Система комплексных заданий по информатике как иструмент оценки учебных достижений учащихся в условиях реолизации ФГОС
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования, приоритетом обучения становится развитие личности учащегося на основе формирования универсальных учебных действий.
Из этого следует, что эффективный процесс обучения в условиях ФГОС направлен в первую очередь не просто на передачу знаний, умения и навыков в рамках отдельных предметов, а на развитие личностных качеств ученика, способствующих умению самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают успешную самореализацию в повседневной учебной и вне учебной деятельности в соответствии с требованиями современного общества.
Смещение приоритетных задач в образовании на обеспечении формирования универсальных учебных действий задает традиционной задаче оценке и контроля учебных достижений учащихся совершенно иное направление. Привычные средства педагогической оценки уже не могут в полной мере оценить результаты учебного процесса, т.к. направлены прежде всего на проверку владения школьниками предметными знаниями и умениями и не учитывает уровень освоения мета предметных (универсальных) способов деятельности.
Актуальная система оценки и контроля учебных достижений учащихся по информатике должна строиться с учетом принципа комплексного подхода, т.е. органично сочетать в себе способы оценки, как предметных, так и мета предметных результатов обучения. Если оценка предметных результатов традиционно обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса- учебного предмета, то оценка мета предметных результатов представляет собой проверку сформированности у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Анализ общего перечня УУД позволяет выбрать основные учебные действия, сформированность которых в большей степени соответствует требованиям к образовательным результатам по информатике: научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; прогнозировать, предвосхищать будущие события и развития процесса, в том числе при решении учебно-позновательной задачи; осуществлять расширенный поиск и выделения необходимой информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; структурировать информацию, выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов; выдвигать гипотезы о связи и закономерностях событий, процессов, объектов; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективные в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации.
Одним из возможных способов реализации комплексного подхода к оценки и контролю могут выступать специальным образом сформированные комплексные задания, решение которых будет инициировать выполнения учебных действий, обеспечивающих предметный результат по информатике, одновременно будет создавать условия для оценки мета предметного образовательного результата. Такой подход позволяет качественно оценить и измерить уровень сформированности определенных универсальных учебных действий, а также проверить способность учеников решать реальные жизненные проблемы разного уровня сложности в знакомых и незнакомых ситуациях на основе полученных знаний и навыков.
Все задания должны быть объединены единым требованиями к содержательной и структурно составляющим, равно как и к процессу разработки, способом решения и проверки. Гарантировать выполнения этих требованиям позволяет технология формирования комплексных заданий.
Говоря о технологии следует уделить внимание 3 её ключевым факторам:
- Комплексные задания имеет типовые методические обоснованные структуры;
- Процесс разработки разбивается на элементарные последовательные этапы;
- Реализация технологии основывается на применения интеллектуальной диалоговой системы.
В качестве основы для структуры комплексного задания используется типовое разбиение задания на несколько основных блоков: стимул, задачную формулировку, источник информации и инструмент проверки.
Стимул представляет собой мотивирующую ситуацию которая включает учебная, познавательные, соревновательные (статусные), внешние по отношению к содержанию собственно задачной формулировки мотивы. Стимул обеспечивает практико-ориентированную жизненную ситуацию, мотивируя при этом учащегося на выполнения задания. Задачная формулировка представляет собой конкретный вопрос или указания на ту деятельность, которую учащиеся должен совершить для выполнения задания. Каждый вопрос включенный в состав задачной формулировки, должен был нацелен на оценку достижения конкретных планируемых результатов. Источник информации содержит данные, необходимые для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
Инструмент проверки определяет критерии оценивая каждого этапа деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала и наличия дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть ключ модельный ответ, описание результата.
Процесс разработки задания разбивается на несколько последовательных этапов, на каждом из которых формулируется один из структурных компонентов задания в рамках изучаемой темы, выделяются критерии для оценивания достижения учениками планируемых предметных и мета предметных результатов.
Использование комплексных подходов, в свою очередь, позволяет учитывать связи между отдельными элементами содержания образования и обеспечивает позиционирования конкретного задания во всей системе комплексных заданий. Более того, именно установление связей с элементами содержания образования преобразует простую коллекцию комплексных заданий в полноценную систему.
Рассматриваемая технология ориентированная на упрощение задач учителя информатики, который при разработки комплексных заданий неизбежна сталкивается с рядом сложностей в первую очередь связанных с большой трудоемкости подготовки задания и необходимостью поиска не стандартных приемов и подходов для его применения. В основе технологии лежит специально разработанная интеллектуальная система для формирования комплексных заданий, использования которой позволяет в значительной степени повысить эффективность этого процесса.
Система интегрируется с электронной моделью содержания образования, входящей в состав программного комплекса МС-ИОС2010, разработанного компанией MatrosSoft, что дает возможность привязывать разрабатываемые задания к определенным учебным программам, дидактическим единицам, планируемым результатам освоения учебных программ и универсальных учебных действий. Комплексные задания разрабатываются на основе базовых шаблонов заданий, ранее сохраненных пользовательских заданий.
Формируемая в результате система комплексных заданий учитывает связи между отдельными элементами содержания образования, что позволяет проводить полный анализ на соответствии всего набора заданий требования ФГОС, выявлять те личностные, предметные и мета предметные результаты обучения, формирования которых осуществляется на недостаточно высоком уровне и требует дополнительного внимания со стороны педагога.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бамбаева С. В. Система комплексных заданий по информатике как иструмент оценки учебных достижений учащихся в условиях реолизации ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/53337-sistema-kompleksnykh-zadanij-po-informatike-kak-istrument-otsenki-uchebnykh-dostizhenij-uchashchikhsya-v-usloviyakh-reolizatsii-fgos (дата обращения: 23.12.2024)- Что такое рукотворный мир
- Профилактика подростковой преступности в Омской области
- Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды
- Материалы по подготовке и проведению телекоммуникационного проекта
- Г. Х. Андерсен «Ель»
- Музицирование и методы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств
- Теорема Менелая
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7438 пользователей.
Отзывы