конспект урока : Наречие как часть речи
Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Тема урока: Наречие как часть речи
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Садитесь!
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
- А на каком уроке мы учимся быть грамотными?
- Правильно! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
- Прочитайте, пожалуйста, высказывание К. Д. Ушинского.
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!»
- Как вы его понимаете? Согласны ли вы с ним?
Язык - одна из особенностей каждого народа, его часть. Мы рождаемся и тут же начинаем слышать язык, на котором все говорят. Родной язык - тот язык, носителями которых являешься ты, твоя семья, твои любимые и близкие. Это опыт предков, культурное достояние, что передается через столетия. Без языка нет нации, нет народа. Поэтому его нужно уважать, ценить и беречь.
- Именно с этой целью 2021 год в Татарстане объявлен годом родных языков. А это его официальный логотип.
- Беречь русский язык и его чистоту – означает иметь правильную разговорную и письменную речь, приличный словарный запас самому и, по возможности, прививать любовь к культуре родного края другим.
- Вы готовы развивать свою речь? Готовы работать?
- Прочитайте стихотворение на слайде и подумайте, о чём оно?
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если вспомнишь слово ты «светло»,
То увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
- О чём говорится в стихотворении? (О языке, о его богатстве, красоте)
- Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)
- Сформулируйте тему урока («Наречие как часть речи»)
- Молодцы! Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему нашего урока.
- Почему вы решили, что выделенные слова - наречия? Отвечают на вопросы КАК?
- А на какие вопросы еще отвечает наречие? (Где? Сколько? Куда? Откуда?)
- Значит, если слово отвечает на такие вопросы – это наречия? А эти слова- наречия:
В доме, к вечеру, в пять
- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово? Не достаточно.
- Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да)
- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?
1. Дать определение наречию, выяснить морфологические особенности.
2. Распознавать наречие среди других частей речи
- Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.
- Прочитайте предложение. Перепишите его.
В многонациональном Татарстане все народы живут дружно и мирно.
- Найдите в нем наречия. От какого слова зададим к ним вопрос? (от глагола «живут»)
- Наречия определяют глагол.
- Что обозначают глаголы? (действие)
- Что обозначает наречие примыкая к глаголу? (признак действия)
- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.
- Подчеркните наречие как член предложения. (обстоятельство)
- Ребята, при подготовке к уроку с вами со мной на связь вышел Господин Наречие и очень просил передать вам видеообращение. Послушаем?
– Здравствуйте, дорогие семиклассники! Очень рад встрече с вами! Меня зовут Наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.. Как говорил А.С. Пушкин, «наречия «живописуют» глагол». Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать со многими частями речи.
- Спасибо, господин Наречие!
- Давайте посмотрим, с какими еще частями речи может быть связано наречие, чьим еще помощником оно является. Для этого поработаем в парах. На каждом столе есть номер вашей пары.
Задания для работы в парах
Выпишите из предложения наречие вместе с тем словом, от которого зависит
Задание для 1 стола
Родной язык – это очень близкий сердцу язык.
Наречие определяет прилагательное и обозначает признак признака.
Задание для 2 стола
В зимнее время лес выглядит особенно волшебно.
Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.
Задание для 3 стола
Город завален снегом, ярко искрившимся на солнце.
Относится к причастию и обозначает признак признака.
Задание для 4 стола
На землю, медленно кружась, падали огромные снежинки.
Наречие относится к деепричастию и обозначает признак действия.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь запишем предложение.
Прогулка пешком по зимнему городу покажется вам увлекательной.
- Найдите наречие в этом предложении. (пешком)
- К какому слову оно относится? (прогулка)
- Какой сделаем вывод? (Наречие может обозначать еще и признак предмета)
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
- Но такие примеры встречаются реже. (чтение вслух, подъем вверх, яйца всмятку, дом напротив, взгляд исподлобья)
- А как подчеркнете наречие в этом предложении? (определение)
- Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо
А теперь поближе
А потом подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала.
- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.
- Попробуем изменить форму слов в ваших словосочетаниях. Что заметили?
- Форма глагола меняется, а наречие остается неизменным. Т.е., наречие неизменяемая часть речи. Не имеет непостоянных признаков.
- А как этот факт отражается на морфемном строении слова? (нет окончания)
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет.
Самый трудный я, друзья,
Воспитать меня нельзя!
Знайте, с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь!
- Как вы считаете, наречие- это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите!
- Ребята, давайте сформулируем определение наречия как части речи.
- Прочитаем правило в учебнике. (п.34, стр.92)
- А какую роль выполняют наречия? Зачем мы используем их в речи? Делают высказывание более выразительным, передают более точное состояние природы, человека, уточняют образ действия.
– Сейчас предлагаю составить рекомендации на тему: «Как добиться успеха в учебе». Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий. (по рядам)
1 ряд
На уроке работай…
Упражнения выполняй…
Читай…
2 ряд
Объяснения учителя слушай…
Пиши всегда…
Домашнее задание готовь…
(дети читают получившиеся предложения)
- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. Замените фразеологизмы наречиями.
Положа руку на сердце - честно.
Рукой подать – близко.
Как в аптеке – точно.
Черным по белому – ясно.
Душа в душу – дружно.
Сломя голову – быстро.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
- Перепишите те предложения, в которых есть наречия.
Войти в пустую комнату. – Рассуждать впустую.
В синей дали плывут корабли. – Вдали шумит ручей.
В миг удачи. – Вмиг всё исчезло.
На удачу не надейся. – Пойти наудачу.
- А как вы отличили наречия от других частей речи? (по вопросу, лексическому значению)
- Итак, подведём итоги.
- Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?
- Какой главный морфологический признак имеет наречие?
- К каким словам чаще всего примыкает наречие?
- Каким членом предложения обычно бывает наречие?
- Как вы считаете, цели, которые мы поставили, были нами достигнуты?
- А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречие среди других частей речи. На ваших столах карточки с предложениями и бланк. Если выделенное слово – наречие, то в клетку с соответствующим номером впишите букву Н, если не наречие – поставьте прочерк.
(дети оценивают себя самостоятельно: в бланке из верно отмеченных предложений должна получиться цифра пять)
1. | 2. | 3 |
4. | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 13 |
13 | 14 | 15 |
Карточки
- Солнце слегка коснулось воды
- Я очень люблю весну
- Он лениво потянулся
- Туман медленно исчезает
- Прогремел гром
- Это платье красивое
- Стол стоит крепко
- Руки работают ловко
- Она смотрела вдаль
- Отец закрыл окно
- Звездное небо
- Лес закончился неожиданно
- Все громко кричали
- Задачу решить легко
- Листья плавно опустились
На нашем уроке присутствовали гости. Я предлагаю подписать открытки для них. Подберите наречия к пожеланиям.
Мы Вам желаем________:
1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______ !
(Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
Д/з (на выбор):
- Упражнение 219 (221)
- Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений, содержащих наречия.
- Составить небольшой рассказ (5-6 предложений) о родном крае, используя наречия.
- Подберите наречия, передающие вкус мандарина. (вкусно, сочно, ароматно, сладко, кисло, терпко, мокро….)
- Ребята, я говорю СПАСИБО за урок, желаю здоровья! И дарю витамины!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Хисамиева Р. Р. : Наречие как часть речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/7-klass/file/126500-narechie-kak-chast-rechi (дата обращения: 02.04.2025)- Золотое наследие русской старины
- Написание НЕ с разными частями речи
- Причастие
- ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
- Количественные и порядковые числительные
- Морфология и орфография
- Имя существительное как часть речи