статья Профессиональное самоопределение старшеклассников
Избранная тема актуальна не только для большинства старшеклассников любой современности, но и для их педагогов, которые каждый раз задаются вопросом: чем мы можем помочь современному школьнику в вопросе выбора профессии?
В нашем исследовании мы рассматривали проблему готовности к профессиональному самоопределению, которая «возникает перед подростком достаточно рано, когда в силу возрастных особенностей школьник еще не готов совершить профессиональный выбор». [1, с. 70]
Современного подростка окружает обилие информации, в котором у него формируется представление о его будущем, в том числе и о профессии. В таком положении у него совершенно нет трудового опыта, и конечно, он еще не готов к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. С, возникает потребность целенаправленно развивать готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях учебного процесса. [1, с. 77]
«Профессиональная готовность понимается как структура личности, включающая пять компонентов: - автономность, - информированность, - принятие решения, - планирование, - эмоциональное отношение». [2, с. 73]
Сложность решения проблемы готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной школы и овладения ими стратегиями заключается в том, чтобы разработать научно-практические основы процесса для современного школьника; выявить основные движущие компоненты, которые способствуют успешному выбору профессионального будущего.
Исследование проводилось на базе БОУ «СОШ №127» г. Омска. Среди подростков 10 класса в нашем опросе приняли участие восемнадцать человек.
В исследовании мы использовали следующие методики: опросник Е.А. Климов дифференциально-диагностический, опросник мотивы выбора профессии Р.О. Овчарова, опросник «Профессиональная готовность» Чернявская А.П.
По результатам мотивационной стороны готовности, оказалось, что девушки чаще полагаются на себя, и нередко одним из мотивов является мнение окружающих. Для юношей главным мотивом для выбора профессии являются советы родителей.
Так же, из исследования выявлено, что юноши предпочитают профессии технической направленности, и большинство из них отвечают взаимностью карьере, в то время как девушки выбирают профессии связанные с социумом, и карьеру ставят не на последнее место.
В целом, старшеклассники владеют информацией о мире профессий. Однако необходимо разработать ряд коммуникационно-информационных занятий для старшеклассников.
В ходе исследования компонентов профессиональной готовности по методике А.П. Чернявской выявлено, что юноши более ясно и четко способны выбрать профессиональный путь, чем девушки. Эмоциональное отношение к выбору у девушек проявляется в большей степени, чем у юношей, среди опрошенных респондентов.
В исследовании готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников необходимо подробно изучить компоненты структурной личности. Это позволит нам освоить научно-практические основы для дальнейшего развития этого направления в условиях учебного процесса.
- Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. А.В. Ермолин. – СПб.: Союз, 1999.
- Чернявская А.П. Ч 49 Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шлегель Н. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/98025-professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov (дата обращения: 23.12.2024)- Роль здоровьесберегающих технологий и микроклимата в семье учащихся надомного обучения
- СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- Профилактика аутодеструктивного поведения среди учащихся подросткового возраста
- ФГОС 2022 для урока технологии
- Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Из опыта работы
- Использование видеокурса “Window on Britain” на уроках английского языка
- Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности