Проведение элементарных опытов в развитии познавательно – исследовательской деятельности детей 4-5 лет
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Для ребенка-дошкольника деятельность должна быть значимой, захватывающей, радостной. Все это включает в себя специфическая дошкольная деятельность – познавательно–практическая. Л.В. Венгер отмечал, что в познавательно- практической деятельности, как и в других видах деятельности, идет своеобразное отображение действительности ребенком, дети тут не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные замещаемым объектом. Для этого вида деятельности необходимо наличие познавательного интереса. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательная потребность определяет направленность мышления, чувств, воли ребенка.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
С целью формирования познавательно-исследовательской деятельности в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
В нашем детском саду была создана мини-лаборатория для проведения элементарных опытов. Лаборатория создавалась для формирования у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствовала формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.
Она включает в себя: лупы, песочные часы, микроскоп, природный материал, пипетки, колбы, и т.д. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов. Там я занимаюсь с подгруппой детей. Они чувствуют себя настоящими исследователями.
В процессе исследования-экспериментирования развиваю словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина): мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
В ходе своей работы я пришла к выводу: чем больше опыта тем больше ребёнок способен мыслить и рассуждать. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, глиной, водой, с тенью, с магнитом.
Подвела детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Провели простейшие опыты с водой: - Почему осенью бывает грязно? Материал: пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Ход опыта: в чашку с землёй набрызгала воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь. Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например, при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
Познакомила детей с микроскопом и лупой. Предложила детям рассмотреть кристаллы соли и сахара, муку и крахмал. Похожи ли они, если смотреть без микроскопа.
Вместе с детьми рассматривали как выглядит перо голубя, волос взрослого человека и ребёнка, сравнивали их.
Через лупу рассматривали семена цветов, которые дети сами собирали осенью на клумбе в детском саду, а также рассматривали и сравнивали ячмень, пшеницу и овёс.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку". Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Работу по формированию у детей познавательного интереса я проводила в тесной взаимосвязи с родителями. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Мною было проведено анкетирование родителей, в результате которого я выявила отношение родителей к поддержанию познавательного интереса детей и экспериментальной деятельности. Родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении. Мною были предложены рекомендации родителям по формированию и поддержанию у детей познавательного интереса.
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Проведённые исследования зафиксировали рост уровня знаний о природе, а также рост уровня сформированности познавательной активности у детей 4- 5 лет.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Жныкина Т. Н. Проведение элементарных опытов в развитии познавательно – исследовательской деятельности детей 4-5 лет // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104251-provedenie-elementarnykh-opytov-v-razvitii-poznavatelno-issledovatelskoj-deyatelnosti-detej-4-5-let (дата обращения: 15.11.2024)- Значение развития мелкой моторики рук для речи детей
- Планирование образовательной области «Здоровье» у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Роль книги в жизни ребенка
- Ребенок и дошкольное образование
- Самообразование
- Берегите детей
- Что? Где? Когда
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2279 пользователей.
Отзывы