Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Особенности организации музыкально – художественной деятельности в ДОО с детьми ОВЗ

Особенности организации музыкально – художественной                                               деятельности в ДОО с детьми ОВЗ

                                                             «Игра развивает индивидуальность;                                                                играя, ребенок учится                                                                воспроизводить свои впечатления и                                                                идеи, поэтому игра -                                                                могущественное орудие для                                                                укрепления способности мыслить и                                                                для развития сознания»                                                                                                          Э. Жак-Далькро.

         Из опыта работы хочется отметить, что наряду с обычными детьми, обучающимися в дошкольном учреждении, не часто, но сталкиваешься с детьми с ограниченными возможностями – с расстройством аутистического спектра.

         Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

         Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья. Поэтому изучив соответствующую литературу, для начала составила  индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра). Далее был разработан календарно-тематический план индивидуальной работы, который включает в себя различные виды музыкальной деятельности.

         Основная форма занятий – индивидуальная. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

         Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях с детьми больными аутизмом: формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности.

         Музыкальная деятельность на наших занятиях разнообразна: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические и коммуникативные игры, игра на музыкальных инструментах. Чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра постепенно включился в эти виды деятельности, нужно начать с установления контакта, которое может  занять  не один месяц.

Восприятие музыки

         Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, помогает расширить представления ребенка - аутиста об эмоциях человека, развить эмпатию, а правильно подобранный материал для слушания обеспечивает его положительный эмоциональный настрой.                                                             Цель этого раздела  – достичь эффекта- расслабления, уменьшения тревожности, спокойного эмоционального состояния и единства с педагогом.

Пение или подпевание

          Пение является прекрасным средством оздоровления, так как во время пения происходит насыщение организма кислородом, что положительно влияет на функционирование внутренних органов. Используя музыкальный  инструмент, я учу ребенка прислушиваться к звучанию долгих и коротких звуков, спокойно дышать, правильно извлекать звук. За время занятий песенный репертуар постепенно усложняется, и со временем воспитанник  уверенно может исполнять несложные песенки, как с аккомпанементом, так и под фонограмму.

Музыкально-ритмические движения

         Использование музыкально-ритмических  упражнений способствует двигательной активности ребенка, развитию подражания и речи. Во время игр мы используем жесты, мимику, движения. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела.

         Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений в музыкальном воспитании детей с ОВЗ заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

          Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слуховых и наглядно – зрительных  методов музыкального воспитания.

         Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.

            Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

         1. этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

         2. этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

         3. этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

         4. этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

            В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

         Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу. Включение музыкально-дидактических игр в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

         Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя, а мы верим в них!

Музыкально-дидактические игры с пособиями

 «Дружные бабочки»

Педагог раздает детям бабочек парного цвета. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждый ребенок должен найти себе пару-бабочку такого же цвета.

«Собери свой кружок».

Педагог раздает детям бабочек 3-4 цветов. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. По смене музыкального сопровождения дети должны собраться в кружки по цвету. Поощряются дети, сумевшие собраться первыми и построить ровный круг.

«Цветочная поляна»

Педагог раздает девочкам бабочек, а мальчикам цветочки или листики. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждая девочка должна найти своей бабочке цветочек для отдыха.

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок»«Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями «бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«День рождения бабочки»

Дети стоят в кругу, педагог-ведущий в центре. Под спокойную часть музыки дети подзывающими движениями стараются подозвать к себе бабочку в руках воспитателя. Педагог выбирает одного из детей и выводит его в середину. Они вместе танцуют танец, а дети хлопаю им под музыку.

«Кто внимательный?»

Дети с бабочками в руках идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музыке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется вновь цепочка.

«День и ночь»

Дети свободно располагаются по всему пространству зала. Звучит музыкальное сопровождение характеризующее ночь-колыбельная и день-полька. Дети выполняют соответствующие танцевальные движения под веселую музыку и приседают на корточки (бабочки спят) под колыбельную.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Музыкальный руководитель МБДОУ №34
Дата публикации: 21.06.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Демкина Н. Б. Особенности организации музыкально – художественной деятельности в ДОО с детьми ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/96238-osobennosti-organizatsii-muzykalno-khudozhestvennoj-deyatelnosti-v-doo-s-detmi-ovz (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию