статья Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ
Публикация (из опыта работы) "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ"
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ.
С. Выготский
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни челове-ка. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осо-знания себя в системе предметного и социального мира. В современном мире проблема соци-ального развития детей с ограниченными возможностями становится одной из актуальных. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общес-тво, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил по-ведения).
Ведущие институты социализации в детстве-семья, группа сверстников, образовательные учреждения и средства массовой информации.
К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать — дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, которые имеют либо физические, либо умственные недостатки. Когда мы говорим о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Таким детям приобрести социальный опыт помогает сюжетно-ролевая игра.
В игре ребёнок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Играя, он учится действовать в соответствии с правилами в коллективе, дружить, сопереживать, помогать друг другу. В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. Разыгрывание ролей детьми формирует представление о различных профессиях и обогащает знания о значимости каждой профессии для общества. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения. Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.
Особенности сюжетно-ролевой игры:
– Соблюдение правил
– Социальный мотив игр
– Эмоциональное развитие
– Развитие интеллекта
– Развитие воображения и творчества
– Развитие речи
Виды сюжетно-ролевых игр:
– Игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» …)
– Игры на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта» …)
– Игры на героико-патриотические темы («герои войны», «космические полёты» …)
– Режиссёрские игры
– Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки», «лётчики» …)
У детей с особенностями в развитии мы наблюдаем недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчи-няясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения начинают проявляться к 6–7 годам, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.
В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателя. Обучение игре мы прово-дим в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лекси-ческим темам. На начальном этапе мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируем ориентировочную деятельность детей (проводим обыгрывание сюжет-ных игрушек: собачки, зайчики, и конечно куклы). Кукла для детей — это заместитель идеаль-ного друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею (отобразительные игры: укладывание спать, купать…). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под нашим руководством дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.
Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»…). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание я уделяю обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал? Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки. Дети с нарушением интеллекта в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры у нас порой шаблонны, стереотипны. Редко наши детки проявляют свою индивидуальность, и вносит что-то от себя. Характерным для детей нашей группы является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли у нас происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.
Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и мы считаем, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Главным, на наш взгляд, является то, что ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, и в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и сверстниками. И даже посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, её организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения: занимает всё меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности — просмотром телепередач (мультфильмы, взрослые фильмы и т. д.), компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников.
Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни своих детей, а иногда даже сами не умеют в них играть.
Поэтому нашей задачей является:
– Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;
– Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
– Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
– Вовлечь родителей в игровую деятельность.
Для того чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии детей с нарушением интеллекта мною были подготовлены консультации для родителей:
1) «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»,
2)«Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с нарушением интеллекта»;
3) рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр;
4) памятка для родителей: «В какие игры можно играть дома».
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира. От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку.
Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого. Таким образом, любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи опираясь на положительные стороны развития таких детей.
Систематически организованная работа с детьми в нашей группе по использованию сюжетно-ролевых игр, благотворно влияет на социальное развитие личности ребёнка. Именно в процессе игры мы передаем ему необходимые навыки, знания, понятия о жизненных правилах и человеческих ценностях, помогаем понять других, адекватно оценивать свои возможности и верить в свои силы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Соколова А. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97742-publikatsiya-iz-opyta-raboty-syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-sotsializatsii-detej-s-ovz (дата обращения: 21.11.2024)- Использование модели формативного оценивания в обновленном содержании образования
- Суверенность психологического пространства молодых супругов в контексте психологического благополучия
- Особенности преподавания истории в условиях перехода на ФГОС
- Выявление и организация работы с одаренными детьми
- Организация работы руководителя туристической группы в походе
- То, что вы хотели знать о своих детях, но «боялись» спросить
- Перекресток культур: безэквивалентная лексика