конспект урока Ремонт рамы тележек тепловозов ТЭМ-2, ТЭМ-7, ТГМ-6
Рамы тележек тепловозов
Возможные неисправности и ремонт рамы тепловоза
При техническом обслуживании и текущих ремонтах раму осматривают без выкатки тележек. Проверяют поступление смазки через масленки к опорам рамы и шкворням, при необходимости прочищают каналы. На текущих ТР-3 и капитальных ремонтах при выкаченных тележках раму тепловоза очищают от грязи, осматривают и ремонтируют. При этом особое внимание обращают на сварные швы и заклепочные соединения, износ опор, шкворней и деталей возвращающего устройства.
В раме могут встретиться следующие неисправности: трещины по целому сечению и в сварных швах, износ опор и возвращающих устройств. Во время эксплуатации локомотива буферный брус и стяжной ящик воспринимают на себя удары, которые приводят к разрушению сварных швов, ослаблению заклепок. Трещины и надрывы в раме тепловоза выявляют методом цветной дефектоскопии. Стяжные ящики проверяют с помощью 10-кратной лупы и обстукиванием. Трещины и надрывы по целому месту или сварным швам, а также ослабления заклепок и болтов не допускаются. Ослабшие заклепки заменяют. Отверстия для них у стяжного ящика и рамы тепловоза развертывают до диаметра 30—32 мм. При клепке допускают смещение головки заклепок относительно стержня не более чем на 2 мм в любую сторону.
При текущем ремонте ТР-2 прочищают масленки и их трубки для смазки шкворней, осматривает состояние возвращающих устройств рамы тепловоза. При замене пружин и скользунов, опор рамы и сменного кольца пяты тепловоз поднимают на консольных электрических домкратах, а на текущем ТР-3 и капитальных ремонтах тележки выкатывают из-под тепловозов.
Для выявления неисправностей раму очищают от грязи и масла. Затем ее осматривают, выявляя трещины, вмятины, ослабление болтовых и заклепочных соединений. Продувают, очищают и обследуют вентиляционные каналы в раме, проверяют целостность перегородок и их сварных швов, разбирают опоры кузова, детали промывают и осматривают. Состояние опор рамы тепловоза выявляют при текущем ремонте ТР-3 в случаях перекоса кузова. Обнаруженные трещины разделывают под сварку пневматическим зубилом под углом 60 °С с радиусом основания канавки от 2 до 4 мм. По концам трещин сверлят отверстия диаметром 8—10 мм, а затем заваривают и ставят накладки толщиной не менее 20 мм. Вырубленную канавку вдоль трещин заваривают в 4—5 слоев электродами марки Э50А или Э42А так, чтобы последний слой сварки не выступал выше плоскости листа рамы. Каждый наплавляемый слой перед нанесением следующего уплотняют наклепом, зачищают металлическими щетками до блеска. Все выступающие наплавы зачищают наждаком или зубилом заподлицо. Сварочный шов должен быть плотным и не иметь пор. Края усилительных накладок должны иметь гладкую поверхность. Их разделывают под углом 45° и приваривают. Для замены сменного кольца пяты рамы или заварки трещин старый шов вырубают и кольцо приваривают. После сварки новый шов зачищают зубилом и абразивными кругами.
При капитальных ремонтах специальной скобой или штангенциркулем проверяют правильность расположения боковых опор (рис.1) тепловозов ТЭЗ и 2ТЭ10Л относительно центра пяты и продольной оси рамы, а также расстояние до поперечной оси пяты. Отклонение допускается ± 1 мм, сменное кольцо заменяют.
Рис.1 Рама тепловоза 2ТЭ10Л:
1-кронштейн; 2-шкворень; 3-опора рамы; 4-хребтовые балки; 5-основной швеллер; 6-стяжной ящик; 7-лобовой лист; 8-аккумуляторный ящик; 9-ступенчатая оправка
С помощью ступенчатой оправки, устанавливаемой меньшим диаметром (99,5 мм) в отверстие, проверяют перпендикулярность отверстий под сферические опоры (диаметр 100А3). Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить между заплечиком большого диаметра оправки (диаметр 240 мм) и плоскостью рамы.
Проверяют разность высот опор, установленных в раму, которая не должна превышать 0,5 мм. Сферические поверхности измеряют калиброванным шаблоном, допускают просвет не более 1 мм. Перпендикулярность отверстий восстанавливают заменой втулок, сферичность поверхностей и высоту — шлифовкой или заменой опорных прокладок на внутреннем торце опоры.
На тепловозах ТЭП60 проверяют расстояние (2250 + 2) мм между осями конусов опор кузова тележки и расположение их осей относительно продольной оси рамы; отклонение не должно быть более 15 мм.
Нижние плоскости конусов всех опор должны находиться в одной плоскости. Выравнивают регулировочными кольцами, сохраняя необходимую высоту контактной цилиндрической поверхности. При наличии разрывов, износа, а также осадки более 15 мм резиновые амортизаторы заменяют новыми. Опоры, имеющие несквозные трещины длиной до 50 мм, заваривают электросваркой с последующей зачисткой заподлицо с основным металлом. Суммарный зазор (0,3—1,3 мм) между камнями кронштейнов рамы кузова и камнями главных опор, перпендикулярность их к продольной оси рамы (0,3 мм), а также относительно оси конуса (не более 0,2 мм), восстанавливают прокладками, устанавливаемыми под ними. Изношенные поверхности камней восстанавливают шлифованием, не допуская уменьшения толщины менее 23 мм. Плиту боковой опоры, имеющую толщину менее 12 мм, заменяют новой.
На заводе проверяют прогиб хребтовых балок, расположение в одной горизонтальной плоскости платиков, на которые устанавливают дизель, вспомогательные механизмы, взаимную параллельность настильных листов, накладок и боковых обносных угольников, перекос опорных поверхностей пят, положение центра шкворневой пяты относительно продольной оси рамы.
При проверке рамы за основную базу принимают верхние плоскости платиков, горизонтальные плоскости шкворневых пят и боковых скользунов (тепловозы ТЭ1 и ТЭ2). Боковые шаровые опоры (тепловоз 2ТЭ10) координируются соответствующими размерами от основной базы и являются вспомогательными базами. Прогиб хребтовых балок определяют с помощью струны, натягиваемой вдоль рамы, штихмаса и щупа или оптическим методом. Допускают прогиб до 12 мм.
Поверхность настильного листа и обносных угольников во всех направлениях рамы проверяют линейкой длиной 5 м и щупом. Неровности допускаются до 3 мм. На двух специальных плитах, установленных в одной плоскости, рейсмусом определяют взаимную параллельность настильного листа, поверхность под дизель и обносных угольников на всей длине рамы относительно опорных поверхностей тяг (рис.2) и винтообразность рамы. Отклонение допускают до 15 мм. Если при проверке рамы отклонения размеров оказались больше нормы, то для исправления соответствующие места нагревают газовой горелкой и выправляют наложением груза 10—15 т.
Рис.2 Схема проверка рамы тепловоза:
1-плиты; 2-настильный лист; 3-обносной угольник; 4-хребтвоая балка; 5-пята; 6-реймус
Занижение и возвышение опорных поверхностей платиков для поддизельной рамы допускают не более 2 мм, а непараллельность этих поверхностей — не более 0,05 мм на длине платика. Исправлять отклонения можно только шлифовкой или заменой платика.
Опорные поверхности пят проверяют на плите щупом в рабочем состоянии рамы. Зазор между пятой и плитой допускается до 1 мм. При перекосе более 1 мм подшлифовывают опорные поверхности пят (до приварки нижнего сменного диска). Центры шкворневых пят относительно продольных осей стяжных ящиков и рамы тепловоза обследуют при замене их новыми. Смещение центра от оси рамы и стержня ящиков допускают не более 1 мм.
При эксплуатации тепловозов путеочиститель воспринимает на себя удары, которые в ряде случаев приводят не только к ослаблению укрепляющих болтов, но и к расстройству сварных швов в кронштейнах, полосах и облицовке. Путеочиститель осматривают и проверяют на всех видах ремонта. Оторванные кронштейны и угольники приваривают, ослабшие болты закрепляют. Высота нижней кромки путеочистителя от головки рельсов должна быть в пределах 100—170 мм (тепловозы ТЭЗ и ТЭМ2), но не выше нижней точки приемных катушек локомотивной сигнализации и автостопа. При текущем ТР-3 и капитальных ремонтах путеочиститель снимают, очищают от грязи и осматривают. Погнутые угольники, полосы и кронштейны выправляют холодным или горячим способом, оторванные или с трещинами детали заваривают, болты закрепляют. После установки на тепловоз регулируют положение путеочистителя относительно головки рельсов и восстанавливают испорченную окраску.
Ремонт рамы тележки
Внешний осмотр рам тележек под тепловозом производят при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2. Обращают внимание на возможные трещины в сварных швах, шкворневых балках, поперечных креплениях и опорных кронштейнах тяговых электродвигателей. Обнаруженные трещины разделывают и заваривают. Проверяют обстукиванием и при необходимости подтягивают ослабшие болтовые соединения. В челюстных тележках проверяют наличие ограничительных прокладок между буксовой стрункой и рамой и затяжку гаек крепления струнок. При текущем ремонте ТР-3 тележки выкатывают из-под тепловоза, разбирают для ремонта и замены изношенных или дефектных деталей рамы, букс, рессорного подвешивания.
Основными неисправностями челюстных рам тележек являются: трещины в сварных швах, шкворневых балках, боковинах, корпусах опор; износ наличников; прогиб боковин и поперечных балок, износ втулки гнезда и кольца шкворня; ослабление посадки буксовых струнок по каблучкам рамы тележки; износ обойм подвески тягового электродвигателя, выработка и дефекты гнезда, верхней и нижней опорных плит, роликов и обойм роликовой опоры и др. В раме бесчелюстных тележек наблюдается также износ клиновых пазов в кронштейнах для крепления буксовых поводков.
Тележки из-под тепловозов выкатывают в депо на стойлах, оборудованных электрифицированными консольными домкратами для подъемки тепловозов. Для выкатки тележек консоли домкратов подводят под кронштейны рамы тепловоза, разъединяют концы кабелей тяговых электродвигателей, рукава и трубы песочниц, брезентовые рукава подвода воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей, трубопроводы тормозной системы, привод скоростемера, брезентовые чехлы опор рамы.
Затем раму тепловоза поднимают домкратами, кабели одного тягового электродвигателя присоединяют к стационарной машине постоянного тока и тележки выкатывают из-под тепловоза. Раму тепловоза опускают шкворнями на специальные подставки-козлы, на которые предварительно укладывают деревянные подкладки.
Для снятия рамы тележку устанавливают на разборочную площадку, оборудованную специальным подъемником тяговых электродвигателей А494 (рис. 3). Унифицированный подъемник оборудован четырьмя червячными редукторами, соединенными между собой валом и имеющими привод от электродвигателя, и может использоваться при разборке тележек тепловозов различных серий. Остовы тяговых двигателей через ролики опираются на винты редукторов подъемника.
Рис.3 Подъемник А494 для поддержки тяговых электродвигателей при разборке и сборке тележек:
1-электродвигатель; 2-винт подъемника; 3-пружинная подвеска; 4-вал; 5-рама; 6-редуктор; 7-шкаф управления
С тележек снимают буксовые струнки, песочные и воздушные трубы, отсоединяют кабели тяговых двигателей, распускают рычажную передачу тормоза. Буксовые струнки при снятии клеймят, чтобы при сборке установить их на прежнее место.
В бесчелюстных тележках отсоединяют от корпуса буксы фрикционные гасители колебаний и буксовые поводки от кронштейнов рамы тележки.
Раму тележки зачаливают тросом, включают электродвигатель подъемника и приподнимают остовы тяговых электродвигателей, поворачивают их относительно оси колесных пар примерно на 17° так, чтобы из приливов остовов вышли верхние обоймы пружинных подвесок, после чего раму тележки поднимают и транспортируют к моечной машине. После мойки в машине с рамы тележки снимают детали рессорного подвешивания и рычажной передачи тормоза, пружинную подвеску двигателей, тормозные цилиндры и роликовые опоры рамы тепловоза.
Перед подъемкой тепловоза необходимо проверить исправность домкратов, наличие предохранительного кожуха на конической передаче от электродвигателя. При подъемке и опускании тепловоза необходимо следить за тем, чтобы рама тепловоза занимала горизонтальное положение и обеспечивалась одновременная работа всех домкратов. Во время подъемки и опускания людям находиться на тепловозе или под ним категорически запрещается. После подъемки тепловоза и выкатки из-под него тележек домкраты должны быть немедленно освобождены, а тепловоз опущен на специальные тумбы или монтажные тележки.
Все работы по подъему и опусканию тепловоза производят под непосредственным руководством мастера.
При одиночной выкатке колесных пар тепловоз на скатоопускную канавку устанавливают так, чтобы выкатываемая колесная пара находилась посередине скатоподъемника. К выкатке приступают после того, как подклинены все колесные пары тепловоза.
При установке тепловоза на станок КЖ-20М для обточки колесной пары мастер и токарь должны убедиться в том, что убирающиеся рельсы надежно закреплены, ролики станка находятся в нижнем положении, а в канаве нет людей. После установки тепловоза на станок необтачиваемые колесные пары подклиниваются клиньями. Во время обточки колесной пары никаких других работ на тепловозе производить не допускается.
Перед передвижением тепловоза для обточки следующей колесной пары станок приводят в нерабочее положение. Измерение диаметра и профиля бандажа можно производить только после полной остановки колесной пары.
Разборку и отсоединение тягового электродвигателя от колесной пары производят при помощи подъемных средств. Особую осторожность следует соблюдать при снятии шапок моторно-осевых подшипников, разборке кожухов зубчатой передачи, буксовых узлов и рессорного подвешивания, которые при падении могут травмировать ноги. Во избежание несчастных случаев перекатывать колесные пары по рельсовым путям необходимо отталкиванием от себя. Оставленные на рельсах колесные пары должны подклиниваться башмаками или клиньями.
Раму челюстной тележки (рис. 4) осматривают, обнаруженные трещины в сварных швах, боковинах, шкворневых, концевых балках и междурамных креплениях заваривают электродами Э42А или Э50А с предварительной разделкой трещин. Боковины рамы, имеющие прогиб в вертикальной или горизонтальной плоскости, подвергают правке. В зависимости от прогиба правку производят со снятием и без снятия поперечных креплений, но при затянутых струнках; правят винтами, распорками или стяжками с подогревом. Местные износы боковин и буксовых вырезов восстанавливают электронаплавкой.
Рис. 4 Рамы в сборе челюстной (а) и бесчелюстной (б) тележек:
1-рама челюстной тележки; 2,6-кронштейны подвески тягового электродвигателя; 3-шкворневая балка; 4-кронштейн крепления тормозного цилиндра; 5-опора рессоры; 7-буксовая струнка; 8-втулка; 9-кольцо; 10,11-широкий и узкий наличники; 12-рама челюстной тележки; 13-малый кронштейн крепления буксового поводка; 14-кронштейн для крепления фрикционного гасителя колебаний; 15-большой кронштейн крепления букового поводка; 16-опора пружинного комплекта
Наибольшему износу в раме подвергаются наличники буксовых вырезов, которые изнашиваются неравномерно как по высоте, так и по ширине. В собранной тележке износ наличников можно определить по зазору между буксой и буксовым вырезом в раме, а в разобранной тележке — по разности ширины буксового выреза в раме и ширины буксы, измеренных посередине высоты наличника. Изношенные наличники с толщиной менее 4,0 мм (при текущем ремонте ТР-1 менее 3 мм) заменяют. Неравномерный износ наличников нарушает правильную установку колесных пар в раме тележки и является причиной перекоса колесных пар и возникновения ненормальной выработки по кругу катания бандажей, подреза гребней и т. д. Для измерения геометрических параметров рамы ее проверяют оптическими приборами или крестовым угольником и линейкой.
При этом определяют расположение поверхностей узких и широких наличников всех буксовых вырезов по отношению друг к другу и к продольной оси рамы. Проверяют раму после постановки и затяжки буксовых струнок и установки ее по уровню. Проверка рамы включает в себя определение ширины рамы у крайних буксовых вырезов и проверку положения узких и широких наличников.
Ширину рамы у крайних буксовых вырезов измеряют по расстоянию между узкими наличниками левой и правой боковин микрометрическим нутромером. Если разность этих расстояний превышает допустимую, то в месте большего расстояния между рамой и узким наличником ставят прокладку толщиной, равной полуразности этих расстояний. После проверки изношенные наличники срубают пневматическим зубилом или срезают газовой горелкой, поверхность рамы в местах прилегания наличников тщательно зачищают. Подбирают новые наличники по толщине или старые годные с прокладками, закрепляют их на раме тележки винтовыми зажимами и приваривают к раме электрозаклепками и прерывистым швом по контуру. После приварки наличников раму тележки вновь обследуют описанным способом.
Гнездо шкворня проверяют на плотность керосином, который наливают слоем не менее 50 мм и выдерживают в течение 20 мин. Необходимый зазор между шкворнем рамы тепловоза и гнездом шкворня в раме тележки (0,2—2,0 мм) восстанавливают заменой втулки шкворня или кольца в гнезде.
Износ контактных поверхностей буксовых струнок Ж и челюстей рамы К (рис.5) восстанавливают шлифовкой и шабровкой поверхности каблучков буксовых челюстей 1 и наплавкой поверхности буксовой струнки 3 с последующей нормализацией и обработкой на станке. Контактные поверхности буксовых челюстей и струнок подгоняют друг к другу по краске, площадь их прилегания должна составлять не менее 75% всей поверхности. Во избежание деформации подгонку струнки по каблучкам ведут с установленными прокладками 2. При незначительном износе натяг
струнок восстанавливают уменьшением толщины прокладок. При
затяжке болтов между стрункой и челюстью устанавливают прокладку толщиной 6+1 мм. При текущем ремонте ТР-3 буксовые
струнки подвергают магнитной дефектоскопии; при обнаружении
трещин струнки заменяют.
Рис.5 Крепление подбуксовой струнки
1-каблучок буксовой челюсти; 2-прокладка; 3-подбуксовая струнка
В роликовой опоре осматривают корпус, плиты, гнездо, ролики и обоймы. Трещины в корпусе разделывают и заваривают.
Изношенные планки заменяют. Разрешается увеличивать толщину
планок на 2 мм от чертежного размера. Плиты верхнюю и нижнюю,
гнездо и ролики, имеющие трещины, заменяют. Профиль нижней
плиты при ремонте проверяют по шаблону. Местную выработку и
задиры на опорных плитах, поверхности обойм глубиной до 0,5 мм,
а роликов — 0,2 мм оставляют без исправления. Детали пружинной подвески тяговых двигателей после очистки и разборки осматривают. Накладки обойм с трещинами и износом глубиной более 2 мм заменяют, новые накладки после приварки должны прилегать к обойме плотно. Допускается при этом зазор до 1 мм на длине до 30 мм и не более чем в трех местах. Опорная поверхность новых накладок на расстоянии 180 мм в средней части
подвергается цементации с твердостью поверхностного слоя HRC
не менее 35 (321 НВ). Местную выработку обойм в местах упора
пружин глубиной более 1,5 мм устраняют наплавкой и обработкой на станке. Собранную пружинную подвеску стягивают стяжными болтами и устанавливают на кронштейны. После установки тяговых двигателей в раму тележки гайки стяжных болтов отворачивают до упора в шплинты, благодаря чему обоймы пружинных подвесок устанавливаются в распор между приливами станины электродвигателя. Изношенные поверхности кронштейнов подвески восстанавливают наплавкой, после обработки их опорные поверхности должны находиться в одной плоскости, а расстояние
между ними должно составлять 304—310 мм.
После обмывки рамы вынимают ползун из шкворневой балки, очищают керосином и осматривают, выявляя наличие трещин в корпусе, планках, ползуне и его втулке. При обнаружении трещин ползун заменяют. Снимают с рамы и разбирают возвращающее устройство тележки и осматривают его детали — стакан, пружину и упор.
Дефектные пружины заменяют. Износ упора по диаметру хвостовика и толщине борта восстанавливают вибродуговой наплавкой с последующей обработкой. Герметичность стакана проверяют наливом керосина на 30 мин, протекание керосина не допускается.
Обследуют состояние и размеры полости коробки шкворневой балки, накладок втулок и резьбы для крепления стаканов возвращающего устройства и крышки. Герметичность коробки испытывают наливом керосина до уровня 40 мм. Выход керосина на наружные поверхности и в местах сварных швов коробки не допускается.
Осматривают, промывают и продувают сжатым воздухом маслопровод коробки и проверяют плотность его керосином.
В тех случаях, когда в эксплуатации наблюдаются подрезы гребней и происходит ненормальный износ бандажей колесных пар, а также на текущем ремонте ТР-3 делают оптико-механическую проверку размеров рамы тележки.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кудряшова Е. . Ремонт рамы тележек тепловозов ТЭМ-2, ТЭМ-7, ТГМ-6 // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/98376-remont-ramy-telezhek-teplovozov-tem-2-tem-7-tgm-6 (дата обращения: 22.12.2024)- Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации
- Сечения
- Использование невербальных средств общения
- ОП.06 Основы садово-паркового искусства для специальности. 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
- Социально – психологический портрет личности
- ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
- Тормозные системы колесных тракторов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4435 пользователей.
Отзывы