конспект урока Принципы, методы и технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Принципы, методы и технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.
Добрый день, меня зовут Королёва Наталья Сергеевна и сегодня мне бы хотелось поговорить о методах преподавания английского языка в интегрированных классах, в которых обучаются дети с ОВЗ.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) или с расстройством аутистического спектра (РАС) – это наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и крайне неоднородная по составу группа школьников.
Для начала необходимо отметить общие специфические особенности, характерные для детей с ОВЗ:
- расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
- нарушения развития речи или отсутствие собственной речевой инициативы
- нарушение внимания и снижение работоспособности
- чрезмерная двигательная активность
- неспособность к целенаправленному организованному поведению
- рассеянность и импульсивность
- повышенная возбудимость
- проблемы вербальной коммуникации
Способны ли такие дети изучать английский язык? Разумеется, однако, целью изучения английского языка станет не практическое владение языком, а общее развитие детей, а именно развитие мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности и обогащение их знанием об окружающем мире.
Я работаю в МБОУ «Школа №96» и в нашей школе обучаются дети с расстройством аутистического спектра. Проще говоря – с аутизмом. Аутизм - это психическое расстройство, сопровождающееся нарушением коммуникации с внешним миром. Человек с РАС никогда не направляет свои жесты и речь во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл. Как правило, ребенок с аутизмом отстает в развитии. Для него чрезмерно важно рутинное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть покачивания тела, перекладывание предметов, к которым у ребенка проявляется необъяснимая привязанность, в строгом порядке и многое другое. Особенное расстройство вызывает необходимость изменения привычной в этом случае рутины. Важно заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмом не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев. Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине, в большинстве случаев, соответствует показателям ниже среднего.
При планировании уроков в интегрированном классе возникает кроме традиционных: образовательной, воспитательной и развивающей еще и коррекционная цель. Ведь надо учитывать, что ребенку с РАС выдержать весь урок гораздо труднее, чем нормотипичным детям такого же возраста. Поэтому на уроках необходимо как можно чаще чередовать виды деятельности, использовать интересные упражнения, задания в рабочей тетради, использовать различные виды релаксации: физкультминутки, ролевые игры, прослушивание песен, просмотр мультфильмов на английском языке.
Существуют и некоторые особенности, характерные для детей с РАС, которые могут конструктивно использоваться учителями иностранных языков. Например - их любовь к рутине. Они с удовольствием будут возвращаться к уже изученным словам, фразам и правилам.
Другой сильной стороной таких детей является очень хорошо развитая зрительная память. Дети с РАС часто обладают исключительной памятью, поэтому в процессе обучения нужно использовать как можно больше наглядных пособий - картинок, схем, ведь они значительно помогут ребенку в освоении материала.
Учитывая психофизиологические особенности детей с РАС на уроках необходимо придерживаться следующих принципов:
- Обеспечение подвижной деятельности детей
- Частая смена деятельности
- Погружение в языковую среду
- Многократное повторение вводимых структур
Одним из методов работы как со нормотипичными детьми, так и с детьми с РАС являются игры. Они помогают детям расслабиться, при этом происходит тренировка различных структур, фонетических, лексических, речевых навыков.
Приведу пару примеров таких игровых приемов:
Можно применять знакомые для детей игры. Разучивая, к примеру, названия фруктов и овощей, поиграть в игру «Съедобное, несъедобное».
Работая над темой «Цвета», можно провести игру «Светофор». Учитель называет цвет, например, голубой - blue, а учащиеся должны взять в руки любой предмет этого цвета или показать на себе одежду этого цвета.
Для закрепления глаголов, можно использовать игру «What can I do?» (что я делаю?) Ведущий показывает движение, кто догадался должен на английском назвать слово, обозначающее это движение (прыгать, летать). Далее можно усложнить игру и предложить построить предложение с этим словом, например, I can swim. I can’t fly.
Особенность игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание происходит непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность и снимают накопленную усталость. Применение игровых приемов помогает детям и запоминать языковой материал, и научиться общаться между собой.
В начале урока рекомендуется провести фонетическую зарядку. Она поможет настроиться на работу. Используются небольшие рифмовки, поговорки пословицы и видеоролики и презентации. Фонетическая тренировка помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение.
На уроках и нормотипичным детям, и детям с РАС очень нравятся необычные задания, как например «каких животных вы видите на рисунке?»
Также дети с удовольствием слушают сказки, в которые можно превратить строгие правила.
К примеру, сказка, помогающая развить и закрепить навыки грамматики Present Simple:
Сказка про бегемотика:
Давным-давно жил в болоте бегемотик. У него не было друзей, он был очень одинок, и часто плакал.
А слезы у бегемотика были волшебные. Они попадали на воду и превращались в букву “ s ”.
Бегемотик бежит, а за ним “ s ”. The hippo run s.
Бегемотик играет, за ним “ s ”. The hippo play s.
Буква “ s ” так привыкла к бегемотику , что уже не отходила от него ни на шаг.
Узнали об этом другие животные и пришли помочь бегемотику. Они стали играть и смеяться. Бегемотик перестал плакать и буква “ s ” исчезла.
А когда друзья разошлись по своим делам, бегемотик остался один, загрустил, заплакал, и буква “ s ” опять к нему вернулась.
С тех пор, если мы говорим о том, что делает один человек или одно животное, мы к глаголу добавляем окончание “ - s ”. She play s . He jump s . It eat s . She read s . He write s .
Далее дети выполняют задания по этому правилу, раскрывая скобки.
Таким образом, используя различные методы работы и чередование видов деятельности на уроках, можно получить заметные результаты как у нормотипичных детей, так и у детей с РАС. Когда дети вовлечены в обучающий процесс, повышается уровень мотивационной сферы обучающихся, прочно усваивается лексический материал по теме, расширяется общий кругозор тренируются воображение, память и внимание. Учащимся интересно происходящее вокруг, у них повышается мотивация к работе, а многие действия, слова, фразы и даже правила запоминаются во время урока.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Королёва Н. С. Принципы, методы и технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/115550-printsipy-metody-i-tekhnologii-raboty-s-detmi-s-ovz-na-urokakh-anglijskogo-yazyka (дата обращения: 22.11.2024)- Волшебница весна
- Открытие соревнований по баскетболу Традиционный турнир SPORT SPRING
- Живопись на уроках литературы
- Звук [И]. Анализ и синтез слога ИА
- Положение о проведении спортивного развлечения Большие гонки
- Петр I – первый российский император и царь - реформатор
- Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе