкультурное занятие, и ты пойдешь тоже, потом будем раскрашивать, потом ужинать»). Возникла необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, расширить возможности произвольного взаимодействия с педагогами. Расставляя акцент на особенности общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мы отметили трудности, препятствующие установлению нормальных контактов между сверстниками и взрослыми: задержка психического развития, темперамент, характер эмоциональных состояний. Помогали налаживать контакт с другими детьми, вовлекали в общие игры, предотвращали возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка взаимодействию со сверстниками («Подожди, отбирать «лего» у мальчиков нельзя, нужно попросить: «Дай, пожалуйста, поиграть») Так как речь отсутствует, показывать жестом – /рукой с раскрытой ладонью. В связи с данными трудностями возникли барьеры, которые препятствовали полноценному общению ребенка.
Для преодоления трудностей и барьеров в общении с ребёнком с ОВЗ кроме нас, педагогов группы, включились и специалисты ДОУ: педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и воспитатель по изобразительной деятельности, которые помогают как детям, так и их родителям. Данные специалисты выстраивали занятия, учитывая индивидуально-личностные особенности ребенка. В основе занятий учитывалась инициатива взрослого, так как специалисты демонстрировали ребенку образцы общения, увлекали своими действиями. В процессе социальной реабилитации учитывается активность ребенка, его настроение, сосредоточенность. Например:
- воспитатель по физическому воспитанию во время ходьбы детей группы на лыжах смогла заинтересовать ребенка. Девочка сама взяла лыжи и прошла два круга, испытывая восторг и удовольствие;
- воспитатель по изобразительной деятельности отметила успех ребенка уже в том, что она берет побольше краски на кисть и пытается создать свой рисунок;
- на музыкальные занятия ребёнок приходит вместе со всеми детьми, часто любуется собой в большие зеркала, включается в танцевальные упражнения, встает там, где считает нужным. По мере усталости прекращает движения или уходит на стулья, наблюдается однообразное моторное действие «потряхивание руками». Музыкальный руководитель не настаивает, чтобы ребёнок переходил на какое-то определённое место или продолжал заниматься, несмотря на требования к занятию, одобряет все попытки ребенка проявить активность. Пытаясь установить личный контакт, в конце занятия использует приём «обнимашки».
К педагогу - психологу в кабинет долго не хотела идти. Впервые взаимодействие произошло неожиданно, когда дети направлялись в медицинский кабинет. Индивидуальная образовательная деятельность с ребёнком проводится и в группе, и в кабинете.
Наблюдая за ребенком, мы увидели, что девочка предпочитает играть с мелкими игрушками (фигурки киндер-сюрпризы и животные). Поместили игрушки в контейнер, предложили ей. Контейнер находится в доступном для нее месте. Заходя утром в группу, ищет его глазами, берет и играет за столом. Неизменным атрибутом стала и «полицейская фуражка», которая играет важную роль в её игре, приспособление в социуме. Вовлечь ребенка в игру непросто, на контакт идет не всегда, участвует эпизодически. Ребенок неговорящий, при прощании мы слышим «ка-ка» («Пока»), просит помощи «Аги» («Помоги»).
Перед праздником «Новый год» дети разучивали хороводы, повторяли под фонограмму. Сверстники позвали её в хоровод, и она подала им руки. Ей это понравилось, и она испытала позитивные эмоции. На следующее утро девочка сама подошла и протянула руки для хоровода. Рады были и девочки, и мы - педагоги. Это небольшой успех, крупица, но успех!
Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует пытаться научить ребенка всему и сразу (в некоторых случаях это вообще невозможно), лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь «по маленьким ступенькам».
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это - создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где он может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
В заключение хочется сказать, что роль педагога в формировании навыков общения аутичного ребёнка с взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по - настоящему помочь ребёнку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребёнка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Меньщикова С. В. Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96674-etika-obshcheniya-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-sostavlyayushchaya-inklyuzivnoj-kultury (дата обращения: 14.11.2024)- Современный урок права
- Мультипликация как культурно-образовательная практика
- Организация работы по изучению опыта
- Использование электронных образовательных ресурсов на уроках инструментального музицирования
- Мы и наша безопасность в социальных сетях
- Обобщение опыта работы по английскому языку
- ГИПОДИНАМИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА