конспект урока Конспект НОД «В гости к северному оленю» в подготовительной группе
Конспект НОД «В гости к северному оленю»
в подготовительной к школе группе
Цель: Через углублённое знакомство с диким северным оленем, подвести детей к пониманию ценности всего живого на Земле.
Задачи:
1. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида дикого северного оленя, повадках и приспособленности к среде обитания в тундре, способах защиты.
2. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
3. Формировать связную речь детей, грамматический строй речи.
4.Познакомить детей с понятиями: важенка, пыжик, ягель, заповедник.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение глав в детской энциклопедии о жителях Арктики; разучивание п/и «Олени и волк»; заучивание стихотворения В. Берестова «Дерево, трава, цветок и птица».
Материалы к занятию: иллюстрации «Животные Арктики»; разрезные картинки «Олень» и «Волк»; для проведения опыта: трубочки и ёмкости с водой по количеству детей; презентация «Дикий северный олень»; записи песен: «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского, «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, звукозапись игры «У оленя дом большой»; картина «Северные олени» из серии «Домашние животные»; крупный строитель; карта заповедных мест России; ватман с изображением следов медведя, волка зайца, лемминга, совы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, помните, мы принимали участие в конкурсе рисунков «День рождения дикого северного оленя». А сегодня нам в детский сад принесли письмо. Посмотрите, что здесь нарисовано. (Северный олень) Давайте откроем и прочитаем, что же там написано.
Дети читают: «Приглашаю вас на мой день рождения. Северный олень».Воспитатель: Ребята, на день рождения без подарка не ходят, что же мы можем подарить Северному оленю? Воспитатель выслушивает предложения детей. Сходятся на мнении, что лучший подарок - ягель. Дети берут с собой коробочку с ягелем.
Воспитатель: Куда нам нужно ехать? Где живёт Северный олень? (Предлагает рассмотреть карту). Правильно в тундру, на побережье Северного Ледовитого океана.
- На чём мы туда поедем? (На вездеходе, дети строят вездеход из крупного строителя и стульев)
Включает запись «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского.
- Посмотрите, кроме Северного оленя в тундре водятся и другие животные.
- Давайте поиграем в игру «Загадки-отгадки».
1.Прыгун - трусишка: хвост коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета - на зиму и на лето. (Заяц)
2. Ты на слово мне поверь-
Это очень хищный зверь.
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож. (Волк)
3. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Песец)
4. Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Северный олень)
5. Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него, как ласты.
Он на льду лежит - и что ж?
Не мёрзнет толстокожий… (Морж)
6. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)
7. Живёт он там, где холода.
И ловит рыбу из под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
8. На полярном берегу все законы строгие,
Но морозы и пургу терпят ластоногие.
Хоть от края и до края ледяной суровый мир,
Но от холода спасает их подкожный толстый жир. (Тюлени)
Выходят из вездехода и рассматривают следы на «снегу». (Ватман с нарисованными следами)
Воспитатель: Интересно, кому могут принадлежать эти следы? (Дети угадывают)
Правильно, это следы медведя, волка, зайца, совы, лемминга. А это чьи следы? (Северного оленя) А почему они такие большие?
В местах проживания дикого северного оленя много топких мест, болот, очень часто оленю приходится ходить по снегу и, поэтому, природа наделила его особыми возможностями: копыто оленя раздвигается, как пальцы. А ещё при ходьбе олень опирается на нижнюю часть ноги, что помогает ему передвигаться по рыхлому снегу. (Показ иллюстрации)
Подходят к картине «Северные олени» из серии «Домашние животные»
Воспитатель: А вот и мама с детёнышем. А вы знаете, как называется самка Северного оленя? Её называют важенкой, а малыша - пыжик. Весной у самочек появляются детёныши.
А хотите, я вам расскажу о диком северный олене? (Презентация)
Дети садятся.
Дикий северный олень - это крупное, красивое животное. (сл. 1) У самки и самца есть рога, которыми они обороняются от врагов. (сл. 2) Тело и морда покрыты густой, тёплой шерстью. Почему? (сл. 3)
Как вы думаете, умеет ли олень плавать? Олень очень хороший пловец. (сл. 4) Его шерсть не намокает.
Опыт: Как доказать, что шерсть оленя не намокает? Каждый волосок оленьей шерсти похож на трубочку. (Воспитатель показывает пробирку.) Что в пробирке? (Она пустая) Положите в нее кусочек ваты и аккуратно опустите в стакан с водой. (После того, как дети достанут пробирку из воды, воспитатель предлагает достать ватку из пробирки.) Почему ватка осталась сухая? Что помешало воде войти в пробирку и замочить ватку? Правильно, в пробирке есть воздух. Он помешал замочить ватку.
Вывод: шерсть не намокает, так как каждый волосок, как трубочка, наполнен воздухом, который не даёт проникнуть воде. А в морозы, как воздушная подушка, оберегает тело оленя от холода.
Воспитатель: Чем же питается северный олень? Где он берёт пищу зимой? Копытами олень раскапывает снег и находит ягель (сл. 5). Можно ли назвать его травоядным? Давайте поможем накрыть для оленя праздничный стол.
Дети выкладывают карточки «Чем питается дикий северный олень»
Воспитатель: Ягель - основной корм оленя (сл. 6, но он может есть яйца птиц и даже леммингов. (сл.7) Значит северный олень питается не только растительной, но и животной пищей. Мама важенка кормит оленёнка молоком, жирным, как крем. Поэтому пыжик быстро растёт и уже на второй день после рождения может бежать за матерью. (сл. 8)
Раздаётся волчий вой (звукозапись)
Что это? (высказывания детей). Волк - это основной враг оленя. Волки преследуют стада оленей, нападают на старых и больных животных, этим контролируя численность стада. (сл. 9)
Игра «Кто быстрее?» (Дети делятся на команды и на скорость собирают разрезные картинки с изображениями волка и оленя) (сл. 10)
Дети садятся.
Воспитатель: Но этот гордый красавец - дикий северный олень находится в большой опасности (сл. 11). Их осталось очень мало, и было решено занести этот вид животных в Красную книгу. Что это за книга? Почему она красная? Красный цвет предупреждает об опасности, что животные, которые собраны в этой книге, могут исчезнуть с лица Земли.
Почему дикий северный олень стал исчезающим видом? На них охотятся люди из-за вкусного мяса и тёплого меха. Из рогов и костей делают очень полезное лекарство. Но ещё люди занимают места обитания дикого северного оленя, вытесняя его с родных мест.
И вот, чтобы сохранить природные экосистемы, создаются заповедники - островки спасения природы от человека. В заповеднике запрещается рвать цветы, охотиться, ловить рыбу. На территории Архангельской области создан заповедник на островах в Белом море «Семь островов», Кенозерский национальный парк и др. (Показывает карту заповедных мест России).
Подвижная игра «У оленя дом большой»
Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Каждый вид очень важен и незаменим. И хочется верить, что гордый красавец – дикий северный олень будет спасён и не исчезнет.
Ребёнок читает стихотворение В. Берестова
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни».
Дети находят подарок от северного оленя - конверт с раскрасками.
Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад (Все садятся в вездеход). Звучит запись песни «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Воспитатель: Что больше всего понравилось, запомнилось, порадовало, а может быть, огорчило вас в нашем путешествии?
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Подколзина Н. Ф. Конспект НОД «В гости к северному оленю» в подготовительной группе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/127404-konspekt-nod-v-gosti-k-severnomu-olenyu-v-podgotovitelnoj-gruppe (дата обращения: 28.04.2025)- Виды треугольников
- Методы научного познания природы
- Внеурочная деятельность
- Транспорт нашего города
- Жизнь организмов на планете Земля
- Коррекционное занятие-игры
- АЛКОГОЛЬ ГУБИТ ЭНДОКРИННУЮ СИСТЕМУ