Социализация ребенка как педагогическая проблема
Социализация представляет собой процесс овладения человеком социальными нормами и социальными ролями. Это процесс превращения человека из биологического существа в существо социальное.
Социальные нормы – правила, эталоны или стандарты поведения и отношений, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества и регулируют жизнедеятельность людей.
Социальная роль – шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному социальному статусу человека.
Социальный статус – определенная позиция человека в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Понятие социализации имеет полидисциплинарный характер и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является однозначным и трактуется с позиций различных научных подходов. Так, одним из распространенных подходов к определению понятия «социализация» является его трактовка как процесса адаптации человека к условиям социальной среды. В данном случае социализация определена как процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам.
С позиций гуманистической психологии социализация трактуется как процесс активного вхождения человека в новую социальную среду, овладения социальными нормами и ролями, преодоления возникающих трудностей и сохранения своей индивидуальности. Это процесс самоактуализации, самореализации, преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению.
Эти два подхода не противоречат друг другу, определяя двусторонний характер социализации. Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
Этапы овладения социальными нормами:
- освоение норм;
- усвоение норм;
- присвоение норм;
- соблюдение норм в процессе жизнедеятельности.
Виды социализации:
а) полоролевая – овладение нормами и ролями полоролевого поведения;
б) семейная – овладение нормами, ролями и ценностями семьянина;
в) профессиональная – овладение профессиональными нормами, ролями и ценностями;
г) гражданская – овладение гражданскими нормами, ролями и ценностями.
Составляющие социализации:
а) стихийная социализация;
б) относительно направляемая социализация;
в) относительно контролируемая социализация;
г) более или менее сознательное самоизменение человека.
Механизмы социализации – это внутренние двигатели данного процесса, определяющие его характер и направленность. Различают психологические и социально-педагогические механизмы социализации. К первой группе относятся:
а) импринтинг – запечатление в сознании, памяти ребенка определенных событий, явлений в его жизни, которые в будущем могут определять характер его мироощущений и поступков;
б) подражание – копирование модели поведения кого-либо;
в) идентификация – уподобление образу мыслей, жизни кого-либо;
г) экзистенциальный нажим – формирование определенной модели поведения под социализирующим влиянием окружающей микросреды.
Ко второй группе механизмов отнесены:
а) традиционный – овладение социальными нормами через традиции (национальные, религиозные, профессиональные, семейные);
б) институциональный – овладение социальными нормами в процессе взаимодействия человека с социальным институтом;
в) стилизованный – овладение ценностями, моделями поведения в определенной культуре или субкультуре;
г) межличностный – овладение нравственными или культурными нормами в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него людьми.
Социализация представляет собой процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Подходы к выделению этапов социализации:
- начальная (ранняя) социализация – дети;
- продолженная (поздняя) социализация – взрослые. Это качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап – самый важный и самый трудный, так как в детстве закладывается фундамент социализации, все базовые характеристики личности. Вместе с тем это самый незащищенный ее этап. Обретение вначале гражданской (получение паспорта и права голосовать), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителей) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социалимзации.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гилимшина М. Ф. Социализация ребенка как педагогическая проблема // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/116969-sotsializatsiya-rebenka-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 22.12.2024)- ПМ 02. Осуществление кадастровых отношений
- Кривошипно-шатунный и распределительный механизм двигателя СМД-62
- Технологическая карта практического занятия
- Основы управления авто
- Проезд перекестрков
- Выполнение улучшенного оштукатуривания
- Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12148 пользователей.
Отзывы