Диверсификация как стратегическое направление развития сельскохозяйственных предприятий
Национальным приоритетным проектом «Развитие агропромышленного комплекса» предусмотрена государственная поддержка устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий. Включение агропромышленного комплекса в состав национальных приоритетных проектов является направлением развития аграрной отрасли страны и выводом отрасли на траекторию устойчивого развития. [1]
Анализ внутренних факторов предприятия, влияющих на производство, является важным этапом на пути развития деятельности предприятия и повышения его эффективности. В сельскохозяйственной отрасли внутренним факторами являются такие как ресурсы, используемые в производстве, от которых в большей степени зависит качество и объем произведенной продукции.
Также одним из важнейших факторов, влияющих на устойчивое развитие любого предприятия, в том числе предприятия в сельскохозяйственной отрасли, является капитал. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, расчет основных показателей финансовой устойчивости предприятия является важным этапом на пути выявления финансового состояния сельскохозяйственного предприятия и оценки его развития, что является необходимым для принятия каких-либо управленческих решений. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важным с точки зрения получения информации о способности предприятия получать прибыль. Данный фактор является весьма значительным при решении вопросов о выделении кредитных средств предприятию. Также важным является оценка имущественного и финансового состояния предприятия, т.е. его обеспеченность. Таким образом, проведение анализа по этим направлениям позволит выявить, насколько устойчиво функционирует сельскохозяйственное предприятие. (1)
Статистика и проведенные институтами исследования показывают, что в большинстве своем, крупные сельскохозяйственные предприятия являются фундаментом экономики и социальной сферы села, в котором оно расположено. Именно эффективная деятельность предприятия и его адаптация к рыночным условиям дает возможность обеспечить достойный уровень жизни работников предприятия, является базой для развития малого предпринимательства. (2)
В современных условиях разработка стратегии предприятия, выбор определенных показателей роста и методов их достижения, определение тактики поведения на рынке является необходимым шагом на пути развития предприятия и эффективного его функционирования. (2)
Согласно федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование является деятельностью участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. [4]
Применительно к предприятиям стратегическое планирование можно описать как деятельность предприятия по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития предприятия, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития предприятия.
Конечно, не для каждого предприятия стратегической целью является социально-экономическое развитие предприятия. Однако если говорить о сельхозпредприятии как административном центре сельского административного района, то стратегия развития предприятия должна формироваться с целью общего социально-экономического развития предприятия. В данной сфере между сельхозпредприятиями возникает конкуренция по поводу получения средств из государственного бюджета, участия в той или иной программе, приобретения прочих благ. Это позволяет говорить не столько о рыночной, сколько об экономической стратегии, реализация которой у предприятий разного уровня развития будет осуществляться разными путями, стратегия диверсификации является одной из вариантов стратегического планирования предприятия на пути создания эффективной экономики.
Существует единая классификация подходов к диверсификации деятельности предприятий. В качестве основных критериев исследователями выбраны направления деятельности сельскохозяйственных предприятий, источники используемых ресурсов. (1)
Для определения видов диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия предлагается методика, в которой учтены несколько критериев. На начальном этапе выбирается направление диверсификации производства. Наиболее рентабелен, как правило, вид продукции, для которого имеются благоприятные природно-климатические условия. Поэтому предприятию следует учитывать рекреационные возможности природно-экономических зон, в которых они расположены. Следующим критерием выбора должна стать оценка экономической устойчивости предприятия. Чем выше оценка экономической устойчивости предприятия, тем больше возможности применять капиталоемкие технологии. У экономически устойчивых сельскохозяйственных предприятий основными направлениями диверсификации могут стать применение наукоемких технологий, создание собственных перерабатывающих производств. Прежде всего это будет диверсификация внутри предприятия, осуществляемая с привлечением средств на возвратной основе. [1]
Себестоимость производства продукции является не менее важным фактором при выборе направлений диверсификации. Производство товара с большими затратами является достаточно рисковым и финансово-затратным мероприятием, которое могут позволить себе лишь финансово и экономически устойчивые предприятия. В данном случае есть смысл говорить о диверсификации данного направления в случае имеющихся перспектив развития рынков сбыта и снижения себестоимости в будущем. В таком случае производство продукции может стать прибыльным направлением. (3)
Обеспеченность трудовыми ресурсами является важным критерием в том случае, если диверсификация направлена на создание высокотехнологичного или наукоемкого производства. Для создания и реализации нового проекта потребуется привлечение новых специалистов, причем на таких условиях, при которых успешная реализация проекта является выгодным не только для предприятия, но и для привлеченных специалистов. Альтернативой новым сотрудникам является обучение новым направлениям уже имеющегося персонала, что потребует высоких затрат и приведет к отвлечению от основной работы сотрудника. (3)
Таким образом, при выборе стратегии диверсификации и ее направлений следует исходить из таких факторов как максимальное использование потенциала территории и привлечения к новым видам деятельности имеющейся рабочей силы; вовлечение в экономику территории финансового капитала; завершение рыночного цикла на собственной территории. [1]
Стратегия диверсификации определяется как внутренними, так и внешними факторами экономической среды, в том числе социально-политическими и экономическими условиями ведения бизнеса. Под воздействием природно-экономического и административного пространства, в котором функционирует предприятие, складывается его экономическое поведение. (3)
Выбор направлений диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий напрямую связан с программами развития АПК региона.
Для выявления проблем и определения стратегии предприятия необходима оценка текущей ситуации, анализ которой проводится в несколько этапов:
Отнесение предприятия к определенному разделу классификации для определения конкретной методики сбора и анализа информации. Описание внутренних факторов, действующих на предприятии, — выпускаемая продукция, хозяйственный механизм, ресурсные ограничения. Описание факторов внешнего окружения, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Описание конкурентного окружения, в том числе рынки, потребители, поставщики, основные конкуренты. Анализ полученной информации, проведение SWOT-анализа, выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. [1]
После определения цели и стратегии развития предприятия необходимо разработать план мероприятий по реализации стратегии предприятия. План должен включать в себя направления производства, сбыта, рекламы, кадровой политики. План должен включать финансовый прогноз деятельности предприятия. Должны быть определены основные показатели деятельности предприятия, которые необходимо достичь в ходе реализации стратегии предприятия.
Наличие стратегии развития дает предприятию определенность, индивидуальность, открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, позволяет привлекать новых работников и помогает продавать продукцию. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть гибкими, чтобы при необходимости осуществить их модификацию и переориентацию. [1]
Стратегия — это модель достижения общих целей, стратегических направлений, программ, проектов, действий, решений и размещения ресурсов. Стратегия дает ответы на вопросы, что представляет собой организация, чем и почему она этим занимается. Стратегии различаются по уровню, целевой направленности и временным рамкам. [1]
Список
Болдырева С.Б., Аксенова Т.Н. Выбор и формирование производственной стратегии развития сельскохозяйственного предприятия // [режим доступа]: https://cyberleninka.ru Зингер О.А., Ильясова А.В. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленных предприятий // Современные проблемы науки
и образования. – 2015. – № 1. Кокин А.С., Яковлева Г.Н. Значение финансового планирования
для обеспечения стабильной деятельности организации // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского» 2015. - № 1. – С. 218 – 222. Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Консультант плюс
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кремер А. И. Диверсификация как стратегическое направление развития сельскохозяйственных предприятий // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/45597-diversifikatsiya-kak-strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-selskokhozyajstvennykh-predpriyatij (дата обращения: 15.11.2024)- Воздухораспределитель 483М
- ПМ.01. Ведение расчетных операций
- Свободное время. Бродяжничество-путь к преступлению
- Верстка иллюстрированного текста
- Магазин
- Конструкция, устройство техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
- Фронтовые ремонтники
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7840 пользователей.
Отзывы