Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Организация самостоятельной работы студентов

Автор: Милехин Михаил Николаевич,

преподаватель высшей категории

Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

«Ржевский медицинский колледж»

 

Организация самостоятельной работы студентов.

 

   Наряду с аудиторной самостоятельная работа является одной из форм учебного процесса и является его неотъемлемой частью.

   Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение нового материала без посторонней помощи.      Значимость самостоятельной работы определяется следующими факторами:

1) Самостоятельная работа позволяет студентам глубоко вникнуть в сущность изучаемой дисциплины, основательно в ней разобраться;

2) Самостоятельная работа влияет на формирование идейны взглядов и убеждений;

3) Формирование таких ценностных качеств, как трудолюбие, активность, целеустремлённость, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

4) Систематическая самостоятельная работа повышает культуру умственного труда, развивает умение самостоятельно приобретать и углублять знания.     Это особенно важно в современных условиях рынка труда, когда молодому специалисту после окончания среднего профессионального учебного заведения приходится заниматься самообразованием и повышать уровень своих знаний путём изучения различных научных источников.

   Правильно организованная самостоятельная работа обучающихся имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении, в формировании нравственных качеств,, служит главным путём превращения полученных знаний в убеждения и навыки, выступает важным фактором  в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, является как средством, так и целью обучения. Правильно организованная самостоятельная работа поможет студенту стать хорошим специалистом.

   Самостоятельная работа студентов должна начинаться с определённой установки, подготавливающей восприятие нужного материала. От установки зависит то, какие детали или объекты будут восприниматься более ярко, а на какие студенты не будут обращать внимания. Основное средство формирования установки – это словесная инструкция преподавателя (актуализация проблемы)

   В процессе самостоятельной работы студентам необходимо не только понять материал, разобраться в его сути, но и запомнить его.

   Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо, чтобы студенты проявляли активность, интеллектуальную инициативу, то есть пытались находить оригинальные, нестандартные подходы к деятельности.

   Студенты, у которых сформированы основные положительные качества мышления, легко выделяют смысловые опоры, легко ориентируются в новых ситуациях, активно стремятся к поиску новых знаний. Для студентов с поверхностным, инертным мышлением, характерна низкая способность к обобщениям, привычный ход мыслей, неспособность ориентироваться в нестандартных ситуациях, поиск готовых решений.

Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения чётко и ясно излагать свои мысли, планировать своё время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил её организации. Поэтому одной из первостепенных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

   В первую очередь преподаватели должны обучить первокурсников: основам самостоятельной работы с источником, конспектированию, приёмам запоминания, подготовке сообщений, докладов, рефератов, приёмам саморегуляции.

   Руководство самостоятельной работой студентов со стороны преподавателей должно постепенно переходить в самоуправление и самоорганизацию.

   Для успешности осуществления самостоятельной работы преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалифицированной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствует выработке профессиональных и личностных качеств специалиста.

   Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на её непосредственное влияние на формирование таких параметров квалифицированной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на неё, самостоятельность оценок с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда.

   Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально оценочной деятельности, - целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор основных знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
преподаватель ГБПОУ РМК
Дата публикации: 03.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Милехин М. Н. Организация самостоятельной работы студентов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/115967-organizatsiya-samostoyatelnoj-raboty-studentov (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию