Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Нужно ли общаться с малышом

Уважаемые папы и мамы!

Тему, которую я затрону очень важна для вашего малыша. Это общение.
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.
Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае для ребенка – взрослый.
Маленький ребёнок, не умеющий скрывать своих чувств, искренний и беззащитный, эмоционально откликается на воздействия среды.
По эмоциональным реакциям легко можно определить, что ему нравится, а что его огорчает, устал он, или полон энергии продолжать игру. Эмоции – это язык общения ребёнка со взрослыми, без которого он в раннем детстве не может обойтись.
Очень важен добрый тон взрослого. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние.
На протяжении дня у малыша возникают различные, часто полярные эмоциональные переживания: от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребёнка становится более устойчивым. От взрослых зависит, останется ли их сын или дочь до школы необщительным, замкнутым или станет разумным, деятельным ребёнком, способным черпать радость из жизни и дарить её людям.
На втором году жизни у ребёнка начинают развиваться нравственные чувства. Возможно, это связано с закрепляющимися собственными эмоциональными ощущениями, представлениями о нормах поведения людей, их действиях, поступках. А начинается всё с осознания слов «можно – нельзя», с понимания оценки «плохо – хорошо», «полезно – вредно».
В конце второго года жизни дети, как правило, начинают активно использовать при общении с окружающими людьми речь. Но они по – прежнему продолжают пользоваться и эмоционально выразительными реакциями, например, привлекая к себе внимание взрослых. Криком, хныканьем, недовольной мимикой выражаются отрицательные эмоции, улыбками, смехом, своеобразными жестами, заглядыванием в глаза взрослому – положительные эмоции.
Яркость эмоциональных реакций ребёнка может помочь взрослому понять его стремления, желания, намерения, вовремя подсказать, как отреагировать на возникшую ситуацию; остановить от формирования нежелательных привычек и, конечно, научить малыша общению с окружающими.
Ребёнок развивается, осваивая различные действия, возможно, с точки зрения взрослых, и пустяковые, но для него очень важные, нужные, необходимые и, главное, интересные. В процессе совершенствования разнообразных действий у него возникают различные эмоциональные реакции: при трудностях – отрицательные, при удачах – яркие положительные. Главное в воспитании – научить ребёнка осваивать новые умения, испытывая радость от самостоятельного достижения результата.
Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, всё делая за них, опережая их стремления и желания, изначально не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению.
Присмотримся к ребёнку. Он хочет сам что – то сделать (снять, стянуть, достать) и не только хочет, но и может, но мама всё делает за него, вызывая тем самым негативное поведение крошки, и не понимает, почему он постоянно плачет и хнычет. Малыш же не находит применения своим умениям. Сначала потому, что не дают взрослые, а потом привыкнув к бездеятельности. Благоприятного эмоционального самочувствия от такого бодрствования малыш не испытывает. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. Он привыкнет, что всё можно достичь чужими руками. Это не значит, что его чувства не разовьются, но преобладать будут отрицательные эмоции, в речи будут звучать капризные, требовательные нотки. Такой ребёнок не познаёт радости самостоятельных действий, с
Речь детей в данном возрасте ещё недостаточно развита. Каждый ребёнок говорит пока как бы на своём языке звуков, слогосочетаний, жестов. Малыш сердится, если его не понимают, замыкается, постепенно теряет интерес к словесному общению или начинает капризничать.
Развитию эмоционально окрашенной речи помогает обращение внимания на ситуации и явления, любопытные для него.
На втором году жизни начинают зарождаться предпосылки чувств, которые впоследствии перерастут в эстетические. Маленький ребёнок с интересом воспринимает напевность, ритмичность потешек, песенок, стихов. Повторяет их сам или просит воспроизвести их взрослого, принося ему полюбившуюся книжку. Ребёнок по-разному реагирует на музыку плясового или спокойного характера, приходит в возбуждение или успокаивается, у него появляются любимые мелодии. Возгласы восхищения может вызвать у него вид букета цветов или заходящего красного солнца. Все эти ощущения проявляются у ребёнка при условии правильного подхода к развитию эмоций.
Итак, что же нужно делать взрослым, чтобы не гасить, а развивать возникающие и набирающие качественную силу эмоции ребёнка?
Для этого необходимо, прежде всего, исключить переутомление ребёнка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуации, вызывающие страх, испуг, гнев, агрессию. Завышать требования к малышу так же недопустимо, как и занижать их. Не следует всё делать вместо ребёнка, лишать его возможности экспериментировать и овладевать необходимыми для него жизненными умениями. Необходимо поощрять познавательную активность малыша, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, делать маленькие открытия.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с№114
Дата публикации: 09.11.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гришина З. Е. Нужно ли общаться с малышом // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/88614-rekomendatsii-dlya-roditelej (дата обращения: 04.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию