Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Информационная безопасность детей в образовательной организации: проблемы и пути их решения

Внедрение гаджетов в жизнь человека начинается еще в детстве. Однако свободный доступ к информации не всегда способствует развитию здорового мышления и может иметь негативные последствия для психики. Возникает опасность того, что дети станут жертвами киберпреступников, а также манипуляций политологов и рекламщиков, вовлекаясь в киберэкстремизм. Кибербуллинг и зависимость от интернета также становятся все более распространенными проблемами среди детей. Поэтому вопрос информационной безопасности сейчас является крайне актуальным.
            С целью защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, существует законодательство в Российской Федерации. Основные правовые акты в этой области включают в себя Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 14.04.2021), Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 05.04.2021).
            Первое определение информационной безопасности детей было содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В этом законе информационная безопасность детей определяется как состояние, при котором дети защищены от информации, которая может нанести вред их здоровью, физическому и психическому развитию, а также нравственному и духовному развитию.
            В связи с этим, перед образовательными учреждениями стоят следующие задачи для обеспечения информационной безопасности учащихся:
1) Защита учащихся от неподходящей информации;
2) Гарантирование безопасности информации, которая находится в учебных заведениях;
3) Развитие и усовершенствование цифровых навыков;
4) Лицензирование программного обеспечения;
5) Публикация информации на сайте учебного заведения.
            В соответствии с частью 3 статьи 6 ФЗ № 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 г. (ред. 05.04.2021 г.) классификация информационной продукции осуществляется по следующим категориям:
- Информационная продукция для детей до шести лет;
- Информационная продукция для детей старше шести лет;
- Информационная продукция для детей старше двенадцати лет;
- Информационная продукция для детей старше шестнадцати лет;
- Информационная продукция, запрещенная для детей (содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 ФЗ).
            Для защиты детей от вредной информации применяются административные, организационные, технические и аппаратно-программные меры. Административные и организационные меры включают в себя принятие приказов, локальных актов, введение правил использования интернета в учебных заведениях, обучение персонала вопросам информационной безопасности и т. д. Технические и аппаратно-программные меры включают в себя системы контентной фильтрации (СКФ). СКФ могут быть организованы с помощью фильтрующего сервера в интернете, услуг провайдера или на уровне учебного заведения. Они могут ограничивать доступ к запрещенным сайтам или, наоборот, только разрешать доступ к определенным сайтам.
            Кроме того, согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи", операторы связи, предоставляющие услуги доступа к интернету, также обязаны ограничивать доступ к информации, распространение которой на территории России запрещено.
            Однако с появлением необходимости фильтрации контента в интернете государства столкнулись с трудностями применения традиционных методов контроля над информацией в сети. Одной из главных проблем для цензоров является динамичность интернета - огромное количество материалов создают пользователи ежедневно. Еще одной преградой является международный характер сети, когда сервера с информацией часто находятся вне юрисдикции и досягаемости правоохранительных органов отдельных стран. Важно также принимать во внимание технические изменения в интернете в области защиты конфиденциальности данных, что делает задачу контроля все более сложной.
            Самым надежным способом фильтрации является составление "белого списка" сайтов, которые являются разрешенными в соответствии с локальными актами учебного заведения.
            Таким образом, обеспечение информационной безопасности детей - важная задача, которая требует комплексного подхода, законодательного регулирования и технических решений. Она направлена на защиту детей от вредной информации и развитие их навыков цифровой компетенции в безопасной среде.

Одна из важных мер по защите детей от неправомерной информации – контроль за содержанием библиотечного фонда. Этот контроль проводится в соответствии с методическими рекомендациями комитета по образованию Санкт-Петербурга, которые касаются деятельности библиотек в образовательных учреждениях. Согласно федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 года, библиотекам запрещено распространение, производство, хранение и использование экстремистской литературы. Для выполнения этого контроля каждый библиотекарь обязан ежеквартально проводить проверки библиотечных документов на соответствие федеральному списку экстремистских материалов, изымать запрещенные материалы и вести журнал сверок фонда библиотеки с этим списком. Дополнительные детали и справочную информацию можно найти на сайте Министерства юстиции РФ http://minjust.ru/extremistmaterials.
            В настоящее время в школах все чаще происходят попытки получить несанкционированный доступ к информации, включая персональные данные педагогов и учащихся. В информационных системах и сетях могут возникать такие угрозы, как компьютерное мошенничество, вирусы, хакеры, вандализм, кража, утечка конфиденциальной информации и другие. В борьбе с этой тенденцией необходимо внедрение системы информационной безопасности в образовательных учреждениях. Важно учитывать, что процесс построения информационной безопасности не является одноразовым мероприятием и требует постоянного совершенствования и управления.
            Для обеспечения компьютерной безопасности образовательной организации рекомендуется:
1. Защитить компьютеры от внешних несанкционированных воздействий (вирусы, хакеры и т. д.). Вывод локальных сетей образовательного учреждения в интернет следует исключить или разместить сайт у удаленного провайдера.
2. Обеспечить наличие как минимум двух серверов, что позволит протоколировать любые действия персонала в локальной сети.
3. Установить контроль за электронной почтой и постоянно контролировать входящую и исходящую корреспонденцию.
4. Установить пароли на персональные компьютеры администрации и педагогов, а также определить правила работы с информацией на съемных носителях.
5. Использовать легальное программное обеспечение.
            Важную роль в обеспечении информационной безопасности играет цифровая компетенция учащихся и педагогов. Она включает в себя понимание информационной безопасности (умение проверять достоверность информации и избегать клипового мышления), коммуникативную безопасность (соблюдение сетевого этикета, создание цифрового имиджа и следа), техническую безопасность (навык работы с компьютером, гаджетами, программами и другими устройствами, от которого зависит сохранность личных данных) и потребительскую безопасность (умение адекватно оценивать и использовать контент в сети). Цифровую компетенцию можно формировать на уроках безопасности в интернете, на декадах безопасности, тематических классных часах и в рамках внеурочной деятельности.
            Кроме того, особое внимание стоит уделить просветительской работе с родителями. Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2013 года №582 (с изменениями на 11 июля 2020 года) "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", на сайте образовательной организации должна быть размещена определенная информация, с учетом согласия законных представителей обучающихся на публикацию их личных данных.
            За нарушение требований законодательства о защите детей от информации, вредящей их здоровью и развитию, предусмотрена административная ответственность с наложением штрафа гражданам, должностным лицам, юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Кроме того, статьей 13.21 КоАП РФ предусмотрены повышенные штрафы (до 200 тысяч рублей) для СМИ, нарушающих правила распространения информации среди детей.
Процесс информатизации стал неотъемлемой частью современного общества, объединив мир в единую систему. Информация обладает силой воздействия на каждого из нас. Человек стал зависим от глобального информационного пространства, поэтому обеспечение информационной безопасности является одной из высших приоритетов на международном уровне.

Раздел: Общепрофессиональные дисциплины СПО
Автор:
Преподаватель информатики, ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Дата публикации: 21.06.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бахарева В. В. Информационная безопасность детей в образовательной организации: проблемы и пути их решения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/122951-informatsionnaya-bezopasnost-detej-v-obrazovatelnoj-organizatsii-problemy-i-puti-ikh-resheniya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию