Вокалотерапия для детей с ОВЗ
Вокалотерапия для детей с ОВЗ.
Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.
А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое упражнение: «Ма - ме- ми- мо- му»!
И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.
О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.
НГ – расширяет творческие возможности человека.
Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.
У – наполняет человека мудростью.
МН – произнесение облегчает жизнь.
Э – дает человеку красоту.
ИЯ – при пропевании действует на сердце.
СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.
ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.
ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.
Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.
РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.
Я – уравновешенность в собственных силах.
Можно подбирать созвучия, например:
АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.
Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.
Ритмотерапия.
Упражнения на расслабление крупных мышц
Цель: Снятие мышечных зажимов, напряжения.
1. «Отдыхаем на берегу» И. Штраус «Вальс».
Дети лежат на животе, руки и ноги разведены в стороны. Они должны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе.
2. «Морские звезды» И. Штраус «Вальс».
Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в «комочек», а затем вернуться в исходное положение.
3. «Игра с воздушными шариками» Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»
Детям раздаются воздушные шарики, предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.
- «Легкие бабочки» С. Майкапар «Мотылек».
Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.
- «Ритмическое эхо».
Ведущий занятия дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок,
Который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.
- Ритмизация собственных имен и фамилий. Дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.
- Ритмизация движений животных – степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.п.
- «Ладушки».
Популярная детская игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но так же произвольное внимание и координацию движений.
Игры-тесты, направленные на выявление
Гармоничности эмоциональной сферы ребенка.
Показатель эмоционально-психическая комфортность.
Задание № 1. «Бабочки и жуки»
Исходное положение: дети делятся на две команды – на «бабочек» и «жуков». Для игры подбирается музыкальное сопровождение с частой сменой контрастных (но повторяющихся в своем чередовании) образов: легких, воздушных «бабочек» и тяжелых, неповоротливых «жуков». При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется.
Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «бабочки» или «жука».
Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.
Задание № 2. «Быстрый танец»
И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Ведущий-педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идет по четырем точкам: голова – плечи – бедра – лодыжки ног. Сначала количество прикосновений к каждой точке равно 8-ми, в следующем повторении 4-м, затем 2-м и, наконец, одному разу. Постепенно количество точек прибавляется, а темп выполнения убыстряется.
Эталон выполнения игрового задания: четкие, координированные движения и телесное переживание-выражение ритмической пульсации.
Задание № 3. «Игра в колыбельную» (проводиться после подвижной игры).
И.п.: дети вместе с педагогом сидят на полу (на коврике).
С началом звучания медленной, спокойной музыки педагог укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спин ке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, глядят выбранного в «солисты» ребенка. Постепенно педагог укладывает еще несколько детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями.
Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребенка перейти от состояния возбуждения
к расслаблению; состояние доверия и спокойствия, отсутствие тревожности.
Показатель эмоциональная выразительность .
Задание №4. «Игра со стульчиками»
И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).
Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.
Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул. Затем звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.
Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощенные, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка.
Задание № 5 . «Считалочка»
И.п.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка (Например, всем известная «Чунга-чанга»).
На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей 9указывая на каждого, как в игре считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.
Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребенком от движения.
Задание №6 «Пароход»
И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог поет на несложную импровизированную мелодию песенку-загадку, а дети ее отгадывают:
«До чего народ доходит –
Самовар по речке ходит,
Из трубы дымок валит»
Затем «отгадка» - бумажный кораблик – в руках педагога начинает «плавать по волнам», двигаться по кругу, и сопровождается пением педагога вместе с детьми. Кораблик «плавает» по кругу, а песенка повторяется несколько раз. С очередным повтором ведущий меняется: кораблик педагогом кому-то из детей. Ребенок, оказавшийся ведущим, не только получает бумажный кораблик, но и вынимает из него пиктограмму. По пиктограмме ребенок задает эмоциональную окрашенность мелодии. Например: «Будем петь весело!», «Сердитым голосом». Ведущий – ребенок, у которого оказался кораблик, не только определяет по пиктограмме, с какой эмоциональной окраской петь песенку, но и сам «входит в образ» - подбирает соответствующие движения, шаги, мимику, интонации.
Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, определение его на словах, свободное воплощение в мимике, пластике и интонациях.
Показатель двигательно-звуковая творческая активность
Задание № 7. «Круги».
И.п.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий – «дирижер» (без инструмента).
Педагог рассаживает детей за инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: ксилофонов – колокольчиков – металлофонов – маракасов – бубнов и барабанов. Мелом педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей – ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснется руками ведущий «дирижер».
Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто переходит с одного круга на другой, но внимательно слушает получающуюся «музыку», создает игровой образ.
Показатель положительная самооценка.
Задание № 8 . «Имена»
И.п.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Ведущий делает шаг вперед и представляет свое имя в каком-либо образе (Марина – как море, Юля – как юла»), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передается каждому по очереди по кругу.
Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.
Задание № 9 «Все, как я!»
И.п.: дети стоят в рассыпную.
Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все, как, я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации.
Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода переживания в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 90 с.
- Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учебное пособие для педагогов. Екатеринбург, 1999. - 160с.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю, Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А.. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия – СПб.: «Речь», 2002. – 240 с.
- Овчинникова Т. Музыка для здоровья. – СПб: Союз художников, 2004.
- Осипова А.А. Общая психотерапия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: «ВЛАДОС», 1997 – 384с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: «ВЛАДОС», 1999 –
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. Вокалотерапия для детей с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/105977-vokaloterapiya-dlya-detej-s-ovz (дата обращения: 23.12.2024)- Рекомендации по организации домашних занятий с ребенком
- 13 СПОСОБОВ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ В ПЕРИОД С 1,5 ДО 3 ЛЕТ
- Значение и роль развития мелкой моторики у детей от 2-х до 3-х лет
- Игры на воде как средство укрепление мышечного корсета
- КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР
- Играйте с детьми
- Безопасность детей в зимний период