конспект урока Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся начальной школы
Из опыта работы.
2018г
«Использование народных традиций
в воспитании и обучении учащихся начальной школы»
“Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого
народа”
К. Д. Ушинский
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование общечеловеческих ценностей. Самый благодарный путь формирования этих ценностей –возрождение забытых национальных обычаев, традиций, погружение в истоки национальной культуры.
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, - говорил М. Горький. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Важную роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы.
Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето - теплым летечком, траву - шелковой травушкой-муравушкой, птиц - пташечками, жаворонков - жавороночками.
Поэтому при изучении песенного жанра даю детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина-земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова-обращения, слова-пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Во внеурочной деятельности под народные песни учимся водить хороводы.(слайд2)
Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся.
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: Век живи, век учись; Жить - Родине служить; Не красна жизнь днями, а красна делами.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. И всему этому надо учиться.
На уроках «Литературного чтения» тексты соотносим с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.
Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы Труд кормит, а лень портит. Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится. За труд ему платят деньги. Кто хорошо трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека».
Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки-малышки.(показ образцов)
Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без загадки, скороговорки, считалки.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и др.
Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.
При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.
Сказочные сюжеты использую и на уроках математики. Задачи со сказочным сюжетом своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: "Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?"
Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математического материала, так и литературного. Учу ребят не только решать готовые задачи со сказочными героями, но и самим составлять задачи. а в 3 классе работали над проектом «Математические сказки»(показ)
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это — залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит детей логически мыслить.
Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и др.
. На уроках, посвященных устному народному творчеству России, дети работают активно, отвечают охотно, дружно. Ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. При выполнение проекта «Составляем сборник загадок» ,ребята вместе с родителями сделали подборки загадок на различные темы, пробовали свои силы и в составлении собственных загадок. (показ)
При проведении предметной недели русского языка и литературного чтения мы также много внимания уделяли устному народному творчеству. Ребята загадывали и отгадывали русские народные загадки, соревновались в составлении пословиц и поговорок, пытались понять и объяснить фразеологические обороты. На занятиях по внеурочной деятельности «К истокам слова» мы часто выясняли значение образных выражений, узнавали историю происхождения многих слов, и обязательно говорили об истории народа, о народных обычаях и обрядах.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Народная игра является феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. Русские народные игры имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Одно из достоинств народных игр заключается в том, что они имеют понятные для играющих правила. Дело в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми («Салки – пятнашки» , , «Гуси –лебеди» «Кошки – мышки», «Ниточка – иголочка»,»Ручеёк»и др. ) С большим интересом ребята играли в эти игры во время праздников, посвящённых дням рождения, проведения экскурсии в природу по окончании учебного года. (слайд )
При проведении различных внеурочных мероприятий также обращаемся к народным обычаям и обрядам. Осень мы встречали по русскому обычаю,в народных костюмах, с вышитыми рушниками. В представлениях используем сказочных героев.
Изучение, освоение народных традиций – путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.
Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Л.Ф.Клеманова «Литературное чтение» 4 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.
5. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской « Искусство. Музыка »1-7 классы.– М. Просвещение, 2007;;
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6. – С. 21.
8. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997
9. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир»-Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012 г.
10. Р.Н. Бунеев .Литературное чтение 4 кл.2 часть. В океане света.Москва,БАЛАСС,2014 г.
11. М.Л. Закажурникова, Н.С. Рождественский «Русский язык» 4 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.
12. Н.А. Горячева, О.В. Островская «Декоративно-прекладное искусство в жизни человека» 4-5 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шилина З. П. Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся начальной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/102073-statya (дата обращения: 14.11.2024)- Создание обучающих видеофрагментов
- Отличительные особенности детского и взрослого репертуара в хореографии
- Суд идёт
- Зацеперы – молодежь за безопасность
- Мы - петербуржцы
- Методика преподавания футбола на начальной стадии обучения
- Сохраним нашу зеленую планету
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7409 пользователей.
Отзывы