Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Из опыта воспитательной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Из опыта работы куратора Четыриной А.Ю.

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности  образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих специалистов и классиков в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.

Приступая к работе куратора в группе нужно помнить, что нет работы более сложной и трудной, особенно с обучающимися, с ограниченными возможностями здоровья. Работа куратора такой группы многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в воспитательной работе стези более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству группой. Кураторство – это радость общения, это круг своих детей. Кураторство – это реализация педагогического сотрудничества. Кураторство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. В центре внимания куратора находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.

Вряд ли можно эффективно управлять группой, не обращая внимания на интересы всех участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся, родителей, технического персонала. И я строю свою воспитательную работу, опираясь прежде всего на интересы обучающихся, стремясь к развитию гармоничной личности. И я обязана создавать условия для опыта демократического, правового поведения - для обсуждения и принятия норм жизни, для приобретения правовых знаний и выработки навыков защиты собственные интересов.

Моя группа обучается по специальности «Программирование в компьютерных системах» в ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» уже 3 год. Я пришла куратором в группу на 2 году обучения. Шла и знала, что будет не легко-потому что вся группа-это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по слуху. В моей работе мне очень помогает сурдопереводчик Н.И. Сивова.

Первым этапом моей деятельности стало знакомство с группой: вначале это была бумажная работа-просмотр личных дел и карточек,  анализ журналов теоритического и практического обучения, изучение документов работы психолого педагогической службы с группой.

Потом я стала изучать отношение, общение и деятельность в группе. Задачи, которые  я ставила перед собой были очень интересны мне, как куратору:

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов коллектива группы.
  2. Определить уровень его сформированности, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
  3. Выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнь группы.

Обучающиеся моей группы  – это девять совершенно разных юношей и девушек с различной степенью тугоухости. Что не мешает многим из них активно осваивать образовательное пространство техникума и города – три человека посещают секции горнолыжного спорта, настольного тенниса и волейбола на базе техникума, две девочки занимаются танцами в клубе «Виктория», в котором создана специальная танцевальная группа инвалидов-опорников и слабослышащих. Есть у нас и свои шахматисты, которые не раз выигрывали межтехникумовские  и городские соревнования.

При знакомстве обучающихся со мной, как куратором, возникли трудности в адаптации. И передо мною встал ряд первоочередных задач, которые необходимо было разрешить. Это задачи, которые связаны:

  • с формированием ученического коллектива;
  • с поддержанием благоприятного социально-психологического климата в классе;
  • изучением личностных особенностей каждого ученика с целью оптимизации отношений в системе «учитель-ученик», оказания своевременной психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям, коррекцией поведения в коллективе.

В своей работе я применяла такие методы как: анкетирование, опросы, беседы. Совместно с педагогом - психологом Калмыковой С.В. на протяжении всего курса обучения проводятся психодиагностика обучающихся и коррекционные занятия. Также я  организовываю и провожу в рамках классных часов игровые практикумы, ведь именно в игре проявляются разнообразные способности ребят, черты характера, коммуникативные навыки. Работаю над педагогической темой «Эффективные формы и методы  стимулирования творческой активности у обучающихся на примере специальности «Программирование в компьютерных системах».

Моя работа  как куратора со слабослышащим обучающимися привела меня к разработке  Программы воспитания коммуникативной культуры слабослышащих  обучающихся «Вместе»

Цель программы: формирование у слабослышащих обучающихся навыков активного общения со слышащими сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. закреплять навыки активного общения на различных уровнях;
  2. мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  3. способствовать формированию позитивной позиции по отношению к слышащим людям и самому себе.

Задачи воспитательной работы с группой:

1.Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей обучающихся;

2.Обеспечение успешной адаптации слабослышащих обучающихся;

3.Создание благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности каждого слабослышащего обучающегося, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

4.Сохранение психофизического здоровья слабослышащего обучающегося посредством создания условий для комфортного пребывания каждого слабослышащего обучающегося в коллективе;

5.Воспитание патриотизма, любви к своей Родине;

Для реализации цели и задач данной программы, я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в группе, при которой у обучающихся появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность.

При работе с слабослышащими обучающимися я использую такие методы и формы, которые, позволяют создать условия взаимодействия с группой:

  1. индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
  2. групповые (творческие группы, органы самоуправления);
  3. коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).

В моём собственном опыте работы есть регулярные классные часы и собрания группы, на которые обучающиеся  готовят выступления, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в группе, делают выводы.  Приведу несколько своих тем для обсуждения с обучающимися: «Ценности: наиболее важное для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?» , «Страна глухих-открытая или закрытая», «Общение со слышащими» т.д.

Работа с родителями – очень важный раздел кураторской работы.

Работу по этой задаче я начинаю с диагностики семьи. На первом родительском собрании, при знакомстве со мной, как куратором,  родители заполнили анкету, на основании которой я, при помощи педагога-психолога Калмыковой С.В. составила психолого-педагогическую характеристику обучающихся, а затем социально-педагогический портрет группы.

Сотрудничество куратора с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности обучающихся, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности обучающегося. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача куратора. Как куратор, я стараюсь сплотить родителей вместе, обсуждая с ними такие аспекты воспитательной работы как: общение слабослышащих обучающихся со слышащими; коллективные творческие дела-праздники, КВН, родительские собрания. Мы совместно планируем внеклассную воспитательной работу в группе, т.к. большинство родителей моих обучающихся-слышащие.  Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между обучающимися и их родителями, путем создания ситуаций взаимного уважения. Провожу беседы с родителями о межличностных отношениях, проблемах общения родителей и детей.

Суббота – день индивидуальных консультаций родителей с учетом назревшей необходимости.

Взаимодействуя с педагогами-предметниками, куратор выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с обучающимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения педагогов и родителей слабослышащего обучающегося, информирую педагогов о состоянии здоровья и воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с педагогами-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах обучающихся, привлекаю педагогов-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с педагогами-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с обучающимися и предупредить возможные трудности и конфликты.

 Итоги работы выливаются в “Летопись группы”, которую мы начали вести в прошлом учебном году. Мы активно участвуем во всех конкурсах и общественных мероприятиях, ребята стараются творчески подходить ко всем делам, начиная с общетехникумовских (например, оформление новогоднего стенда), заканчивая участием в городских конкурсах. Мы являемся постоянными участниками конкурсов жестового пения.

Все достижения группы  демонстрируются  родителям на классных собраниях, ведь важно осветить не только учебную деятельность, но и внеклассную работу, показать, что каждый ребенок уникален вне зависимости от его учебных успехов или неудач.

Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в техникум.

Дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

С.Маршак

 

Список литературы

  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М: ВАКО, 2006. – 320 с.
  3. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 224 с.
  4. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.-сост. Е.В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
  5. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации / Под. ред. Е.Н.Степанова М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
  6. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. – 123 с.
  7. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. – 134 с.
Раздел: Общепрофессиональные дисциплины СПО
Автор:
преподаватель ТОГАПОУ "Техникум отраслевых технологий"
Дата публикации: 17.02.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Четырина А. Ю. Из опыта воспитательной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/92031-iz-opyta-vospitatelnoj-raboty-s-obuchayushchimisya-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию