Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока : Наречие как часть речи

Включает методическую разработку

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тема урока: Наречие как часть речи

 

-  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Садитесь!

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

- А на каком уроке мы учимся быть грамотными?

- Правильно! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

- Прочитайте, пожалуйста, высказывание  К. Д. Ушинского.

    «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!»   

- Как вы его понимаете? Согласны ли вы с ним?

 Язык - одна из особенностей каждого народа, его часть. Мы рождаемся и тут же начинаем слышать язык, на котором все говорят. Родной язык - тот язык, носителями которых являешься ты, твоя семья, твои любимые и близкие. Это опыт предков, культурное достояние, что передается через столетия. Без языка нет нации, нет народа. Поэтому его нужно уважать, ценить и беречь.

- Именно с этой целью 2021 год в Татарстане объявлен годом родных языков. А это его официальный логотип.

- Беречь русский язык и его чистоту – означает иметь правильную разговорную и письменную речь, приличный словарный запас самому и, по возможности, прививать любовь к культуре родного края другим. 

- Вы готовы развивать свою речь? Готовы работать?

- Прочитайте стихотворение на слайде и подумайте, о чём оно?

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Если вспомнишь слово ты «светло»,

То увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

- О чём говорится в стихотворении? (О языке, о его богатстве, красоте)

- Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)

- Сформулируйте тему урока («Наречие как часть речи»)

- Молодцы! Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему нашего урока.

- Почему вы решили, что выделенные слова - наречия?   Отвечают на вопросы КАК?

- А на какие вопросы еще отвечает наречие? (Где? Сколько? Куда? Откуда?)

- Значит, если слово отвечает на такие вопросы – это наречия? А эти слова- наречия:

В доме, к вечеру, в пять

Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?     Не достаточно.

- Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да)

- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?

1. Дать определение наречию, выяснить морфологические особенности.

2. Распознавать наречие среди других частей речи

- Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.

- Прочитайте предложение. Перепишите его.

В многонациональном Татарстане все народы живут дружно и мирно.

- Найдите в нем наречия. От какого слова зададим к ним вопрос? (от глагола «живут»)

- Наречия определяют глагол.

- Что обозначают глаголы? (действие)

- Что обозначает наречие примыкая к глаголу? (признак действия)

- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

- Подчеркните наречие как член предложения. (обстоятельство)

- Ребята, при подготовке к уроку с вами со мной на связь вышел Господин Наречие и очень просил передать вам видеообращение. Послушаем?

– Здравствуйте, дорогие семиклассники! Очень рад встрече с вами! Меня зовут Наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие          (показывает рисунок)

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.. Как говорил А.С. Пушкин, «наречия «живописуют» глагол». Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать со многими частями речи.

- Спасибо, господин Наречие!

- Давайте посмотрим, с какими еще частями речи может быть связано наречие, чьим еще помощником оно является. Для этого поработаем в парах. На каждом столе есть номер вашей пары.

Задания для работы в парах

Выпишите из предложения наречие вместе с тем словом, от которого зависит

Задание для 1 стола

Родной язык – это очень близкий сердцу язык.

Наречие определяет прилагательное и обозначает признак признака.

Задание для 2 стола

В зимнее время лес выглядит особенно волшебно.

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

Задание для 3 стола

Город завален снегом, ярко искрившимся на солнце.

Относится к причастию и обозначает признак признака.

Задание для 4 стола

На землю, медленно кружась, падали огромные снежинки.

Наречие относится к деепричастию и обозначает признак действия.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь запишем предложение.

Прогулка пешком по зимнему городу покажется вам увлекательной.

- Найдите наречие в этом предложении. (пешком)

- К какому слову оно относится? (прогулка)

- Какой сделаем вывод? (Наречие может обозначать еще и признак предмета)

Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: обязательно

Вам меня на помощь пригласить.

-  Но такие примеры встречаются реже. (чтение вслух, подъем вверх, яйца всмятку, дом напротив, взгляд исподлобья)

- А как подчеркнете наречие в этом предложении? (определение)

- Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

Посмотрим  налево-
Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже

Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала.

- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

- Попробуем изменить форму слов в ваших словосочетаниях. Что заметили?

- Форма глагола меняется, а наречие остается неизменным. Т.е., наречие неизменяемая часть речи. Не имеет непостоянных признаков.

- А как этот факт отражается на морфемном строении слова? (нет окончания)

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет.

Самый трудный я, друзья,

Воспитать меня нельзя!

Знайте, с кем ни поведусь,

Все равно не изменюсь!

- Как вы считаете, наречие- это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите!

- Ребята, давайте сформулируем определение наречия как части речи.

- Прочитаем правило в учебнике. (п.34, стр.92)

- А какую роль выполняют наречия? Зачем мы используем их в речи?   Делают высказывание более выразительным, передают более точное состояние природы, человека, уточняют образ действия.

– Сейчас предлагаю составить рекомендации на тему: «Как добиться успеха в учебе». Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий. (по рядам)


1 ряд

На уроке работай…

Упражнения выполняй…

Читай…

2 ряд

Объяснения учителя слушай…

Пиши всегда…

Домашнее задание готовь…


(дети читают получившиеся предложения)

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. Замените фразеологизмы наречиями.

Положа руку на сердце - честно.

Рукой подать – близко.

Как в аптеке – точно.

Черным по белому – ясно.

Душа в душу – дружно.

Сломя голову – быстро.

Куры не клюют – много.

Спустя рукава – плохо.

- Перепишите те предложения, в которых есть наречия.

 Войти в  пустую комнату.  – Рассуждать впустую.

В синей дали плывут корабли. – Вдали шумит ручей.

В миг удачи. – Вмиг всё исчезло.

На удачу не надейся. – Пойти наудачу.

- А как вы отличили наречия от других частей речи? (по вопросу, лексическому значению)

- Итак, подведём итоги.

- Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

- Какой главный морфологический признак имеет наречие?

- К каким словам чаще всего примыкает наречие?

- Каким членом предложения обычно бывает наречие?

- Как вы считаете, цели, которые мы поставили, были нами достигнуты?

- А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречие среди других частей речи. На ваших столах карточки с предложениями и бланк. Если выделенное слово – наречие, то в клетку с соответствующим номером впишите букву Н, если не наречие – поставьте прочерк.

(дети оценивают себя самостоятельно: в бланке из верно отмеченных предложений должна получиться цифра пять) 

1.

2.

3

4.

5

6

7

8

9

10

11

13

13

14

15

Карточки

  1. Солнце слегка коснулось воды
  2. Я очень люблю весну
  3. Он лениво потянулся
  4. Туман медленно исчезает
  5. Прогремел гром
  6. Это платье красивое
  7. Стол стоит крепко
  8. Руки работают ловко
  9. Она смотрела вдаль
  10. Отец закрыл окно
  11. Звездное небо
  12. Лес закончился неожиданно
  13. Все громко кричали
  14. Задачу решить легко
  15. Листья плавно опустились

На нашем уроке присутствовали гости. Я предлагаю подписать открытки для них. Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем________:

1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______ !  

(Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

Д/з (на выбор):

  1. Упражнение 219 (221)
  2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений, содержащих наречия.
  3. Составить небольшой рассказ (5-6 предложений) о родном крае, используя наречия.

- Подберите наречия, передающие вкус мандарина. (вкусно, сочно, ароматно, сладко, кисло, терпко, мокро….)

- Ребята, я говорю СПАСИБО за урок, желаю здоровья! И дарю витамины!

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 7 класса
Автор:
Учитель.МБОУ Ашитбашская СОШ имю Г. Тукая
Дата публикации: 08.01.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Хисамиева Р. Р. : Наречие как часть речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/7-klass/file/126500-narechie-kak-chast-rechi (дата обращения: 02.04.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию