Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Однородные члены предложения

Включает методическую разработку

Тема урока:  Однородные члены предложения

 

Цель  урока:

Развитие умения различать однородные члены предло­жения.

Планируемые результаты (задачи):

предметные: различать в предложении однородные члены предложения, ставить к ним вопросы, графически обозначать одно­родные члены предложения;

личностные: умение дать себе самооценку;

системно-деятельностные: развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение делать выводы и обобщения.

Тип урока:  урок открытия новых знаний; 

Ход урока.

 

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

2.

Чистописание

 

Кк

3.

Словарная работа.

 

а) На доске написаны словосочетания:

УПРАВЛЯТЬ КОМБАЙНОМ, РАБОТАТЬ КОМБАЙНЕРОМ, КОМБАЙ­НОВАЯ УБОРКА КАРТОФЕЛЯ.

- Назовите однокоренные слова, разберите их по составу. КОМБАЙНОМ, КОМБАЙНЕРОМ, КОМБАЙНОВАЯ (слова разобраны по составу).

- Какие бывают комбайны? (Угольный, льноуборочный, свеклоуборочный, зерновой, торфяной.)

б) Послушайте,  откуда пришло слово КОМБАЙН.

Слово КОМБАЙН пришло к нам из английского языка. Слова КОМБИНИ­РОВАТЬ, КОМБИНАЦИЯ, КОМБИНЕЗОН происходят от латинского «комбинарэ»: «КОМ» - «вместе», «БИНАРЕ» - «соединять». Их общая ос­нова «КОМБИН» в английском произношении звучит как КОМБАЙН. Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяю­щую в себе жнейку, соломовязку и молотилку.

4.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

 

На доске нарисованы несколько схем предложений.

- Чем похожи эти схемы? (1. Каждое предложение состоит из главных членов: подлежащего и сказуемого; 2. Вначале стоит подлежащее, а затем - сказуемое.)

- Чем отличаются эти схемы? (В первом предложении одно подлежащее и четыре сказуемых. Во втором - четыре подлежащих и одно сказуемое. В третьем - одно подлежащее и одно сказуемое.)

- Составьте предложение к третьей схеме. (Девочки рисуют.)

- Попробуйте составить предложение к первой схеме. Сложно? Почему? (Мы ещё не знакомились с такими схемами.)

     
   

5.

Сообщение темы и цели урока.

 

 

6.

Физкультминутка

 

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите...

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

7.

Работа по теме урока.

 

а) На доске написаны предложения:

ТАНЯ РИСУЕТ. ТАНЯ ПОЕТ. ТАНЯ ЧИТАЕТ. ТАНЯ ТАНЦУЕТ.

- Чем сходны эти предложения? (Одно и то же подлежащее.)

- Как можно сказать иначе, чтобы избежать повторения? (Таня рисует, по­ет, читает, танцует.)

ТАНЯ РИСУЕТ. СВЕТА РИСУЕТ. КАТЯ РИСУЕТ. МАША РИСУЕТ

- Чем сходны эти предложения? (Одно и то же сказуемое.)

- Как можно сказать иначе, чтобы избежать повторения? (ТАНЯ, СВЕТА, КАТЯ И МАША РИСУЮТ.)

- Чем интересны по своему построению эти предложения? (1. При одном под­лежащем четыре сказуемых; 2. При одном сказуемом четыре подлежащих.)

- Прочитайте в учебнике, как называются такие члены предложения?

б) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 107.

Слово учителя. Стр. 107. Члены предложения, которые отве­чают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными.

[О и О]: В лес прилетели скворцы и чижи. Прилетели (кто?) скворцы чи-жи. Однородные подлежащие.

[О, О]: Запели, затрещали весенние голоса в роще. Голоса (что сделали?) запели затрещали. Однородные сказуемые.

[О, О и О]: Ребята собирали ягоды, грибы и шишки. Собирали (что?) ягоды грибы шишки. Однородные дополнения.

Упражнение 279, стр. 108. Списать. Найти однородные члены предложения и слово, к которому они относятся. Поставить к ним вопрос.

в) Упражнение «Найдите пару».

На доске записаны части предложений с однородными членами. Необхо­димо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами.

МАЛА ПЧЕЛА,                   А ЗАГРЫЗЕТ.

ЛЕСОМ ШЕЛ                      А ПОПАЛ В РЯЗАНЬ.

МОРОЗ НЕВЕЛИК,            А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ.

ЕХАЛ В КАЗАНЬ              НО И ТА РАБОТАЕТ.

СОВЕСТЬ БЕЗ ЗУБОВ,      А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.

САМ ПОГИБАЙ                 А ДРОВ НЕ ВИДЕЛ.

(Мала пчела, но и та работает. Лесом шёл, а дров не видел. Мороз неве­лик, а стоять не велит. Ехал в Казань, а попал в Рязань. Совесть без зубов, а загрызёт. Сам погибай, а товарища выручай.)

г) Работа по учебнику. Упражнение 282, стр. 108. (Устно.)

Упражнение 280, стр. 108.

- Назовите однородные члены в каждом предложении.

 

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

 

Упр. 281. Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.

 

- Какие подлежащие являются однородными? (Зависят от одного и того же слова, отвечают на одинаковый вопрос.)

- Составьте предложение по схемам (представлены схемы).

10.

Домашнее задание.

 

Упр. 283

11.

Рефлексия

 

Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?

 

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 4 класса
Автор:
учитель начальных классов КГУ "Алакольская средняя школа - сад"
Соавтор: нет
Дата публикации: 24.01.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ашимова Г. С. Однородные члены предложения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/4-klass/file/53468-odnorodnye-chleny-predlozheniya (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию