Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Оригами, как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Чащина С.Н.

Бумага… Бумага волновала ребенка с самого его рождения. Сначала он пробует ее на вкус. Затем понимает, что ее можно мять, рвать, резать. Став взрослее, ребенок осознает, что на бумаге можно писать и рисовать, из нее можно делать поделки и аппликации. И, наконец, он знакомится с искусством складывания из бумаги – с оригами.

Согласно ФГОС ДО, важной задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

В детском саду отводится недостаточное количество времени на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению аппликаций. Ограниченная степень развития технических навыков задерживает работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладеет техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приведет к успешному овладению сенсорными эталонами, совершенствованию мелкой моторики рук, приобретению поисковой деятельности, усвоению простейших навыков совместной работы, а также активному общению друг с другом и с взрослыми.

Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В исследованиях многих выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеева), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги приводит к развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствует глазомер и активизирует творческое мышление. Развитие данных психических процессов является одним из важных условий готовности дошкольника к обучению в школе.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Это и пальчиковые игры, и специальные пособия, и занятие различными видами рукоделия. Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики рук можно назвать оригами – японское искусство складывания бумаги.

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Настойчиво добиваясь выполнения главного правила оригами — точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания и пространственные представления. Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия — спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы. Научившись конструировать из бумаги какой-либо предмет или объект, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других.

Оригами — это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают ребенку в самовыражении.

Цель занятий по оригами — развитие мелкой моторики рук детей через ознакомление с лексическими темами.

Лексическая тема

Занятия

Задачи занятий

Итоговый продукт

Лексический словарь

Урожай

1.Кукуруза.

2.Помидор.

3.Капуста.

4.Морковь.

Расширить знания детей об овощах. Развивать креативное, творческое, наглядно-образное мышление, речь, фантазию. Научить изготовлению простейших видов овощей в данной технике.

Изготовление панно «Наш веселый огород»

Существительные: огород, грядка.

Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий.

Глаголы: зреть,   убирать, копать, заготавливать,

поливать,   полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать.

Хлеб – всему голова

1.Колосок.

2.Круассан.

3.Каравай.

4.Пирожное.

Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Учить складывать бумагу в разных направлениях для получения деталей оригами и формирования композиции.

 Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Открытие кондитерской.

Существительные: злаки, пшеница, рожь, колос, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба.

Прилагательные: 

золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный.

Глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.

Домашние животные

1.Собачка.

2.Кошка.

3.Поросенок

4.Корова.

Учить детей складывать бумагу в разных нaпpавлениях, придавая ей различные формы. Развивать фантазию, творчество, сообразительность.

Воспитывать аккуратность в работе, любовь к домашним животным.

Оформление сюжетной игры «Скотный двор»

Существительные: корова, теленок, кошка, котенок, собака, щенок, свинья, поросенок, хлев, сено, пойло.

Прилагательные:

 теплый, толстый, вкусный.

Глаголы: зимовать, питаться, кормить, поить.

Одежда

1. Рубашка

2. Шорты.

3. Сарафан

4. Платье.

Формирование умения работать по схемам и инструкциям воспитателя; закреплять, расширять знания детей об одежде.

Коллекция праздничной одежды

Существительные: одежда, платье, брюки,  рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан.

Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный.

Глаголы: носить, надевать.

Дикие животные

1.Заяц

2.Лисичка

3.Волк.

4.Медведь.

Систематизировать знания о диких животных, их образе жизни. Знакомить детей с разными способами преобразования квадрата. Развивать  конструктивные способности, умение анализировать, действовать в соответствии со словесной инструкцией.

Продолжать учить делать поделку из двух частей.

Создание театра оригами к сказкам о животных.

Существительные: медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, кабан, берлога, дупло, нора, логово, запасы.

Прилагательные:

теплый, толстый, густой, вкусный, колючий, рыжая, серый, трусливый.

Глаголы: зимовать, питаться, запасать, ходить, рычать, прыгать, красться, бродить.

Космос

1.Звезды.

2.Ракета.

3.Летающие тарелки.

4.Космонавт

Расширять представление детей о космосе. Учить детей читать схемы. Учить детей слушать инструкцию и выполнять ее. Закреплять  технические умения детей и навыки работы с бумагой.

Оформление выставки «Космическое путешествие»

Существительные: космос, космонавт, ракета, корабль, станция, спутник, полет, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда, комета, созвездие, скафандр.

Прилагательные: 

солнечный, искусственный, орбитальный, лунный, земной, звездный.

Глаголы: осваивать запускать, летать, падать, приземляться, прилуняться.

Транспорт

1.Легковой автомобиль.

2.Кораблик.

3.Самолет.

4.Автобус.

Закрепить знания детей о видах транспорта. Формировать умения следовать устным инструкциям; обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги, развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Выставка транспорта

Существительные: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, мотоцикл, самолет, корабль, вертолет, лодка.

Прилагательные: 

грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый.

Глаголы: грузить, перевозить.

Зимующие птицы

1.Голубь.

2.Ворона.

3.Снегирь.

4.Сова.

Способствовать

формированию таких качеств, как забота, милосердие, взаимопомощь; закрепить знания о зимующих птицах своего края,

уточнить знания о строении тела птицы;

развивать мелкую моторику рук.

Коллаж «Птицы зимнего леса»

Существительные: ворона, сорока, сова, воробей, снегирь, синица, голубь, кормушка, корм, помощь.

Прилагательные: голодный.

Глаголы: замерзать, кормить, сыпать, летать, искать.

Новогодние игрушки

1.Снежинки.

2.Шары.

3.Елка.

4.Гирлянды.

Формировать представления детей о встрече Нового года. Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику. Продолжать учить детей делать объемные игрушки из бумаги.

Оформление группы к новогоднему празднику.

Существительные: украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, серпантин.

Прилагательные: красивый, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные.

Глаголы: выступать, зажигать, дарить, укреплять.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Так, давайте не просто учить складывать из бумаги, сгибать, разгибать и совмещать углы, но и активизировать словарь детей, закреплять знания детей по изучаемым календарным темам, развивать творческое воображение детей, создавать коллективную композицию, театр, сюжетную игру. Только в этом случае ребенку захочется вновь и вновь возвращаться к оригами, чтобы создать что-то новое, интересное, захватывающее. И как результат - у него будет развиваться и мелкая моторика, и речь, и мыслительные процессы, и творчество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. - Дошкольное воспитание № 8, 2009

2. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. - Молодой ученый, 2014

3. Мусиенко С. Оригами в детском саду. Пособие для воспитателей, М.: Школьная Пресса, 2011

4. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

5. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка». Издательство «Академия развития», Ярославль, 1997г.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МКДОУ "Детский сад №3"
Соавтор: Пазухина Ольга Александровна
Дата публикации: 07.04.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Чащина С. Н. Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/103689-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-origami-kak-metod-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию