Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся

 

Русский язык как школьный предмет играет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Он способствует развитию способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, формированию и развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству мировой культуры и литературы, основным каналом приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Вот почему, на мой взгляд, так важно использование текстов художественной литературы на уроках русского языка. Обращение к данной теме обусловлено тем, что интерес учащихся к изучению русского языка заметно упал, ослаблены их познавательная активность и учебная мотивация, не всегда на уроках создаются условия для формирования речевых навыков учащихся. Особенно актуально это в 5 классе, когда дети при переходе в основную школу зачастую утрачивают интерес к обучению, привитый им в начальном звене.

Работа с текстами художественной литературы на разных этапах уроков помогает сформировать такие важные навыки, как постановка учебных целей и задач, преобразование практической задачи в познавательную, осуществлять сравнение и классификацию, строить логическое  рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того,  такая работа, внося в урок эмоционально-образный настрой,  позволяет воспитывать у учащихся чувство прекрасного и эстетические чувства на основе анализа лучших образцов отечественной и зарубежной литературы.

Таким образом, использование текста художественного произведения на уроке русского языка помогает реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую.

Художественный текст можно использовать на различных этапах урока: и при объяснении нового материала, и при закреплении изученного, и, конечно же, во время творческих работ и даже в качестве домашнего задания. Хорошо, если используемый текст синхронен с произведениями, изучаемыми на уроках литературы. Но даже если нет такой возможности, нужно смело вводить в урок художественный текст – и урок заиграет новыми красками.

Цель моей методической разработки заключается в том, чтобы  посредством использования текстов художественной литературы и иллюстраций к ним на уроках русского языка повышать интерес учащихся к предмету, к художественному слову, помогать учащимся овладевать речевыми навыками, формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС нового поколения.

 

 

Данную работу уместно проводить на уроках изучения нового материала. Работа с текстом поможет учащимся через повторение изученного выйти на формулировку целей нового урока и на постановку учебной задачи. Например, при изучении темы «Прямое и переносное значение слов» на начальном этапе урока я использую стихотворение А.А.Фета «Золотая осень».

Презентация (Слайд №2,№3)

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

После выразительного чтения стихотворения – работа по вопросам и заданиям, которые строятся с учётом ранее изученного в разделе «Лексика»:

  1. Работа со словарём. Найти лексическое значение слова «Чертог». Это прямое значение слова.
  2. Почему, говоря об осени, автор использует это слово? Такое значение слова «чертог» называется переносным.
  3. Найдите в тексте ещё слова, которые автор использует в непривычном для нас значении? (Дороги, заглядевшиеся в озёра, залы вязов, ясеней, осин.) Как вы понимаете эти выражения?
  4. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О прямом и переносном значениях слов.)
  5. Чему мы с вами должны научиться? (Определять прямое и переносное значения слов, находить слова с переносным значением, понимать, какую роль они играют в тексте.)

 

Умение ставить учебные цели и задачи путём исследования формируются и на вводном уроке по теме «Простые и сложные предложения». Презентация (Слайд №4) Здесь мне помогает отрывок из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Используя работу с ним непосредственно перед изучением новой темы, я ставлю перед учащимися не только развивающие, но и воспитательные задачи. Использование межпредметных связей помогает учащимся более внимательно всмотреться в текст, понять мотивы поведения героев. Презентация (Слайд №5)

Новый мальчик достал из кармана два больших медяка и насмешливо протянул Тому. Том ударил его по руке, и медяки полетели на землю. В тот же миг оба мальчика покатились в грязь, сцепившись по-кошачьи. Они таскали и рвали друг друга за волосы и за одежду, царапали носы, угощали один другого тумаками – и покрыли себя пылью и славой. Скоро неразбериха прояснилась, и сквозь дым сражения стало видно, что Том оседлал нового мальчика и молотит его кулаками.

  1. Из какого произведения взят отрывок? Кто автор?
  2. Кто является героями этого отрывка?
  3. Как автор относится к своим героям? (С юмором.) Из чего это видно?
  4. А можно ли выяснять отношения с помощью драки? (Нет, нельзя.)
  5. А почему же тогда Марк Твен рассказывает о драке с юмором? (Чтобы читатель не воспринимал эту драку всерьёз.)
  6. Спишите первые два предложения. Подчеркните главные члены. Что можно сказать? (1 предложение простое, 2 – сложное.)
  7. И в одном, и в другом предложении есть союз и. Обратите внимание на знаки препинания. Что вы заметили? Сделайте вывод.
  8. Какой будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться? (Различать простые и сложные предложения, чтобы правильно ставить запятые перед союзом и.)

При изучении темы «Буквы а-о в корне -раст- – -рос-» для постановки учебных целей и задач также перед началом объяснения нового материала я использую отрывок из известной пятиклассникам сказки «Снежная королева». Презентация (Слайд №6, №7)

У родителей было по большому деревянному ящику; в них росли коренья и небольшие кусты роз – в каждом по одному, - осыпанные чудными цветами. Родителям пришло в голову поставить эти ящики на дно желобов; таким образом, от одного окна к другому тянулись словно две цветочные грядки. Горох спускался из ящиков зелеными гирляндами, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями; образовалось нечто вроде триумфальных ворот из зелени и цветов. Так как ящики были очень высоки и дети твердо знали, что им нельзя карабкаться на них, то  родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу по крыше в гости  и  сидеть на скамеечке под розами. И что за веселые игры устраивали они тут!

  1. Прочитайте отрывок из произведения. Назовите его. Кто автор? (Ханс Кристиан Андерсен, «Снежная королева».)
  2. Найдите в этом отрывке однокоренные слова. Выпишите их, выделите корни.

Обратите внимание на 3 группу однокоренных слов (росли – разрастались). Какова особенность корня в этих словах? (Это корень с чередующимися гласными и согласными.) Сегодня мы будем говорить о правописании этого корня. Тема урока – буквы а-о в корне -раст- – -рос-. Презентация (Слайд №8)

  1. Сделайте вывод о правописании гласной в этом корне. Когда пишется о, когда – а? Чему вы должны научиться на этом уроке?

На уроках закрепления изученной темы (особенно при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация») использование текстов помогает учащимся через выполнение творческого задания,  через сравнение не только более тщательно усвоить изученный материал, но и сделать выводы о роли той или иной синтаксической конструкции в тексте. Так, при закреплении темы «Простые и сложные предложения» я вновь обращаюсь к отрывку из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева». Презентация (Слайд №9)

Презентация (Слайд №10)

На другой день был славный морозец. Затем сделалась оттепель. Там пришла и весна. Солнышко светило. Цветочные ящики опять  были  все в зелени. Ласточки вили под крышей гнезда. Окна растворили. Детям опять можно было сидеть в своем маленьком садике на крыше.

  1. Почитайте текст. Какие предложения – простые или сложные – в нём используются? Переделайте текст таким образом, чтобы простые предложения стали сложными. Для этого соедините предложения друг с другом с помощью союзов или бессоюзной связью. Прочитайте полученный текст.
  2. Сравните ваш текст с оригиналом. Этот отрывок взят из известного вам произведения. Что это за произведение? Кто его автор? Презентация (Слайд №11)

На другой день был славный морозец, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнышко светило, цветочные ящики опять были все в зелени, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и детям опять можно было сидеть в своем маленьком садике на крыше.

  1. Почему в тексте использованы именно сложные предложения? Что дают они тексту? (Простые предложения чаще используются в разговорном стиле, а в книжном – сложные союзные и бессоюзные предложения. При помощи сложных предложений легче показать протяжённость во времени.)

При закреплении темы «Диалог. Знаки препинания при диалоге», на мой взгляд, уместно использование отрывка из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Презентация (Слайд №12) Он даёт возможность самостоятельно, опираясь на предложенный материал, сконструировать свой текст, опираясь на полученные знания, а также понять отличие произведений, написанных для постановки на сцене, от произведений повествовательного характера.

Презентация (Слайд №13)

Старуха. Полюбуйся, как я подснежники-то уложила!

Дочка (негромко). Что там любоваться. Вы полюбуйтесь!

Старуха. Колечко! Да какое! Откуда оно у тебя?

Дочка. То-то откуда! Зашла я к ней, стала ее будить, а она и не слышит. Схватила я ее за руку, разжала кулак, глядь, а на пальце у нее колечко светится. Я потихоньку колечко стянула, а будить больше не стала – пускай себе спит.

Старуха. Ах, вон оно что! Так я и думала.

Дочка. Что думала?

Старуха. Не одна она, значит, в лесу подснежники собирала. Кто-то ей помогал. Ай да сиротка! Покажи-ка мне колечко, доченька. Так и блестит, так и играет. В жизни своей такого не видывала. Ну-ка, надень на пальчик.

Дочка (стараясь надеть кольцо). Не лезет!

  1. Прочитайте отрывок. Из какого произведения он взят? Кто автор? («Двенадцать месяцев», С.Я.Маршак.)
  2. Какова жанровая особенность этого произведения? (Это пьеса-сказка.)
  3. Что характерно для пьесы? (Используются реплики героев и авторские ремарки. Нет слов автора.) Какую роль играют авторские ремарки?
  4. Сколько человек участвует в этой сцене? (Два.) Как называется разговор двух и более лиц? (Диалог.)
  5. Запишите этот диалог таким образом, чтобы вместо авторских ремарок в него вошли слова автора. Используйте для этого глаголы, выражающие интонацию, чувства персонажа, цель, с которой произносится фраза: похвалиться, воскликнуть, спросить, поинтересоваться, объяснить, удивиться, произнести, попросить, пожаловаться. Правильно расставьте знаки препинания. Проверьте себя. Презентация (Слайд №14, №15)

Очень помогают тексты художественной литературы на повторительно-обобщающих уроках. С их помощью можно не только повторить пройденный материал, но и разнообразить формы работы, чтобы не ослабить, а наоборот, усилить познавательную активность учащихся.

Для повторения и обобщения  темы «Имя существительное» я использую отрывок из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера». Работая с этим текстом, я получаю возможность повторить с учащимися путём выполнения ими исследовательской деятельности не только всё изученное по теме «Имя существительное», но и навыки работы по пересказу текста с изменением лица, а также навыки постановки знаков препинания. Презентация (Слайды №16, №17)

В этот вечер Тома с Сидом, как всегда, в половине десятого послали спать. Сид скоро уснул. Но Том не спал, с тревожным нетерпением ожидая сигнала. В тот миг, когда ему показалось, что уже недалеко до рассвета, он услышал, как часы бьют десять. Было от чего прийти в отчаяние. Он не мог даже вертеться на постели, потому что боялся разбудить Сида. Он лежал смирно и напряжённо вглядывался в темноту. Кругом стояла удручающая тишина. Понемногу из этого безмолвия стали выделяться маленькие, еле заметные звуки. Прежде всего – тиканье часов. Таинственное потрескивание старых балок. Слабый скрип ступеней. Из комнаты тёти Полли доносился глухой мерный храп. Затем началась несносная трескотня сверчка, а где именно стрекочет сверчок – этого не может определить никакая человеческая мудрость. Затем – в стене у изголовья кровати зловещее тик-тик жука-точильщика. Затем прозвучал в ночном воздухе отдалённый собачий вой, и тотчас же, ещё дальше, слабее, завыла другая собака. Том переживал мучительные минуты. Наконец он проникся убеждением, что время исчезло и началась вечность. Против воли он стал погружаться в дремоту. Часы пробили одиннадцать – он не слыхал. Вдруг, смешанное с бесформенными видениями сна, послышалось унылое мяуканье кошки. Где-то неподалёку открылось окно, и этот шум разбудил Тома. Том вскочил как встрёпанный, мигом оделся, вылез из окна, пополз на четвереньках по крыше, раза два тихонько мяукнул в ответ, потом перескочил на крышу дровяного сарая и оттуда спрыгнул на землю.

  1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят? Кто автор?
  2. Какое состояние испытывает герой произведения в данный момент? Докажите. Как вы думаете, с чем связано это состояние?
  3. Измените лицо. Прочитайте текст, заменяя 3 лицо первым.
  4. Выпишите все собственные имена существительные. Докажите, что они собственные. Объясните их правописание.
  5. Выпишите все одушевлённые имена существительные. Докажите, что они одушевлённые.
  6. Выпишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. (С нетерпением, отчаяние, темнота, тишина, безмолвие, храп, трескотня, мудрость, в воздухе, вой, вечность, воли, дремота.) Найдите среди них слова-синонимы. (Тишина, безмолвие.) С какой целью их использует автор?
  7. Выпишите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. (Очки, на четвереньках.)
  8. Выпишите существительные, в которых есть орфограмма «Падежные окончания существительных». Выпишите их вместе со словами, к которым они относятся. Обозначьте орфограмму. Измените по падежам слово отчаяние. Почему это слово вынесено в отдельное задание?
  9. Поставьте слово по крыше в форму творительного падежа единственного числа, а затем – в форму родительного падежа множественного числа. Какие орфограммы будете повторять, выполняя это задание? Обозначьте эти орфограммы. Презентация (Слайд №18)
  10. Разберите по составу имена существительные: до рассвета, с нетерпением, вечность.
  11. Выполните морфологический разбор существительных: сарая, на землю.
  12. Запишите предложения: Он лежал смирно и напряжённо вглядывался в темноту. Затем прозвучал в ночном воздухе отдалённый собачий вой, и тотчас же, ещё дальше, слабее, завыла другая собака. Объясните постановку запятой или её отсутствие перед союзом и. Начертите схемы предложений.

На повторительно-обобщающем уроке по теме «Имя прилагательное» я использую текст – рассказ Л.Н.Толстого «Булька». Выбор обусловлен тем, что урок развития речи при изучении темы был посвящён описанию животного. Таким образом, использование данного текста помогает детям вспомнить и повторить то, чему они  учились на этом уроке. Презентация (Слайды №19, №20)

Булька

(Рассказ офицера)

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

(Л.Н.Толстой)

  1. Как вы понимаете лексическое значение слова «мордашка»? (Шутливое название морды, лица.) Но в данном тексте это слово имеет другое значение: порода охотничьих собак, которая называется «мордаш». Мордашка – разговорное название породы. Это бульдогообразные собаки. Мордаш – приземистая и коренастая собака с большой головой и короткой мордой. Нижние клыки часто видны, что придает мордашу устрашающий вид. Презентация (Слайд №21)
  2. В какой части текста употреблено большее количество прилагательных? (В первых двух абзацах.). Почему? (В них содержится описание собаки.)
  3. Можно ли по описанию догадаться об авторском отношении к собаке? (Используются оценочные прилагательные.) Назовите их.
  4. Оправдалось ли первоначальное впечатление о собаке, когда вы дочитали текст до конца?
  5. Выпишите из первых двух абзацев все полные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Выделите падежные окончания прилагательных, объясните их правописание.
  6. Выпишите краткие прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Обозначьте их род, число.
  7. Почему в задании было предложено выписать прилагательные вместе с существительными? (Потому что форму прилагательного надо определять по форме существительного.)
  8. Почему у кратких прилагательных не надо было указывать падеж? (Они не изменяются по падежам.)
  9. Выполните морфологический разбор слов передних, цепок.
  10. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. Какое слово имеет отношение к орфограммам, изученным в теме «Имя прилагательное»? (Похож.) Поставьте прилагательное блестящие в краткую форму, объясните правописание слова.
  11. Выпишите прилагательные со значением места. Разберите их по составу. (Передних, нижняя, верхних.)
  12. Запишите предложение Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Объясните постановку знаков препинания. Начертите схему предложения.

А повторительно-обобщающие уроки по теме «Глагол» (на эту работу я отвожу 2 урока в связи с большим объёмом материала) я строю на работе с отрывком из книги М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».  Презентация (Слайд №22) Он подобран таким образом, что позволяет повторить все орфограммы и понятия, изученные в процессе работы над темой. Кроме того, второй урок предполагает работу по написанию сжатого изложения по составленному плану – этому они также учились, работая с темой. Использую я и иллюстрацию к тексту, к которой даётся творческое задание. Такая работа на уроке по развитию речи даёт возможность вспомнить особенности построения сочинения по репродукции. Презентация (Слайд №23)

Сперва я эту самую школу терпеть не мог, а потом ничего, стал привыкать понемножку. Когда мне, бывало, уж очень надоест, я удеру с уроков, а на следующий день учитель меня выпорет; это шло мне на пользу и здорово подбадривало. Чем дольше я ходил в школу, тем мне становилось легче. И ко всем порядкам у вдовы я тоже мало-помалу привык – как-то притерпелся. Всего тяжелей было приучаться жить в доме и спать на кровати; только до наступления холодов я все-таки иной раз удирал на волю и спал в лесу, и это было вроде отдыха. Старое житье мне было больше по вкусу, но и к новому я тоже стал привыкать, оно мне начало даже нравиться. Вдова говорила, что я исправляюсь понемножку и веду себя не так уж плохо. Говорила, что ей за меня краснеть не приходится.

Как-то утром меня угораздило опрокинуть за завтраком солонку. Я поскорей схватил щепотку соли, чтобы перекинуть ее через левое плечо и отвести беду, но тут мисс Уотсон подоспела некстати и остановила меня. Говорит: «Убери руки, Гекльберри! Вечно ты насоришь кругом!» Вдова за меня заступилась, только поздно, беду все равно уже нельзя было отвести, это я отлично знал. Я вышел из дому, чувствуя себя очень неважно, и все ломал голову, где эта беда надо мной стрясется и какая она будет. В некоторых случаях можно отвести беду, только это был не такой случай, так что я и не пробовал ничего делать, а просто шатался по городу в самом унылом настроении и ждал беды.

  1. Из какого произведения взят отрывок? (Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна».) Что вы можете сказать о герое произведения по этому отрывку?
  2. Задание по вариантам. Посчитать количество глаголов. 1 вариант – в 1 абзаце, 2 вариант – во 2 абзаце. (1 вариант – 28, 2 вариант – 22). Сколько всего? Почему в таком маленьком тексте так много глаголов? О чём это говорит? (Много действия, значит, это рассказ.) От какого лица ведётся повествование?
  3. Выпишите из текста все глаголы в неопределённой форме. (Терпеть, привыкать, приучаться, нравиться, опрокинуть, перекинуть, отвести, делать.) Поставьте эти глаголы в форму 1 лица единственного числа настоящего или будущего, не забывая сохранять вид глагола. Почему вид глагола должен сохраняться? (Потому что это постоянный признак.) Определите спряжение глаголов. Объясните правописание личных окончаний глаголов. Найдите в тексте глаголы, в которых есть орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов». (Выпорет, насоришь, будет.) Обозначьте эту орфограмму. Определите вид и время глаголов.
  4. Какие орфограммы на правописание глаголов встретились вам ещё в этом тексте? Выпишите эти глаголы, обозначьте орфограммы. (Не с глаголами – не мог, не приходится, не пробовал; -тся и -ться в глаголах – приучаться, нравиться, не приходится, стрясётся; гласные е – и в корнях с чередованием – удеру, удирал, убери.)
  5. Разберите по составу глаголы: заступилась, стрясётся, пробовал.
  6. Выполните морфологический разбор глаголов: надоест, подбадривало.
  7. Запишите предложение: Говорит: «Убери руки, Гекльберри! Вечно ты насоришь кругом!» Объясните постановку знаков препинания. Начертите схему предложения. Поменяйте местами прямую речь и слова автора. Запишите полученное предложение. Начертите схему.
  8. Что изображено на иллюстрации? Напишите мини-сочинение по ней, используя глаголы в форме настоящего времени. ( Слайд №24)
  9. Составьте и запишите план текста. (1. Я стал привыкать к школе. 2. Новое житьё мне начало нравиться. 3. Плохая примета.) Напишите сжатое изложение по тексту, заменяя первое лицо на третье.

Незаменима работа с текстом и на уроках по развитию речи. Я приведу примеры такой формы работы на уроках по формированию навыков работы с рассказом, письмом и определения принадлежности текста к тому или иному типу речи. Я использую отрывки из  произведений, на примере которых эти навыки можно отрабатывать, не забывая о ранее пройденном материале, а также используя иллюстрации к текстам, которые не только вносят разнообразие в деятельность учащихся на уроке, но и позволяют проявить им творческую активность.

Урок развития речи по теме «Рассказ». Презентация ( Слайд №25, №26)

  1. К какому произведению нарисованы эти иллюстрации? (Художник А.М.Лаптев, иллюстрации к повести Н. Носова «Незнайка и его друзья».)
  2. Я предлагаю вам в парах составить рассказ по этим иллюстрациям, а затем сравнить ваши рассказы с отрывком из повести. Можно использовать диалог.
  3. Познакомьте ребят с вашими рассказами.
  4. Чей рассказ получился интересней? Почему?

А теперь послушаем отрывок из повести. Презентация (Слайд №27) Вам понравилось? Почему авторский вариант интереснее? (У него нет повторов, автор использует юмор при создании образа главного героя, много глаголов, однородных сказуемых, которые придают стремительность действиям.)

Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. Все слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:

– Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

– Учись, – согласился Гусля. – На чём ты хочешь играть?

– А на чём легче всего выучиться?

– На балалайке.

– Ну, давай сюда балалайку, я попробую.

Гусля дал ему балалайку. Незнайка забренчал на струнах. Потом говорит:

– Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.

Гусля дал ему скрипку. Незнайка принялся пиликать смычком по струнам и сказал:

– А ещё громче ничего нет?

– Ещё труба есть, – ответил Гусля.

– Давай-ка её сюда, попробуем.

Гусля дал ему большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!

– Вот это хороший инструмент! – обрадовался Незнайка. – Громко играет!

