Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Занятие в подготовительной группе "Цепи питания"

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Тема: «Цепочки питания»

Цель: научить составлять цепь питания в природе

Задачи:

1.         Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки;

2.         Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий;

3.         Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята  мне только что передали вот этот конверт. Как вы думаете что в нем? А от кого же оно?

Дети: От лесника?

Воспитатель:Кто такой лесник?

Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья.

Воспитатель: Правильно, дети. Что же написано в нем?

Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям:

Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник Федор Иванович. В моем лесу совсем недавно разрешили охоту на волков. И в лесу начали гибнуть деревья, так как у них поедена кора. Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев?».

Воспитатель: Какая беда у лесника!

Дети: Гибнут деревья.

Воспитатель: Поможем ему?

 Дети: Да!

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним.

Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев)?

Дети: белки, лоси, зайцы (и т.п.)

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными

Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями?

Дети: Их называют хищниками

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети: Потому что они поедают других животных.

Воспитатель:  Назовите хищных животных?

Дети: волк-заяц, лиса-мышь, ястреб-белка, медведь-рыба, синица - гусеница, рысь-лось.

Воспитатель: Хищники питаются травоядными животными.

 Воспитатель:- Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем.

Воспитатель: - Почему ты выбрал именно эту картинку?

Воспитатель: - Назовите какие животные относятся к хищникам?

Воспитатель: - Какие животные относятся к травоядным?

Воспитатель: А теперь вам нужно обьединиться в пары и подобрать  хищнику корм. кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи.

Сова - мышь

Волк – заяц

Медведь – рыба

Рысь – лось

Синица – гусеница

Ястреб – белка

Воспитатель: - Каждая пара прикрепляет то что у них получилось на доску,  на красный кружок прикрепляете хищника, а на зеленый травоядное животное.

          Воспитатель: Что можно еще добавить к тем частям, что у нас  получилось

лист – гусеница - синица

кора дерева – заяц- волк

зерно- мышь – сова

рысь-лось-трава

синица-гусеница-лист

ястреб-белка-желуди

           Воспитатель: Что у нас получилось?

Дети: Пищевая цепь, между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники.

Воспитатель: А кто же накормит растения? (Солнце, вода, свет, воздух)

Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу?

Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву.

Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь?

Дети: Совам нечем будет питаться.

Воспитатель: Вернемся к письму лесника, о чем говорилось в письме? Если необходимо, педагог вновь его зачитывает.

Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме?

Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья.

Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья?

Воспитатель: - А кто поедает кору деревьев в лесу?

Воспитатель: - Почему так случилось как думаете?

Воспитатель: - Кто назовет эту пищевую цепь  на коврографе

Дети: Нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк»

Дети: Это результат деятельности охотников

Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают.

Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Что  необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу?

Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее.

Воспитатель: - В лесу как и в детском саду все живут по правилам и правила эти никто не должен нарушать, в лесу все друг другу нужны и все полезны.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т.к. писать вы еще не умеете.  Составьте и нарисуйте цепь питания в лесу к той ситуации, которую мы разобрали по просьбе лесника и любую другую цепь питания леснику в помощь, чтобы предупредить о возможных проблемах. Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.

Итог занятия:

Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии.

Затем педагог говорит о том, что человек- самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.

А мы с вами сейчас сможем помочь животным, соблюдая правила леса ( на карточках показаны правила поведения в лесу):

- Не рви цветы;

- Не ломайте ветки;

- Не сбивайте грибы, ими лечатся животные;

- Не засоряйте лес! И т.д.

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 5 класса
Автор:
МБДОУ Д/С № 479 г. Челябинска
Дата публикации: 05.12.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Абдуллина З. Б. Занятие в подготовительной группе "Цепи питания" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/125725-zanyatie-v-podgotovitelnoj-gruppe-tsepi-pitaniya (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию