Организация самостоятельной работы студентов
Автор: Милехин Михаил Николаевич,
преподаватель высшей категории
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Ржевский медицинский колледж»
Организация самостоятельной работы студентов.
Наряду с аудиторной самостоятельная работа является одной из форм учебного процесса и является его неотъемлемой частью.
Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение нового материала без посторонней помощи. Значимость самостоятельной работы определяется следующими факторами:
1) Самостоятельная работа позволяет студентам глубоко вникнуть в сущность изучаемой дисциплины, основательно в ней разобраться;
2) Самостоятельная работа влияет на формирование идейны взглядов и убеждений;
3) Формирование таких ценностных качеств, как трудолюбие, активность, целеустремлённость, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;
4) Систематическая самостоятельная работа повышает культуру умственного труда, развивает умение самостоятельно приобретать и углублять знания. Это особенно важно в современных условиях рынка труда, когда молодому специалисту после окончания среднего профессионального учебного заведения приходится заниматься самообразованием и повышать уровень своих знаний путём изучения различных научных источников.
Правильно организованная самостоятельная работа обучающихся имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении, в формировании нравственных качеств,, служит главным путём превращения полученных знаний в убеждения и навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, является как средством, так и целью обучения. Правильно организованная самостоятельная работа поможет студенту стать хорошим специалистом.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с определённой установки, подготавливающей восприятие нужного материала. От установки зависит то, какие детали или объекты будут восприниматься более ярко, а на какие студенты не будут обращать внимания. Основное средство формирования установки – это словесная инструкция преподавателя (актуализация проблемы)
В процессе самостоятельной работы студентам необходимо не только понять материал, разобраться в его сути, но и запомнить его.
Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо, чтобы студенты проявляли активность, интеллектуальную инициативу, то есть пытались находить оригинальные, нестандартные подходы к деятельности.
Студенты, у которых сформированы основные положительные качества мышления, легко выделяют смысловые опоры, легко ориентируются в новых ситуациях, активно стремятся к поиску новых знаний. Для студентов с поверхностным, инертным мышлением, характерна низкая способность к обобщениям, привычный ход мыслей, неспособность ориентироваться в нестандартных ситуациях, поиск готовых решений.
Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения чётко и ясно излагать свои мысли, планировать своё время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил её организации. Поэтому одной из первостепенных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
В первую очередь преподаватели должны обучить первокурсников: основам самостоятельной работы с источником, конспектированию, приёмам запоминания, подготовке сообщений, докладов, рефератов, приёмам саморегуляции.
Руководство самостоятельной работой студентов со стороны преподавателей должно постепенно переходить в самоуправление и самоорганизацию.
Для успешности осуществления самостоятельной работы преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалифицированной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствует выработке профессиональных и личностных качеств специалиста.
Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на её непосредственное влияние на формирование таких параметров квалифицированной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на неё, самостоятельность оценок с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда.
Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально оценочной деятельности, - целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор основных знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Милехин М. Н. Организация самостоятельной работы студентов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/115967-organizatsiya-samostoyatelnoj-raboty-studentov (дата обращения: 22.12.2024)- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
- Роль информационных технологий в подготовке специалистов экономического профиля
- Формы наставничества в образовательном учреждении СПО
- Методическая разработка открытого урока
- Дополнительный учебный материал
- Комплект документации для Олимпиады по профмастерству
- Расчет и проектирование технологического процесса сборки и сварки конструкции бункера для хранения сыпучих материалов