статья Значение и сущность понятия "Информационная грамотность" для формирования ее у младших школьников
ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одно из главных правил современности – «идти в ногу со временем», ведь нынешнее общество непрерывно меняется. В наше время возникает все больше новых условий, которые оказывают влияние на изменения общества и в таком случае проблема недостаточной информатизации общества становиться актуальней. На это воздействуют следующие факторы: изменение характера социально-экономического развития современного общества; усиленным развитием информационной техники и технологии; пониманием основательной значимости информации в развитии общества. В связи с этим возникает потребность в развитии у людей информационной грамотности.
Под термином «информационная грамотность» подразумевается совокупность умений работы с информацией и различными сведениями. Одним из основных источников ориентира на развитие информационной грамотности является стандарт второго поколения.
Исследованием понятий, сущности и формирования информационной грамотности занимались многие научные деятели и педагоги, одним из них является Н.И. Гендина. Педагог полно изучала понятия «Информационная грамотность». В одной из своих статей она одинаково рассматривает определения «информационная грамотность» и «информационная культура личности», убеждая нас в том, что понятие «информационная культура личности» обрело большее распространение в России, нежели «информационная грамотность». [1]
Под информационной культурой личности предполагается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную, самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.
Еще одним из деятелей, рассматривающих «информационную грамотность» в целом, рассматривая ее понятия и сущность является Т. Е. Соколова. Елена Теодоровна - профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, считала, что понятие «информационная культура» нужно рассматривать как совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне. [4; с. 32].
Информационная грамотность, как совокупность умений:
- умение определять возможные источники информации и способы ее поиска;
- умение анализировать и систематизировать полученную информацию, используя различные виды информации для фиксации результатов;
- умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности;
- умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее из различных источников;
- умение использовать результаты поисков информации для принятия решений;
- умение создавать новые информационные модели объектов и процессов;
- умение обогащать собственные знания за счет необходимой для своей деятельности информации;
- умение создавать свои источники информации и делиться ими;
- умение использовать различные современные технологии при работе с информацией;
- умение работать с информацией самостоятельно и совместно с другими людьми. [5]
Чтобы проверить уровень сформированности информационной грамотности у обучающихся начальной школы выделяют следующие критерии: мотивационный критерий, когнитивный критерий, ценностный критерий, деятельностный критерий, рефлексивно оценочный критерий. [3]
Чтобы процесс формирования информационной грамотности учащихся младших классов проходил эффективно, он должен быть обеспечен комплексом педагогических условий:
- информатизация всего учебного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей младших школьников;
- обеспечение взаимодействия обучающихся со сверстниками, педагогом;
- дифференцированный подход в обучении.
Также процесс должен быть реализован на принципах системности, целостности, доступности, открытости, наглядности, личностного целеполагания, проблемности, метапредметности.
Формирование информационной грамотности в учебной деятельности можно обеспечить различными способами сбора, передачи и представления информации, например текстовый, схематический, аудиальный способ. Обучающиеся пробуют работать с информацией, знакомятся с ее источниками и способами ее поиска.
Урочная деятельность в начальной школе создает условия для возможности формирования трех групп информационных умений:
- Информационно – поисковые умения:
- умение ориентироваться в учебнике и других печатных изданиях;
- умение работать с текстом.
Эта группа опирается на умения обучающихся работать с текстовой информацией, поиск различных видов информации в учебных изданиях.
- Информационно – аналитические умения:
- умение описывать объект или явление, который анализирует обучающийся;
- умение проводить сравнительный анализ между предметами или явлениями, классифицировать их;
- умение самостоятельно давать определения понятиям;
- умение искать объяснение неизвестных слов, узнавать о его значении;
- умение анализировать текст, находя в нем ключевые слова, составлять план текста;
- умение вычленять информацию из рисунка, схемы, таблицы, диаграммы;
- умение переводить текстовую информацию в другие формы, и наоборот.
Конечно, данная группа умений не может быть сформирована без знаний обучающимися логических приемов и умственных действий, таких как анализ, обобщение, сравнение, классификация, синтез и др. Младший школьник должен знать, что такое ключевые слова и как составляется план текста. Для обучения этому школьника предоставляются широкие возможности на уроках в начальной школе
- Умения, направленные на хранение информации:
- умение выбрать наилучший способ хранения информации;
- умение распределять информацию;
- умение использовать удобные мнемические приемы для работы с информацией.
Для формирования третьей группы умений обучающимся понадобятся знания о способе хранения и распределения информации. Также им нужно будет знать мнемические приемы, которые помогут им при работе с информацией. [2]
Самый первый опыт работы с информацией закладывается на первых ступенях обучения, еще в начальной школе, и при эффективном формировании становится залогом успешного обучения в будущем.
Для эффективности формирования информационной грамотности у младших школьников стоит использовать следующие педагогические условия:
- информатизацией учебного процесса,
- будут использоваться различные типы заданий и упражнений;
- учётом индивидуальных особенностей,
- будет чередоваться групповая и индивидуальная формы работы.
- обеспечением субъектного взаимодействия,
- дифференцированным подходом. [6]
Концепция информационной грамотности является основополагающей для всех дисциплин, всех обучающих систем и всех уровней образования. Она позволяет учащимся расширять свои познания, становиться более самостоятельными и в большей степени осуществлять контроль над процессом своего обучения, что в целом способствует высокому уровню учебной деятельности младших школьников.
Библиографический список
- Гендина Н. И. / Информационная грамотность или информационная кульутра: альтернатива или единство (2003). – URL https://www.gigabaza.ru/doc/69599.html
- Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников. — URL https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/
- О структуре компонент информационной грамотности и оценке уровня их сформированности. – URL https://www.cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-komponent-informatsionnoy-gramotnosti-i-otsenke-urovnya-ih-sformirovannosti/viewer
- Соколова Т.Е. / Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие / Т.Е. Соколова. – Самара : Учебная литература, 2008. - 32 с.
- Статья на тему «Информационная грамотность учащихся». – URL https://www.infourok.ru/statya-na-temu-informacionnaya-gramotnost-uchaschihsya-1569599.html
- Формирование информационной грамотности младших школьников, осваивающих ФГОС НОО. – URL https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/394489-formirovanie-informacionnoj-gramotnosti-mlads
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Вологжанина А. И. Значение и сущность понятия "Информационная грамотность" для формирования ее у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/99654-znachenie-i-sushchnost-ponyatiya-informatsionnaya-gramotnost-dlya-formirovaniya-ee-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- Отчет о работе управляющего совета
- Учет индивидуальных и физических особенностей младших школьников на уроках физической культуры
- Выполнение профессионально-педагогического проекта как одна из актуальных форм внеаудиторной деятельности студента-музыканта
- Роль портфолио в формировании читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения
- Мы рядом - мы вместе: пропаганда семейных форм жизнеустройства
- Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