Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 «Малиновка» комбинированного вида» «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
Праховой Оксаны Григорьевны,
воспитателя
1 квалификационной категории.
Содержание:
1.Актуальность темы.
2. Цели и задачи.
3. Принципы взаимодействия детского сада и семьи.
4. Этапы работы.
5. Эффективные формы работы с родителями.
1. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Семья – первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла, поддержку. В этом значение семьи, для человека, а для дошкольника в особенности. Каждый ребёнок ожидает от своих родителей и близких ему людей безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
2.В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1). Организация взаимодействия с семьей, ознакомление с системой новых форм.
2). Повышение педагогической культуры родителей.
3). Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1). Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2). Объединить усилия для развития и воспитания детей.
3). Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4). Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5). Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3.Принципами взаимодействия с родителями является:
1). Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2). Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3). Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4). Ответственность.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5). Динамичность.
Детский сад сегодня должен, находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре мы проводим анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.
Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.
Третья группа-это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции,, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).
Нетрадиционные формы:
-Совместные досуги, праздники;
- Выступление родителей в ролях;
- Персональные выставки работ родителей и детей:
- Фоторепортажи о жизни детей в группе;
- Выпуск стенгазет;
- Презентация семей;
- Выявление семейных традиций;
- Дни открытых дверей;
- Открытые просмотры занятий и других видов деятельности;
- Встречи с интересными людьми «Ознакомление с профессиями родителей»;
- Трудовой десант;
- Совместные походы и экскурсии.
4.Формы организации общения педагогов и родителей.
1). Информационно- аналитические. Сюда входит выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.
2).Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей. Семинары – практикумы «Опыты на кухне для всей семьи», «Школа дошкольных наук», «Как воспитывать у ребёнка любовь к книге», «Как выбрать игрушку для ребёнка». Родительский клуб «Юные ученые», «Маленькие почемучки». Мини- собрания «Детские капризы», «Секреты здоровья», Создание группы в интернет-сети.
3).Наглядно- информационные.
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей: « Семейные традиции которые делают вашу семью крепкой и счастливой», «Книги в жизни ребёнка», «Квест маршрут по ЗОЖ», «Всемирный день моря», организация дней (недель) открытых дверей. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, могут поучаствовать в играх и занятиях. Родители нашей группы посетили занятия: «Каркуша в гостях у детей», «Физкультура для зайчонка», «Осень золотая», « Наши мальчики», «Учимся ориентироваться по плану» и других видов деятельности детей. Персональные выставки работ родителей и детей: «Юные художники»( Алёны Кудриной, Малики Блёскиной, Даши Земцовской, Сони Денисовой). Фоторепортажи о жизни детей в группе.
4). Досуговые.
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п. Например, праздники «День рождение группы», «В гости сказка к нам пришла», «День матери».
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
В системе проводим родительские собрания, оформляем наглядные модули, информационные стенды, проводим консультации, создаем видеоролики о жизнедеятельности детей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаем их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.
Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение праздников с активным участием родителей (родители играли роли: Дед Мороз, Снегурочка, Весна и др.). Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в газету положительные отзывы, сочиняют стихи и песни в честь нашей группы).
Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. В ДОУ разработан и успешно реализуется проект «В гостях у сказки». Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Лиса, Медведь, Сказочница, Леший и др.
В нашем д/саду стало традиционным проведение театрализованных развлечений с использованием разных видов театра: би-ба-бо, теневой театры, театр из крышечек, театр из кружечек и др. При их проведении создаются условия не только для интеллектуального развития, развития эмоциональной сферы дошколят, но и для сплочения семьи.
Также было проведена акция с участием родителей «Азбука добра», «Бюро педагогических находок». В теплой обстановке, за чашкой чая родители и дети показали все свои знания, умения, и конечно же победила «дружба».
Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как совместные трудовые, экологические акции, в ходе которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Например, «Кафе для пернатых», «Город Северодвинск – 200000 кедров», «Зимний городок», «Самая классная горка», «Умелые руки не знают скуки» (благоустройство прогулочной площадки).
Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Особое внимание уделяем развитию гендерной идентичности через «Папины уроки», «Встреча с интересным человеком. Профессия врач». Родители были вовлечены в воспитательно- образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.
Участвуем в разнообразных конкурсах и выставках «Осенний вернисаж», «Елочка - зеленая иголочка», «МЧС – это серьезно», «Энциклопедия чая», «Мудрый совенок», «Профессия юриста глазами детей», «Витамины для здоровья», «Мой приятель светофор», «Мир заповедной природы», «Юный конструктор», «Ребятам о зверятах» и другие, позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
В течение года оформляются газеты: «Вести Малиновки», «К юбилею детского сада».
Совместная экскурсия в пожарную часть. Основная цель таких мероприятий знакомство с профессией и обучение правилам пожарной безопасности. Дети видят своими глазами весь процесс нелёгкой работы пожарных и понимают значимость этой профессии.
Сейчас дети нашей группы являются участниками программы «Солнечный круг» по обучению дошкольников восстановительной культуре общения.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:
- Эмоционально поддерживают своего ребёнка 100%.
-87% удовлетворены качеством образовательного процесса (образование, питание, безопасность).
- 85% родителей посещают все проводимые мероприятия.
-100% оставляют положительные отзывы по просмотренным мероприятиям.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Прахова О. Г. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/98334-vzaimodejstvie-semi-i-detskogo-sada-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 15.11.2024)- Родительское собрание в средней группе
- Режим дня и его значение в жизни ребенка
- Пальчиковые игры для детей с ЗПР
- Путешествие в страну сказок
- Играйте вместе с детьми
- Методическое пособие для развития высших психических функций и речи у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
- Мой край родной - Кузбасс
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5098 пользователей.
Отзывы