Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
-1-
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Клуб «Экос»
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать… Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Рассмотрим внеурочную деятельность на примере деятельности клуба «Экос», 4 класс «Г».
Деятельность клуба позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
-2-
Пояснительная записка
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться как результат экологического образования и воспитания. Программа клуба «Экос» решает проблемы занятости младших школьников в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.
Программа «Экос» рассчитана на учащихся начальной школы, любящих природу и желающих сохранить красоту окружающего мира.
Цель программы:
Создание условий для формирования экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе и самому себе.
Программа клуба «Экос» призвана решать следующие задачи:
- дать ребёнку системные знания об экологии;
- формировать культуру поведения в природе;
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение) и творческого воображения;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- воспитать чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, экскурсиях, помогает проведению различных акций.
Формы организации работы при изучении курса «Экос» могут быть разнообразными: ролевые игры, творческие мастерские, экскурсии, дискуссии, проекты, путешествия, конференции.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни, о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм.
-3-
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, отечеству и другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта самореализации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
В ходе освоения школьником данной программы, он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.
Учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- особенности природы родного края;
- изученные растения, животных;
- охраняемые растения и животные своего края, страны;
- важность здорового образа жизни;
- правила поведения в природе;
- значение природы для человека.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила личной гигиены;
- соблюдать чистоту и порядок классного помещения, дома;
- вести наблюдения в природе;
- вести записи наблюдений, делать зарисовки, фотографии;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- подкармливать птиц;
- изготавливать совместно с родителями кормушки;
- проводить исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка и самостоятельно;
- участвовать в проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Следует заметить, что дополнительное образование, в частности внеурочная деятельность, не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.
В рамках клуба «Экос» действует проект «Цветы ветеранам». Дети выращивают фиалки: из листочка – растение. Все результаты фиксируются детьми в таблицах наблюдения, зарисовках, фотографиях.
-4-
В сравнении с институтами основного образования система
дополнительного образования детей потенциально обладает следующими
преимуществами:
-свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и
организаций,
- широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий
осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей,
- ограниченная регламентация поведения и общения, более широкие
возможности для саморегулирования активности и самоорганизации
(индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и
творчества,
- гибкость (мобильность) образовательных программ;
- более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной),
- возможности для приобретения социального опыта, опыта практической
деятельности,
- возможности межвозрастного взаимодействие и оформления возрастных
переходов.
Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно
ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в
подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни
страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей,
которые объективно не могут быть учтены при организации массового
образования.
Дополнительное образование детей выполняет функции «социального
лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема
или качества ресурсов основного образования, компенсируя таким образом
недостатки последнего или представляя альтернативные возможности для
образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий
как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации. В
этом отношении дополнительное образование детей выполняет функцию
«социальной инклюзии».
Александрова Елена Владиславовна
Учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 11»
г. Великие Луки
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Александрова Е. В. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/55671-vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos (дата обращения: 21.11.2024)- Мы - творцы собственной жизни
- Юный натуралист
- Чтение - путь к успеху
- План урока производственного обучения
- Приводы станков
- Влияние английских заимствований на лексику русского языка
- Текстильные куклы в стиле Love is
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6466 пользователей.
Отзывы