Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Социализация ребенка как педагогическая проблема

Социализация представляет собой процесс овладения человеком социальными нормами и социальными ролями. Это процесс превращения человека из биологического существа в существо социальное.

Социальные нормы – правила, эталоны или стандарты поведения и отношений, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества и регулируют жизнедеятельность людей.

Социальная роль – шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному социальному статусу человека.

Социальный статус – определенная позиция человека в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Понятие социализации имеет полидисциплинарный характер и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является однозначным и трактуется с позиций различных научных подходов. Так, одним из распространенных подходов к определению понятия «социализация» является его трактовка как процесса адаптации человека к условиям социальной среды. В данном случае социализация определена как процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам.

С позиций гуманистической психологии социализация трактуется как процесс активного вхождения человека в новую социальную среду, овладения социальными нормами и ролями, преодоления возникающих трудностей и сохранения своей индивидуальности. Это процесс самоактуализации, самореализации, преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению.

Эти два подхода не противоречат друг другу, определяя двусторонний характер социализации. Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Этапы овладения социальными нормами:

- освоение норм;

- усвоение норм;

- присвоение норм;

- соблюдение норм в процессе жизнедеятельности.

Виды социализации:

а) полоролевая – овладение нормами и ролями полоролевого поведения;

б) семейная – овладение нормами, ролями и ценностями семьянина;

в) профессиональная – овладение профессиональными нормами, ролями и ценностями;

г) гражданская – овладение гражданскими нормами, ролями и ценностями.

Составляющие социализации:

а) стихийная социализация;

б) относительно направляемая социализация;

в) относительно контролируемая социализация;

г) более или менее сознательное самоизменение человека.

Механизмы социализации – это внутренние двигатели данного процесса, определяющие его характер и направленность. Различают психологические и социально-педагогические механизмы социализации. К первой группе относятся:

а) импринтинг – запечатление в сознании, памяти ребенка определенных событий, явлений в его жизни, которые в будущем могут определять характер его мироощущений и поступков;

б) подражание – копирование модели поведения кого-либо;

в) идентификация – уподобление образу мыслей, жизни кого-либо;

г) экзистенциальный нажим – формирование определенной модели поведения под социализирующим влиянием окружающей микросреды.

Ко второй группе механизмов отнесены:

а) традиционный – овладение социальными нормами через традиции (национальные, религиозные, профессиональные, семейные);

б) институциональный – овладение социальными нормами в процессе взаимодействия человека с социальным институтом;

в) стилизованный – овладение ценностями, моделями поведения в определенной культуре или субкультуре;

г) межличностный – овладение нравственными или культурными нормами в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него людьми.

Социализация представляет собой процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Подходы к выделению этапов социализации:

- начальная (ранняя) социализация – дети;

- продолженная (поздняя) социализация – взрослые. Это качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап – самый важный и самый трудный, так как в детстве закладывается фундамент социализации, все базовые характеристики личности. Вместе с тем это самый незащищенный ее этап. Обретение вначале гражданской (получение паспорта и права голосовать), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителей) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социалимзации.

Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
Социальный педагог МБОУДО ЦППМСП "Семья" г. Уфы
Дата публикации: 13.11.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гилимшина М. Ф. Социализация ребенка как педагогическая проблема // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/116969-sotsializatsiya-rebenka-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию