конспект урока Занятие в подготовительной группе "Цепи питания"
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Тема: «Цепочки питания»
Цель: научить составлять цепь питания в природе
Задачи:
1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки;
2. Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий;
3. Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята мне только что передали вот этот конверт. Как вы думаете что в нем? А от кого же оно?
Дети: От лесника?
Воспитатель:Кто такой лесник?
Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья.
Воспитатель: Правильно, дети. Что же написано в нем?
Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям:
Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник Федор Иванович. В моем лесу совсем недавно разрешили охоту на волков. И в лесу начали гибнуть деревья, так как у них поедена кора. Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев?».
Воспитатель: Какая беда у лесника!
Дети: Гибнут деревья.
Воспитатель: Поможем ему?
Дети: Да!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним.
Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев)?
Дети: белки, лоси, зайцы (и т.п.)
Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей?
Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными
Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями?
Дети: Их называют хищниками
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Потому что они поедают других животных.
Воспитатель: Назовите хищных животных?
Дети: волк-заяц, лиса-мышь, ястреб-белка, медведь-рыба, синица - гусеница, рысь-лось.
Воспитатель: Хищники питаются травоядными животными.
Воспитатель:- Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем.
Воспитатель: - Почему ты выбрал именно эту картинку?
Воспитатель: - Назовите какие животные относятся к хищникам?
Воспитатель: - Какие животные относятся к травоядным?
Воспитатель: А теперь вам нужно обьединиться в пары и подобрать хищнику корм. кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи.
Сова - мышь
Волк – заяц
Медведь – рыба
Рысь – лось
Синица – гусеница
Ястреб – белка
Воспитатель: - Каждая пара прикрепляет то что у них получилось на доску, на красный кружок прикрепляете хищника, а на зеленый травоядное животное.
Воспитатель: Что можно еще добавить к тем частям, что у нас получилось
лист – гусеница - синица
кора дерева – заяц- волк
зерно- мышь – сова
рысь-лось-трава
синица-гусеница-лист
ястреб-белка-желуди
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Пищевая цепь, между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники.
Воспитатель: А кто же накормит растения? (Солнце, вода, свет, воздух)
Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу?
Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву.
Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь?
Дети: Совам нечем будет питаться.
Воспитатель: Вернемся к письму лесника, о чем говорилось в письме? Если необходимо, педагог вновь его зачитывает.
Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме?
Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья.
Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья?
Воспитатель: - А кто поедает кору деревьев в лесу?
Воспитатель: - Почему так случилось как думаете?
Воспитатель: - Кто назовет эту пищевую цепь на коврографе
Дети: Нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк»
Дети: Это результат деятельности охотников
Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают.
Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Что необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу?
Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее.
Воспитатель: - В лесу как и в детском саду все живут по правилам и правила эти никто не должен нарушать, в лесу все друг другу нужны и все полезны.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т.к. писать вы еще не умеете. Составьте и нарисуйте цепь питания в лесу к той ситуации, которую мы разобрали по просьбе лесника и любую другую цепь питания леснику в помощь, чтобы предупредить о возможных проблемах. Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.
Итог занятия:
Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии.
Затем педагог говорит о том, что человек- самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.
Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.
А мы с вами сейчас сможем помочь животным, соблюдая правила леса ( на карточках показаны правила поведения в лесу):
- Не рви цветы;
- Не ломайте ветки;
- Не сбивайте грибы, ими лечатся животные;
- Не засоряйте лес! И т.д.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Абдуллина З. Б. Занятие в подготовительной группе "Цепи питания" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/125725-zanyatie-v-podgotovitelnoj-gruppe-tsepi-pitaniya (дата обращения: 22.12.2024)- Қыстың бір күні
- В осеннем лесу
- Патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки
- Строение растительной клетки
- Кроссворд-животные Хабаровского края
- Самоотверженный труд врача в "Записках юного врача" М. А. Булгакова
- Вникая в смысл слов Абая
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9180 пользователей.
Отзывы