Геокешинг - приключенческая игра с элементами туризма и краеведения
Геокешинг - приключенческая игра
с элементами туризма и краеведения
Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и - обязательно!- любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, на наш взгляд, является образовательный «геокэшинг».
«Геокэшинг» - новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры.
Геокешинг-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.
Целью нашей работы - познакомить детей с новой игрой развивающей направленности, доставить детям радость и удовольствие. Обеспечить положительную динамику любознательности, активности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
В ходе организации работы с дошкольниками, мы реализуем следующие задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс
Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.
Воспитательная – воспитание чувства товарищества, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке геокешинга, мы следуем следующим принципам:
- Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Выбор сюжета игры- геокешинга может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы.
В ходе реализации геокешинга мы осуществляем интеграцию образовательных областей, комбинируем разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаем образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
К игре привлекаются дети всех возрастов. Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест игру, которая готовит их к геокэшингу. Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам. Затем учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокэшинг в старшем дошкольном возрасте.
Дети старшего возраста: Первый этап игры начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т.п.). Что помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.
Второй этап - это квест-игра в здании детского сада. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. Во это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание детского сада, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.
Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокэшинг дети совершают длительную пешую прогулку своеобразный мини поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью навигатора, карты, планшета или другого путеводительного гаджета. Встречая сказочного персона или решая проблемные ситуации на станциях дети находят клад, ключи или подсказки.
Заключительный этап игры - открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
Правила игры: Разделиться на команды (детей, родителей и педагогов). Формы разнообразные-
- Выдать командам карты с развивающими заданиями на каждом этапе и каждая ищет клад;
Поделиться на две команды где одна команда ищет клад, а вторая команда получает контейнеры, закладывает тайники и делает пометки на карте. Одному должен соответствовать только один тайник; Команды меняются; Вторая команда уходит, первая возвращается, изучает метки на карте и ищет тайники. Команда забирает найденные клады, но на их место обязательно кладет свои, чтобы тайники не пустовали. Из тайника можно взять любой клад, заменив его своим, не менее ценным. В этом случае на карте необходимо отметить, что было взято и что положено взамен. Возвращается вторая команда, проверяет, все ли их тайники были найдены и забирает клады, оставленные первой командой;
Дети делятся впечатлениями, рассказывают, какой клад труднее всего было найти.
Виды маршрутов: Маршрутный лист (в нем перечень мест или загадки, ребусы, зашифрованные слова); «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться); Карта (схема); «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, с фотографиями маршрута); Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции.
Маршруты могут быть линейными или кольцевыми. Включать не только территорию детского сада, но и прилегающие. Игру можно организовать и в выходные дни. Как командную, так и семейную. Родители и дети с удовольствием примут в ней участие. Главное – подходите творчески.
Применение образовательного геокэшинга помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада, познакомить детей с природой края, историей и достопримечательностями нашего города. Использование технологии является эффективным средством реализации ФГОС, для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата.
По типам геокешинг тоже может быть очень разнообразным:
- бродилки, лабиринты
- проекты
- головоломки и другие.
При подготовке игры геокешинг мы придерживаемся 4 основных правил:
- игры должны быть безопасными;
- вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
- недопустимо унижать достоинство ребёнка;
- споры и конфликты надо решать только мирным путём.
Геокешинг можно проводить в разных местах:
- в замкнутом помещении - в группе,в музыкальном или физкультурном зале,
в музее, в библиотеке,
- квесты на природе – на участке, на экскурсии.
Среди всех вариантов, особенно интересен геокэшинг –на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.
В своей практической работе мы используем такие виды:
- линейные, задачи которых решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
Задания в игре могут быть следующие:
- находить кусочки пазла и составлять из него картинку. На собранной картинке будет изображён предмет или место, где надо искать главный «клад».
- В начале игры дети получают карту, где обозначены все опорные пункты. В каждом пункте припрятан кусочек пазла. Однако, добыть его можно, только решив какую-то задачку или головоломку. Можно использовать 3–7 пунктов (и столько же кусочков пазла). Обязательно ориентируйтесь на возраст детей: чем они младше, тем меньше должно быть этапов.
В ходе реализации геокешинга можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Эти игры обладают огромным развивающим потенциалом; не только создают условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливают на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Например: игра в прятки помогла детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагали детям найти спрятанную игрушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через ручеек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать березки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к развитию детей: и психические процессы, и двигательная активность, и математические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.
Для составления маршрута мы используем разные варианты игры:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок»(на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран»(планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Во время проведения игры, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Казанкова Л. В. Геокешинг - приключенческая игра с элементами туризма и краеведения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/96201-geokeshing-priklyuchencheskaya-igra-s-elementami-turizma-i-kraevedeniya (дата обращения: 15.11.2024)- Безопасность детей на дороге
- Особенности воображения у детей с нарушениями зрения
- Как важна вода
- Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
- Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников
- Использование игр В.В.Воскобовича в создании предметно - развивающей среды ДОУ
- Золотая осень
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2058 пользователей.
Отзывы