Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Диверсификация как стратегическое направление развития сельскохозяйственных предприятий

Включает методическую разработку

Национальным приоритетным проектом «Развитие агропромышленного комплекса» предусмотрена государственная поддержка устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий. Включение агропромышленного комплекса в состав национальных приоритетных проектов является направлением развития аграрной отрасли страны и выводом отрасли на траекторию устойчивого развития. [1]

Анализ внутренних факторов предприятия, влияющих на производство, является важным этапом на пути развития деятельности предприятия и повышения его эффективности. В сельскохозяйственной отрасли внутренним факторами являются такие как ресурсы, используемые в производстве, от которых в большей степени зависит качество и объем произведенной продукции.

Также одним из важнейших факторов, влияющих на устойчивое развитие любого предприятия, в том числе предприятия в сельскохозяйственной отрасли, является капитал. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, расчет основных показателей финансовой устойчивости предприятия является важным этапом на пути выявления финансового состояния сельскохозяйственного предприятия и оценки его развития, что является необходимым для принятия каких-либо управленческих решений. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важным с точки зрения получения информации о способности предприятия получать прибыль. Данный фактор является весьма значительным при решении вопросов о выделении кредитных средств предприятию. Также важным является оценка имущественного и финансового состояния предприятия, т.е. его обеспеченность. Таким образом, проведение анализа по этим направлениям позволит выявить, насколько устойчиво функционирует сельскохозяйственное предприятие.  (1)

Статистика и проведенные институтами исследования показывают, что в большинстве своем, крупные сельскохозяйственные предприятия являются фундаментом экономики и социальной сферы села, в котором оно расположено. Именно эффективная деятельность предприятия и его адаптация к рыночным условиям дает возможность обеспечить достойный уровень жизни работников предприятия, является базой для развития малого предпринимательства. (2)

В современных условиях разработка стратегии предприятия, выбор определенных показателей роста и методов их достижения, определение тактики поведения на рынке является необходимым шагом на пути развития предприятия и эффективного его функционирования. (2)

Согласно федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование является деятельностью участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. [4]

Применительно к предприятиям стратегическое планирование можно описать как деятельность предприятия по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития предприятия, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития предприятия.

Конечно, не для каждого предприятия стратегической целью является социально-экономическое развитие предприятия. Однако если говорить о сельхозпредприятии как административном центре сельского административного района, то стратегия развития предприятия должна формироваться с целью общего социально-экономического развития предприятия. В данной сфере между сельхозпредприятиями возникает конкуренция по поводу получения средств из государственного бюджета, участия в той или иной программе, приобретения прочих благ. Это позволяет говорить не столько о рыночной, сколько об экономической стратегии, реализация которой у предприятий разного уровня развития будет осуществляться разными путями, стратегия диверсификации является одной из вариантов стратегического планирования предприятия на пути создания эффективной экономики.

Существует единая классификация подходов к диверсификации деятельности предприятий. В качестве основных критериев исследователями выбраны направления деятельности сельскохозяйственных предприятий, источники используемых ресурсов. (1)

Для определения видов диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия предлагается методика, в которой учтены несколько критериев. На начальном этапе выбирается направление диверсификации производства. Наиболее рентабелен, как правило, вид продукции, для которого имеются благоприятные природно-климатические условия. Поэтому предприятию следует учитывать рекреационные возможности природно-экономических зон, в которых они расположены. Следующим критерием выбора должна стать оценка экономической устойчивости предприятия. Чем выше оценка экономической устойчивости предприятия, тем больше возможности применять капиталоемкие технологии. У экономически устойчивых сельскохозяйственных предприятий основными направлениями диверсификации могут стать применение наукоемких технологий, создание собственных перерабатывающих производств. Прежде всего это будет диверсификация внутри предприятия, осуществляемая с привлечением средств на возвратной основе. [1]

Себестоимость производства продукции является не менее важным фактором при выборе направлений диверсификации. Производство товара с большими затратами является достаточно рисковым и финансово-затратным мероприятием, которое могут позволить себе лишь финансово и экономически устойчивые предприятия. В данном случае есть смысл говорить о диверсификации данного направления в случае имеющихся перспектив развития рынков сбыта и снижения себестоимости в будущем. В таком случае производство продукции может стать прибыльным направлением. (3)

Обеспеченность трудовыми ресурсами является важным критерием в том случае, если диверсификация направлена на создание высокотехнологичного или наукоемкого производства. Для создания и реализации нового проекта потребуется привлечение новых специалистов, причем на таких условиях, при которых успешная реализация проекта является выгодным не только для предприятия, но и для привлеченных специалистов. Альтернативой новым сотрудникам является обучение новым направлениям уже имеющегося персонала, что потребует высоких затрат и приведет к отвлечению от основной работы сотрудника. (3)

Таким образом, при выборе стратегии диверсификации и ее направлений следует исходить из таких факторов как максимальное использование потенциала территории и привлечения к новым видам деятельности имеющейся рабочей силы; вовлечение в экономику территории финансового капитала; завершение рыночного цикла на собственной территории.  [1]

Стратегия диверсификации определяется как внутренними, так и внешними факторами экономической среды, в том числе социально-политическими и экономическими условиями ведения бизнеса. Под воздействием природно-экономического и административного пространства, в котором функционирует предприятие, складывается его экономическое поведение. (3)

Выбор направлений диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий напрямую связан с программами развития АПК региона.

Для выявления проблем и определения стратегии предприятия необходима оценка текущей ситуации, анализ которой проводится в несколько этапов:

Отнесение предприятия к определенному разделу классификации для определения конкретной методики сбора и анализа информации. Описание внутренних факторов, действующих на предприятии, — выпускаемая продукция, хозяйственный механизм, ресурсные ограничения. Описание факторов внешнего окружения, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Описание конкурентного окружения, в том числе рынки, потребители, поставщики, основные конкуренты. Анализ полученной информации, проведение SWOT-анализа, выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. [1]

После определения цели и стратегии развития предприятия необходимо разработать план мероприятий по реализации стратегии предприятия. План должен включать в себя направления производства, сбыта, рекламы, кадровой политики. План должен включать финансовый прогноз деятельности предприятия. Должны быть определены основные показатели деятельности предприятия, которые необходимо достичь в ходе реализации стратегии предприятия.

Наличие стратегии развития дает предприятию определенность, индивидуальность, открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, позволяет привлекать новых работников и помогает продавать продукцию. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть гибкими, чтобы при необходимости осуществить их модификацию и переориентацию. [1]

Стратегия — это модель достижения общих целей, стратегических направлений, программ, проектов, действий, решений и размещения ресурсов. Стратегия дает ответы на вопросы, что представляет собой организация, чем и почему она этим занимается. Стратегии различаются по уровню, целевой направленности и временным рамкам. [1]

Список

Болдырева С.Б., Аксенова Т.Н. Выбор и формирование производственной стратегии развития сельскохозяйственного предприятия // [режим доступа]: https://cyberleninka.ru Зингер О.А., Ильясова А.В. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленных предприятий // Современные проблемы науки
и образования. – 2015. – № 1. Кокин А.С., Яковлева Г.Н. Значение финансового планирования
для обеспечения стабильной деятельности организации // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского» 2015. - № 1. – С. 218 – 222. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Консультант плюс

Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
студент, Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н. Прянишникова
Дата публикации: 05.06.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кремер А. И. Диверсификация как стратегическое направление развития сельскохозяйственных предприятий // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/45597-diversifikatsiya-kak-strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-selskokhozyajstvennykh-predpriyatij (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию