Белинский Виссарион Григорьевич

Страна Россия
Категория Писатели
Цитаты 51

Русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.

Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

Заголовок Категория
В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Но человек не есть сам себе цель: он живет среди других и для других, так же как и другие живут для него. Коллектив, его воспитание
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Коллектив, его воспитание
Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Методы и средства воспитания
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т.е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременно и, следовательно, неестественном развитии понятий. Методы и средства воспитания
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. Методы и средства воспитания
Первоначальное же воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Доброе воспитание... есть первое благо всякого молодого человека, основание всех его добродетелей, источник его счастья; в общности же оно есть подпора всех политических обществ, источник народного благосостояния, и потому доброе воспитание всего нужнее для молодого человека. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Воспитание есть первое благо человека, первая необходимость: от него зависит судьба всей его жизни. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Юноши, переходящие в старость мимо возмужалости, отвратительны, как старички, которые хотят казаться юношами. Все хорошо и прекрасно в гармонии, в соответствии с самим собою. Всему своя череда. Неестественно и преждевременно развившиеся дети – нравственные уроды. Всякая преждевременная зрелость похожа на растление в детстве. Личность человека
Юная душа, не испытывая еще отчуждения и сомнения, вся открыта наружу; она не умеет любить в меру, но предается предмету своей любви беззаветно и безусловно, видит в нем идеал всевозможного совершенства, высший образец для своих действий, верит ему со всем жаром фанатика. Личность человека
Первые впечатления всегда живо и сильно поражают душу младенца; они долго сохраняются в ней и действуют на всю нравственную жизнь его. Счастлив он, ежели первые впечатления его были благородны, если первый очарователь его была святая добродетель; но горе, горе ему, ежели гнусные, отвратительные картины порока первые пленили его неопытную душу, его младое сердце! Личность человека
Дети ужасно впечатлительны, так что от этой способности зависит и их спасение, и их гибель. Человек всю жизнь помнит всякий вздор, который читал он в детстве и который тогда особенно ему понравился. Из этого видно, какое великое счастье для детей, когда их мягкий и впечатлительный, как воск, свежий, не засоренный пустяками и вздорами, не усталый, не истомленный мозг обогатится только полезными и деловыми впечатлениями! Это должно быть одною из главных забот воспитания. Сущность и задачи педагогики
Юность дается людям только раз в жизни, и в юности каждый из них доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. Личность человека
Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне и какими бы волнами ни лилась через край, она неполна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества Личность человека
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника Афоризмы о школе
Полнота и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства... горе человеку, в котором чувство восстанет на разум или разум восстанет на чувство! Личность человека
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование Личность человека