Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся начальной школы

 Из опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018г

«Использование народных традиций

в воспитании и обучении учащихся начальной школы»

“Воспитание, созданное самим народом и основанное 
на народных началах, имеет ту воспитательную силу, 
которой нет в самых лучших системах, основанных на 
абстрактных идеях или заимствованных у другого 
народа”
К. Д. Ушинский

 

 

Изменившаяся  социально-экономическая ситуация в обществе,  характеризуемая  процессом демократизации, потребовала  усиления внимания  к содержанию гуманистического  воспитания.  Важнейшим  его компонентом является формирование общечеловеческих   ценностей. Самый благодарный  путь  формирования этих ценностей –возрождение забытых национальных обычаев,  традиций, погружение в истоки национальной культуры.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям

 «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, - говорил  М. Горь­кий. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Важную роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жа­нра. В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы.

Разговоры эти были ласко­выми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето - теплым летечком, траву - шелковой травушкой-муравуш­кой, птиц - пташечками, жаворонков - жавороночками.

Поэтому при изучении песенного жанра даю детям подумать, перед каким важным со­бытием в жизни крестьянина-земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях упо­требляются слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова-обращения, слова-пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Во внеурочной деятельности под народные песни учимся водить хороводы.(слайд2)

Очень важно влияние пословиц на воспи­тание и развитие учащихся.

Пословица - прекрасное средство для вос­питания нравственных чувств у детей, своеоб­разный моральный кодекс, свод правил пове­дения: Век живи, век учись; Жить - Родине служить; Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое де­ло. И всему этому надо учиться.

На уроках «Литературного чтения» тексты соотносим с пословицами и поговорками, отражаю­щими основную мысль произведения: Кто ро­дителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы посло­вицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами - это рас­крытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы Труд кормит, а лень портит. Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится. За труд ему платят деньги. Кто хорошо трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека».

Практически работу с пословицами прово­жу по всем предметам. Дети собирают посло­вицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки-малышки.(показ образцов)

Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без загад­ки, скороговорки, считалки.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой не­повторимый мир, в котором все удивляет: зве­ри разговаривают, люди понимают язык жи­вотных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огнен­ные реки и др.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усили­вает их занимательность. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепля­ет моральные чувства, будит любознатель­ность, развивает воображение, формирует эс­тетические чувства.

При работе со сказкой использую вырази­тельное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповтори­мость.

Сказочные сюжеты использую и на уроках математики. Задачи со сказочным сюжетом своим кон­кретным содержанием способствуют фор­мированию более глубоких и ясных пред­ставлений о числах и смысле производи­мых над ними действий. Например: "Крас­ная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирож­ка, а с грибами — 2. Сколько всего пирож­ков принесла девочка своей бабушке?"

Присутствие сказочного героя на уро­ке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способству­ет более эффективному усвоению как математического материала, так и лите­ратурного. Учу ребят не только решать готовые задачи со сказочными героями, но и самим составлять задачи. а в 3 классе работали над проектом «Математические сказки»(показ)

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это — залог успешной работы. Сказка несет в се­бе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит детей логически мыслить.

Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в вос­питании и обучении детей, испытываю­щих трудности в усвоении математичес­ких знаний о числах, величинах, геомет­рических фигурах и др.

. На уроках, посвященных устному на­родному творчеству России, дети работают активно, отвечают охотно, дружно. Ребята любят за­гадывать друг другу загадки, играют в скоро­говорки. При выполнение проекта «Составляем сборник загадок» ,ребята вместе с родителями сделали подборки загадок на различные темы, пробовали свои силы и в составлении собственных загадок. (показ)

При проведении предметной недели русского языка и литературного чтения мы также много внимания уделяли устному народному творчеству. Ребята загадывали и отгадывали русские народные загадки, соревновались в составлении пословиц и поговорок, пытались понять и объяснить фразеологические обороты. На занятиях по внеурочной деятельности «К истокам слова» мы часто выясняли значение образных выражений, узнавали историю происхождения многих слов, и обязательно говорили об истории народа, о народных обычаях и обрядах.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Народная игра является феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. Русские народные игры имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
 Одно из достоинств народных игр заключается в том, что они имеют понятные для играющих правила. Дело в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми («Салки – пятнашки» , , «Гуси –лебеди» «Кошки – мышки», «Ниточка – иголочка»,»Ручеёк»и др. )  С большим интересом ребята играли  в эти игры во время праздников, посвящённых дням рождения, проведения  экскурсии в природу по окончании учебного года. (слайд )

При проведении различных внеурочных мероприятий также обращаемся к народным обычаям и обрядам. Осень мы встречали по русскому обычаю,в народных костюмах, с вышитыми рушниками. В представлениях используем сказочных героев.

 Изучение, освоение народных традиций – путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.

Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.

4.Л.Ф.Клеманова «Литературное чтение» 4 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.

5. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской « Искусство. Музыка »1-7 классы.– М. Просвещение, 2007;;

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6. – С. 21.

8. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997

9. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир»-Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012 г.

10. Р.Н. Бунеев .Литературное чтение 4 кл.2 часть. В океане света.Москва,БАЛАСС,2014 г.

11. М.Л. Закажурникова, Н.С. Рождественский «Русский язык» 4 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.

12. Н.А. Горячева, О.В. Островская «Декоративно-прекладное искусство в жизни человека» 4-5 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.

                  

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
МБОУ Крыжинская ООШ
Соавтор:
Дата публикации: 12.02.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шилина З. П. Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся начальной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/102073-statya (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию