конспект урока «Формирование основ безопасности жизнедеятельности школьников»
«Эффективные формы работы по безопасности жизнедеятельности школьников»
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности школьников».
Подготовила:
Воспитатель: Власова Н.В.
«Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать».
Сегодня никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей. Соответственно, в современных условиях необходима тщательная подготовка населения к жизни в условиях, при которых возможно возникновение ситуаций опасности.
В некоторых случаях любознательность ребенка, его активность в познании окружающего, становится небезопасным для него. Большинство детей не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил поведения по технике безопасности. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.
Гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в данных ситуациях.
Школа должна внедрить в сознание детей и сделать их жизненным ориентиром убеждение в том, что главная ценность человека - его жизнь и здоровье, сформировать стремление и умение ценить и беречь их. Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет ее:
- в безопасном отношении к себе;
- в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
- в безопасном взаимодействии с окружающей средой.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
- Угроза жизни;
- Возможность нанесения ущерба здоровью;
- Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе.
Необходимость работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности продиктована следующими обстоятельствами:
- постоянные источники повышенной опасности - транспорт и дороги, на которых встречаются пьяные водители, к тому же дети сами садятся за руль транспортных средств;
- из-за бесхозяйственности или равнодушия взрослых не исключен контакт детей с небезопасными для человека химическими веществами (удобрениями: гербицидами, растворителями, красками, применяемыми в быту и сельскохозяйственном производстве и т.п.);
- прогрессируют пьянство и алкоголизм местного населения, есть семьи, в которых пьют отцы, оба родителя и даже все взрослые члены семьи, в них часто происходят скандалы с печальными для детей последствиями;
- проблемой для учеников школы, особенно для старшеклассников, становится проведение досуга, так как мало досуговых и развлекательных учреждений для молодежи;
- как свидетельствует анализ, в трудных, опасных ситуациях дети не могут сосредоточиться, трезво оценить обстановку, быстро сориентироваться и найти рациональный выход, не умеют оказывать себе помощь, что вызвано излишней опекой со стороны взрослых и отсутствием психологической подготовки и целенаправленного обучения приемам самозащиты, само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях.
Целью воспитательной работы в данном направлении является подготовка физически и психически здоровой личности, способной к адаптации в обществе, обеспечению своей безопасности в экстремальных ситуациях и оказанию необходимой помощи окружающим.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности:
- Воспитание мотивации к безопасному поведению.
- Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности.
- Воспитание характера, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
- Психологическая подготовка к безопасному поведению.
- Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях.
- Психологическая поддержка подростков при вхождении в сложный мир социальных связей и отношений взрослой жизни, активизация процессов позитивной социализации детей.
- Предупреждение антиобщественных поступков и экстремистского поведения детей и подростков.
- Патриотическое воспитание учащихся.
- Профилактика употребления ПАВ и пропаганда здорового образа жизни.
- Повышение роли семьи в обеспечении безопасности детей.
Исходя из поставленных задач, можно сделать вывод, что формирование культуры безопасности личности – процесс многогранный, который затрагивает различные аспекты воспитания растущей личности, и работа в этом направлении должна вестись классным руководителем в системе.
Нельзя забывать и о том, что основой культуры безопасности жизнедеятельности являются нравственные ценности, такие как добро, гуманность, чуткость, милосердие, толерантность, долг, ответственность, ориентирование на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие ему в социальной адаптации.
Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной педагогической задачей. Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
Возможные направления в работе по формированию основ безопасности:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.
Работа по обучению основам безопасности проводится систематически. Для того чтобы она дала результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. Также следует учитывать, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей.
Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися по эффективному общению с детьми, созданию психологической, физической безопасности в коллективе.
Угрозы безопасности детей и подростков в школе можно разделить на две основные категории: угрозы внешние (всё, что связано с риском физического воздействия со стороны старших: физическое насилие, приобщение к наркотикам и.т.д., а также непредвиденные проявления в виде стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций) и угрозы внутренние (всё, что угрожает безопасности детей в связи с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями).
Одной из важных задач образовательного учреждения является обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Работа по обеспечению безопасности обучающихся во время их учебной и внеурочной деятельности строится на основе плана воспитательной работы, приоритетным направлением которого является – защита здоровья и сохранение жизни учащихся.
Реализация данного направления осуществляется с помощью следующих мер:
- контроль за посещаемостью школы учащимися класса,
- контроль причин пропусков,
- информированность о состоянии здоровья учащихся класса,
- ведение документации о заболеваемости учащихся,
- вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью,
- организация охвата учащихся горячим питанием,
- соблюдение требований к санитарно-гигиеническому состоянию класса (мебель в классе должна быть промаркирована и размещена в соответствии с требованиями СанПиН),
- соблюдение светового, теплового и воздушного режима ( наличие и соблюдение графиков проветривания и достаточная освещённость),
Обеспечение безопасности обучающихся - это кропотливая работа, как с учащимися, так и с их родителями. Она включает в себя ряд профилактических мероприятий в форме
- классных часов, бесед;
- тематических и практических занятий о необходимости соблюдения правил поведения в школе и за её пределами.
Наиболее эффективными в работе являются занятия – практикумы, на которых учащиеся практически отрабатывают полученные знания и навыки в области обеспечения безопасности личности. Раз в четверть рекомендуется проводить час безопасности, где дети изучают пути эвакуации и отрабатывают правила поведения при возникновении пожара или чрезвычайных ситуаций. В работе очень помогает использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, а также информация, размещённая на школьных стендах. В начале года, на первом классном часе рекомендуется с ребятами разработать план – карту безопасного маршрута движения в школу и домой. В классе формируется уголок безопасности, где учащиеся могут найти для себя полезную информацию. Эффективны в работе проведение викторин по правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности, организация конкурсов рисунков по данной тематике. На уроках по предмету также следует обратить внимание на различные ситуации, связанные с опасностями для жизни и здоровья учащихся.
Если в классе есть дети, вызывающие наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, рекомендуется разработать и согласовать с социальным педагогом, психологом, администрацией школы комплекс профилактических мер. С начала учебного года этих учащихся можно вовлечь в занятия спортивных секций, в кружковую деятельность, а также в различные внеклассные мероприятия, благодаря чему они всегда будут находится под постоянным контролем педагогов и учиться самостоятельно организовывать свободное время. Данные учащиеся требуют повышенного внимания и контроля не только со стороны классного руководителя. Поэтому важным моментом в работе является и взаимодействие с учителями -предметниками, работающими на классе. Следует совместно с ними выстраивать такие взаимоотношения, которые обеспечивали бы бесконфликтный процесс обучения.
Любая травма ребёнка – это стресс для родителей. Если ребёнок получил травму в школе, то переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, и классный руководитель. Риск возникновения травм обусловлен недисциплинированностью учащихся, неумением распознать травмоопасную ситуацию, необученностью навыкам поведения, физической слабостью, индивидуальными особенностями развития. Поэтому, для профилактики травматизма в школе, работа классного руководителя должна строиться в нескольких направлениях:
- Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся класса (дневник наблюдения, проведения диагностик, «Социометрия», «Социализированность личности», диагностик на определение уровня конфликтности, межличностных отношений, уровня воспитанности, интеллекта).
- Сплочение классного коллектива. Часть травм возникает от действий окружающих, они содержат элемент насилия с целенаправленным стремлением причинить боль и показать своё превосходство перед одноклассниками. Поэтому задача классного руководителя – сплочение классного коллектива через вовлечение всех учащихся во внеклассные мероприятия (экскурсии, поездки, праздники и.т.д.) и проведение тематических классных часов «Какой у нас коллектив», «Учимся прощать», «Планета друзей» (ролевая игра). Такие классные часы необходимо проводить не менее одного раза в четверть.
- Разъяснительная работа. Пропаганда, воспитание и образование в области безопасности. Инструктажи и беседы: «Правила поведения в школе и общественных местах», «Правила поведения на дорогах», «Правила поведения на водоёмах, во время пожара». Такие беседы проводятся каждую четверть перед каникулами, а также перед поездками, экскурсиями, спортивными мероприятиями, праздниками. Важно использовать активные методы работы: составление памяток и рекомендаций по безопасному поведению на воде, в лесу, в походе, в быту и.т.д., анализ конкретных ситуаций, просмотр видеофильмов, проведение викторины «Пожарный эрудит» и к/ч «Культура поведения в школе», «Устав школы – основной закон для школьников» и др.
- Пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой. Люди, занимающиеся физкультурой, имеют преимущества: они здоровее психически, менее подвержены стрессу, а, значит, и травме. Задача классного руководителя – вовлекать всех учащихся в День здоровья, спортивные соревнования, спортивные секции. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат, а это самый распространённый вид травмы в школе. Тематические классные часы «В здоровом теле – здоровый дух», «Спорт – это жизнь» и др.
- Работа с родителями. Существуют травмы, которые обусловлены недосмотром родителей, отсутствием их контроля. На родительских собраниях беседы о поведении детей в школе и вне школы и о требованиях к одежде, обуви учащихся, индивидуальные беседы с родителями о поведении учащихся, дежурство родителей на внеклассных мероприятиях.
В начале и в конце каждой четверти с обучающимися рекомендуется проводить инструктажи по правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности, электробезопасности, правилам поведения на железной дороге, правилам антитеррористической безопасности, правилам поведения у воды и вблизи водоёмов. Учитывая реалии современного общества, стоит уделять большое внимание беседам по профилактике суицидального поведения:
1. «Законы счастливой жизни». «Умей сказать нет! Как защитить себя и избежать насилия». Знакомство с городом, особенности движения транспорта и пешеходов в районе, в котором находится школа. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся, которыми они часто пользуются. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку.
2. « Жизненные ценности. Я и моя семья, Я и школа, Я и мои друзья»
3. «Доброта, дружба, товарищество»
4. «Я – это жизнь!»
5. «Словом можно спасти»
6. «Я в этом мире не один»
Не менее эффективна профилактическая работа с родителями. Регулярно на родительских собраниях стоит доводить до их сведения разнообразную информацию по сохранению здоровья детей в свободное время.
Только работа с классом по всем направлениям может снизить травматизм среди учащихся и обеспечить безопасность обучающихся в школе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Наталья В. В. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности школьников» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/125400-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 04.12.2024)- Здоровьесберегающие технологии
- Аппликация из бумаги и газеты. Городские улицы
- Ловкие, сильные, смелые
- Вовка из тридевятой школы
- Цикл бесед с младшими школьниками
- Имидж и самопрезентация
- Современные педагогические технологии при реализации системно- деятельностного подхода от идеи к практике применения на уроке