Он принялся дуть в трубу, а так как играть он не умел, то труба у него и ревела, и хрипела, и визжала, и хрюкала.

Незнайка пошёл на улицу и стал играть возле соседнего дома, но соседи попросили его не шуметь под окнами. Тогда он пошёл к другому дому – его и оттуда прогнали. Он пошёл к третьему дому – его стали и оттуда гнать, а он решил им назло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой.

  1. Как вы думаете, почему в авторском тексте нет деталей, которые вы заметили на иллюстрациях? (Потому что повесть была написана раньше, чем нарисованы иллюстрации, и художник внёс своё видение.)

Урок развития речи по теме «Письмо». Презентация (Слайд №28, №29)

«Здравствуйте, уважаемые конструкторы!

Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно.

С уважением –

Дядя Федор».

«Уважаемый Дядя Федор!

Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб веселый был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе.

Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает на продуктах. Отзывы о тракторе просим присылать к нам на завод.

С большим уважением –

инженер Тяпкин».

  1. Прочитайте два письма. Кто в них является адресатом, а кто – адресантом? Из какого литературного произведения они взяты? Кто автор? (Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
  2. К какому виду относятся эти письма? (Деловые.) Доказать. Можно ли считать эти письма серьёзными? Почему?
  3. Объясните постановку знаков препинания при обращении.
  4. Напишите деловое письмо Эдуарду Успенскому с просьбой о продолжении книги. Обоснуйте свою просьбу.

Урок-обобщение по теме «Типы речи». Презентация (Слайд№30, №31 )

Я никогда не был в деревне, но знал, что в деревне у отца есть дом и при доме усадьба. Усадьба! Как я был разочарован, узнав, что под этим словом скрывается просто маленький заросший огород, посреди которого стояло несколько старых яблонь!

Отцу было восемнадцать лет, когда он получил это наследство. Но он не стал жить в деревне, и с тех пор дом стоял пустой. Словом, дом был отцовский, и мне казалось, что он должен походить на отца, то есть быть таким же просторным и круглым. Как я ошибся!

Это был маленький домик, когда-то пошатнувшийся и с тех пор стоявший в наклонном положении. Крыша у него была кривая, окна выбиты, нижние венцы согнулись. Русская печь на вид была хороша, пока мы ее не затопили. Длинные черные скамейки стояли вдоль стен, в одном углу висела икона, и на ее закоптелых досках чуть видно было чье-то лицо.

Каков бы он ни был, это был наш дом, и мы развязали узлы, набили сенники соломой, вставили стекла и стали жить.

  1. Перед вами отрывок из романа В.Каверина «Два капитана». Почему герой был разочарован, впервые увидев отцовский дом? Каково лексическое значение слова «усадьба»? Найдите его в толковом словаре.
  2. Какие типы речи использованы в этом отрывке? Докажите.
  3. Какую роль в тексте играют восклицательные предложения? Прочитайте выразительно отрывок, передавая эмоциональность рассказчика.
  4. Обоснуйте деление текста на абзацы. Составьте план текста. (1. Разочарование героя. 2. Дом не похож на отца. 3. Старый дом. 4. Каков бы он ни был, это был наш дом.) Презентация ( Слайд №32)
  5. Какие типы речи использованы в этом отрывке? Докажите.

 

Анализ полученных результатов показывает, что познавательная активность на уроках русского языка, уровень учебной мотивации, качества знаний учащихся возросли. Повысилась заинтересованность обучающихся в получении новых знаний, сформировалось умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке и степень усвоения нового материала. На уроках русского языка с использованием художественных текстов у детей формируются умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, работать в группах, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования структуры текста.

Таким образом, работа с художественным текстом позволяет решить целый ряд очень важных и сложных вопросов, касающихся формирования основных учебных действий, на которое нацеливают требования ФГОС ООО нового поколения.

Межпредметные связи на таких уроках помогают сформировать и читательскую активность обучающихся, что также немаловажно при изучении русского языка.

Всё это – залог успешности детей при переходе на новую ступень обучения из начального звена.

 Следовательно, используемые мною формы и методы работы являются эффективными и положительно влияют на уровень учебной мотивации школьников.


Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
учитель русского языка и литературы
Дата публикации: 17.10.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Панченко О. В. Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/62316-rabota-s-tekstom-khudozhestvennogo-proizvedeniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-5-klasse-kak-odin-iz-sposobov-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-obuchayushchikhsya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию