Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Искусство гитары

Тема: «Искусство гитары»

Автор-составитель статьи:

Педагог дополнительного образования МБУ ДО « ЦДТ Автозаводского района» Малышева Наталия Борисовна

Электронный адрес: malysheva.nataliya.69@mail.ru

Гитара - как классический инструмент

Гитара – один из самых  популярных и любимых инструментов во многих странах мира. История гитарного искусства богата событиями, творческими поисками, постоянным совершенствованием техники .

Классический ( от латинского)-  образцовый

Из музыкального словаря«…специфика классицизма в музыке определяется такими признаками, как отчетливая дифференциация жанров, ясность и уравновешенность  форм, сдержанность в выражении страстей, направленность сонатной формы.»

Видными  представителями  классицизма  были  В. Моцарт, Й. Гайдн , Л. Бетховен,  К.Глюк, Ф. Шуберт.  Г. Берлиоз хорошо играл на гитаре, в своём  «Большом трактате о современной оркестровке» несколько страниц посвятил классической гитаре. Исполнителями данной музыки были современники-гитаристы:  М. Джулиани,Ф. Сор, великий скрипач Н. Паганини в совершенстве владел гитарой. Многие скрипичные приёмы он использовал при игре на гитаре, а гитарные - на скрипке. Им было написано большое количество произведений для гитары-соло, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартеты с гитарой. Й. Гайдном  и Ф. Шубертом были  написаны  для гитары сольные и ансамблевые произведения.  Учениками  Л. Бетховена были Ф. Карулли  и  А. Диабелли.

С начала  XVI века,  «Школа игры на гитаре»  издавалась  Г. Санзом,   Ф. Сором, Д. Агуадо, А. Диабелли, М. Джуллиани, Й. Мерцем и многими другими.

Расцвет исполнительского гитарного мастерства пришёлся на XVII –начало XIX столетий – период классицизма. В этот период, параллельно с лютней, гитара развивается на профессиональной основе. Заложены основы для совершенствования и прогрессивных методов профессионального гитарного исполнительства. Отличием гитары от народных инструментов  является наличие  оригинальной гитарной литературы - учебной  и концертной.  Данная литература имеет давнюю историю и свои традиции. Важное место в репертуаре гитаристов занимают переложения произведений, написанных для других инструментов.  Одним из ярчайших  представителей гитарного мира является  непревзойдённый  исполнитель  труднейшей  Чаконы  И. Баха А. Сеговия.

Исторические сведения.

Появление гитары в России относится приблизительно к середине XVIII века. В этот период в Россию приезжает большое количество иностранцев (особенно итальянцев). Среди них были знаменитые и ведущие композиторы, певцы, инструменталисты. Их привлекали в Россию главным образом высокие, значительно большие, чем на родине, заработки. Итальянские музыканты выступали преимущественно при императорском дворе и в придворных собраниях, играя как на знакомых в России инструментах, так и на новых, здесь еще не известных. Таким образом гитара вначале появилась в российском высшем свете. Благодаря своему задушевному звучанию, портативности и универсальности, а также дешевизне гитара становится популярной для всех слоев населения.

Гитара - щипковый инструмент, происхождение которого теряется в глубокой древности. Из стран Востока она была завезена в Испанию. Владычество мавров в Испании, продолжавшееся до 1494года, когда пал их последний оплот – крепость Альгамбра в Гренаде, оставило глубокий след в искусстве испанского народа. Отразилось оно и на музыкальном инструментарии. Гитара, упрочившись в Испании, проникла в Италию, благодаря тесным экономическим и культурным связям этих стран, и вскоре распространилась по всей Европе.

В XVI-XVII веках гитара служила главным образам целям аккомпанемента. В то время главенствующую роль в музыкальной культуре европейских стран играл другой родственный гитаре щипковый инструмент- лютня. Музыкальная литература, созданная лютнистами огромна. В настоящее время лютня давно вышла из моды, но многие произведения для лютни достались в наследство гитаре.

В России ближайшей предшественницей гитары явилась украинская бандура. Схожая по форме с лютней, бандура, помимо основных 5-6 струн, имела «приструнки» - несколько дополнительных струн, размещавшихся на деке. Количество струн вместе с приструнками доходило до 30. Бандура появилась на Украине в начале XVII века. Став национальным народным инструментом на Украине, бандура в начале XVIII века получила широкое распространение в России. Репертуар бандуристов составляли преимущественно народные песни, что преемственно пришло и в русскую гитарную литературу. К концу XVIII века бандура исчезла из барских особняков. Одновременно с падением интереса к бандуре в России в европейских странах перестают увлекаться лютневой музыкой. Первенствующее значение приобретает оркестр и инструменты, хорошо звучащие в больших помещениях. В домашней обстановке особую роль приобретает фортепиано, универсальный инструмент, одинаково пригодный для аккомпанемента, участия в камерном ансамбле и сольного исполнения, Казалось бы, что при таких условиях вместе с другими щипковыми инструментами должна была бы исчезнуть из музыкального обихода и гитара. Однако во всех европейских странах происходит обратное. На протяжении длительного времени, игравшая довольно скромную роль ак5компанирующего инструмента, гитара в 90 годах XVIII века становится необычайно популярной во всех странах. Наряду с фортепиано она становится основным инструментом домашнего музицирования. Благодаря исполнительской деятельности таких выдающихся гитаристов как Мауро Джулиани, Фернандо Сора, Дионисио Агуадо, Маттео Каркасси и др., начавших выступать на эстраде с конца XVIII века, гитара приобретает значение и концертного инструмента.

Причиной популярности гитары с конца XVIII века отчасти было усовершенствование инструмента. До этого гитара была пятиструнной, но во второй половине XIII века « испанской» стала называться не только пяти, но и шестиструнная гитара. Прибавление шестой струны увеличило исполнительские возможности инструмента. Установившийся тогда строй шестиструнной гитары сохранился до наших дней. Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приобретает в это время.

На рубеже XVII-XIX веков внимание стал привлекать вопрос о добавлении седьмой струны. В первое десятилетие XIX века на Западе упрочивается шестиструнная гитара, в то время как в России начинают соперничать шестиструнная и семиструнная гитары. С введением строя «Соль-мажор» «семиструнка» в России завоевывает главенствующее положение. Она приобретает название «русской гитары» и с ее утверждением гитарное искусство в России развивается иными, нежели на Западе, путями.

Имело ли внедрение семиструнки положительный смысл для развития русского гитарного искусства и обладает ли семиструнная гитара преимуществами перед шестиструнной? Этот вопрос разделил гитаристов на два почти непримиримых лагеря. Сторонники семиструнки указывали на относительную легкость извлечения на ней простейших арпеджированных аккордов, однако исполнение художественных музыкальных произведений признавалось одинаково трудным и на шестиструнной и на семиструнной гитаре. Большим козырем шестиструнников было то обстоятельство, что вся мировая гитарная литература была создана для шестиструнной гитары, была выработана методика игры на инструменте, обусловленная богатой концертной и педагогической практикой. Семиструнники могли этому противопоставить не слишком обширную русскую гитарную литературу и методику, не подкрепленную появлением на концертной эстраде выдающихся виртуозов.

Разногласия русских гитаристов в дореволюционное время сохранялись и в советское время. Приезжавшие в СССР иностранные гитаристы – виртуозы, незнакомые с укоренившейся в России семистрункой, выражали удивление, узнав о ее существовании. Наиболее категорично в этом смысле высказался Андрес Сеговия, авторитет которого как музыканта и гитариста общепризнан. В 1926 году, приехав в Советский Союз и познакомившись с русскими гитаристами, он сказал: « Меня спрашивали, почему я играю на шести, а не на семи струнах. Можно спрашивать, почему виртуозы на скрипке и виолончели играют не на пяти, а на четырех струнах. Все возможности игры на гитаре заключены в шести струнах; лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объема гитары и не придает никакой легкости. Впрочем, прибавление струн всегда производилось дилетантами, которым следовало бы серьезнее работать над техникой инструмента и не довольствоваться треньканьем нескольких банальных мотивов. Я бы им посоветовал прибавить палец на руке, чем струну на гитаре».

Чем же объяснить утверждение семиструнной гитары и ее жизненность на протяжении столь длительного времени? В начале XIX века в домашнем музицировании  главное место занимали песни – романсы с несложным сопровождением и инструментальные вариации на темы народных песен. Семиструнная гитара оказалась инструментом, который наилучшим образом удовлетворял целям домашнего  музицирования. Главным ее назначением стал аккомпанемент. Возможность более быстрого освоения элементарной аккордики давала ей преимущества над шестистрункой.

С конца 30-х годов XIX века русское гитарное искусство стало деградировать. В сходном положении оказалось к середине XIX века и гитарное искусство Западной Европы. Фортепиано, скрипка и виолончель решительно вытеснили гитару с концертной эстрады. Причиной падения интереса к гитаре был не столько относительно слабый звук инструмента, сколько усложнившиеся средства музыкальной выразительности. Исполнение сложных по фактуре произведений как сольных, так и аккомпанементов оказалось для гитары непосильным. Перед гитаристами вплотную встала проблема расширения репертуара.

Родиной возрождения искусства игры на шестиструнной гитаре стала Испания. Основоположником нового периода гитарного искусства а Испании явился Франциско Таррега(1854 -1908). Его современник Исаак Альбенис (1860- 1909), яркий представитель нового направления национальной музыки, создает произведения, привлекающие общее внимание свежестью и ритмикой. Энрико Гранадос (1867- 1916) и Мануэль де Фалья (1876- 1946) создают оригинальные пьесы для гитаоы. Ученики и последователи Ф. Таррега – Эмилио Пухоль, Мигуэль Льобет, Андрес Сеговия, Мария-Луиза Анидо своей концертной деятельностью в Европе и Америке ставят испанское гитарное искусство на первое место.

Достигнув полного расцвета, музыкальное искусство Испании с приходом к власти Франко начинает падать. Лучшие музыканты эмигрируют. Гитарная музыкальная эстафета передается в страны Латинской Америки, где  как и в Испании, гитара всегда имела самое широкое распространение в народном музицировании. Здесь создается ряд ценных гитарных произведений, основой которых становится аргентинский, бразильский, чилийский и мексиканский фольклор.

С 20-х годов XX века гитара находит себе новое применение в джазе, а позже в рок-музыке, где она используется как солирующий  инструмент ,а также для гармонической поддержки и аккомпанемента Ее слабая звучность компенсируется применением электроусилителей. Изобретение радио, звукового кино и телевидения положительно влияет на гитарное искусство, так как плохая слышимость гитары в больших помещениях уже перестает играть тормозящую роль.

Общие сведения о гитаре.

Классическая гитара имеет шесть струн. Строй гитары: МИ-СИ-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ) . Ноты записываются на 5-линейном нотоносце в ключе СОЛЬ, октавой выше их действительного звучания. Соответствено, все  6 струн гитары звучат октавой ниже написанного. Гриф гитары разделён на лады,их 19, иногда больше. Диапазон гитары охватывает почти 4 октавы. Каждая струна может воспроизвести 20 нот. Звук гитары близок к арфе, особенно когда натянуты нейлоновые струны. Основой  игры на  шестиструнной  гитаре  считается  приём  «баре»  -  прижимание  указательным пальцем левой руки на одном ладу нескольких или всех струн. При помощи этого приёма  очень легко переходить из одной тональности в другую. На гитаре можно исполнять многосложные произведения, пользуясь различными техническими приёмами, извлекая звуки  разнообразной, необычной окраски.

                 

Крупнейшие гитаристы исполнители и композиторы

Зарубежные композиторы и исполнители XVII века

Франческо Корбетта(1620-1681)

Первый общепризнанный композитор, отошедший  от стиля «разгеадо» и использующий  полувертикальный полумелодический стиль письма. Прославленный учитель игры на гитаре в Болонье, где он становится главой блестящей школы. Он создает совместно с Люлли музыку для одного из королевских балетов, сочинив антре для нескольких гитар. Это наиболее знаменитый гитарист своего времени, «лучший из всех», отмечал  Г. Санс.

Робер де Визе ( 1658-1725)

Наиболее крупный композитор этой плеяды. Ученик самого Корбетты. Лютнист, гитарист, владеющий виолой и теорбой, Он преподавал игру на этих инструментах.

Санз Гаспар (1644-1710)

Его творчество имело большое влияние на многих композиторов. Гитарист, известный композитор и священник, родившийся в Каланда. Он получает образование в Саламанском  университете, где приобретает диплом геолога, однако в последствии  уезжает в Италию и обращается к музыке. Является автором « Руководства по игре на испанской гитаре» (1674), состоящим из 3х частей: методика игры на гитаре, упражнения, табулатуры произведений.

Пабло Мингет (умер в 1801 году)

Ученик  Санса  и Мурсиине, не обходит вниманием гитару в своём труде «Общие правила и наставления».

Пьер Желиот и Пьер дела Горд

Талантливые певцы, аккомпанирующие себе на гитарах.

В этот период расцветает профессия учителя игры на гитаре.

XVIII  - XIX века.

Несмотря на то, что гитара была в те времена распространена по всей Европе, инструментом популярным и виртуозным она становится в двух странах - Испании, Италии.

Испания

Фернандо Сор(1778-1839)

 Родился в Барселоне. Очень рано овладел игрой на гитаре; музыкальное образование получил в католическом монастыре Монтсеррат. В 1813году переезжает в Париж, где вскоре приобретает репутацию одного из лучших виртуозов. Прозванный «Бетховеном гитары», Сор создаёт обширный репертуар для своего инструмента. Им создана школа игры на гитаре.

Дианисио Агуадо(1784-1849)

Ученик падре Базилио, добился успеха не так быстро - до 1824года его имя не привлекает большого внимания. В Мадриде выходит « Сборник этюдов для гитары»(1820г.), основатель Школы игры  (1825г.),предназначенная для инструмента с шестью одинарными струнами.

Италия

В этой стране гитара с шестью одинарными струнами входит в употребление в последней четверти XVIII века.

Мауро Джулиани(1781-1829)

.Будучи виолончелистом,М. Джулиани увлекается гитарой и быстро приобретает репутацию первоклассного гитариста-исполнителя. Крупный музыкант своего времени, друг Гуммеля и Мошалеса, высоко ценимый  Й.Гайдном и Л. Бетховеном, он становится ведущим виртуозом при дворе бывшей императрицы Марии - Луизы.

Фердинандо Карулли(1770-1841)

Видный педагог и блестящий исполнитель, Ф.Карулли публикует около трехсот своих сочинений: пьесы для гитары соло, концерты для гитары с оркестром, камерные произведения, которые отличаются высоким инструментальным и техническим мастерством.

Маттео Каркасси(1792-1853)

 Один из наиболее знаменитых итальянских гитаристов своего времени. Известный в нашей  стране  прежде всего своей « Школой игры на гитаре» Им написано большое количество сонат, рондо, этюдов, различных пьес, оперных транскрипций.

Франсиско Таррега-и-Эшеа(1852-1909)

Испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства  на этом инструменте. Ф.Таррега - один из самых крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX- начала XX веков. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары. Наиболее известны: «Воспоминание об Альгамбре», « Мавританский танец», «Арабское каприччио», « Вариации на тему Арагонской хоты»,мазурки, прелюдии, этюды. Среди его учеников и последователей –  М.Льобет, Э. Пухоль, Д.Фортеа. Высоко ценил мастерство Ф.Тарреги  А.Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Николо Паганини(1782- 1840)

Яркий представитель виртуозности в европейской музыке, не только прославленный скрипач, но и блестящий гитарист. Н.Паганини написано множество сочинений для гитары, вариации, сонаты , квартеты для скрипки, альта, гитары и виолончели, шестьдесят вариаций на народную тему.

Наполеон Кост (1806-1883)

 Родился во Франц - Комтэ. В 1830 году переезжает в Париж. Н. Кост – один из лучших исполнителей XIX века, его часто сравнивают с Ф.Сором. Несчастный случай, в результате которого он повредил правую руку, вынуждает его ограничить свою артистическую деятельность. Он оставил около семидесяти произведений для гитары.

XXвек

Мигель Льобет(1878-1939)

 Родился в Барселоне, учился у Ф. Тарреги, который считал его своим лучшим учеником. Обладая огромным талантом виртуоза, он становится знаменитостью мирового масштаба, композитором и педагогом. Оставил после себя переложения и транскрипции для гитары.

Эмилио  Пухоль(1806-1980)

Ученик Ф. Тарреги, родился в местечке Гранаделия. Это один из наиболее известных испанских музыкантов и гитаристов. Профессор по классу гитары в Барселонской консерватории, он преподает также в Лиссабоне. Автор пятитомной « Школы» - « Рациональный метод игры на гитаре», « Библиотека старинной музыки», множественные переложения для гитары произведений XVI века.

Андрес Торрес Сеговия, маркиз де Салобренья(1894-1987)

Родился в Линаресе (Андалусия). Обучался в детстве игре на рояле, он в дальнейшем обращается к гитаре. Расстояние, которое отделяло его от Ф.Тарреги, препятствовало занятиям с мастером, поэтому А. Сеговия начинает разрабатывать свои собственные инструментальные приемы. Он обогащает репертуар  гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов а так же пьес для лютни и виуэлы. Он сыграл самую большую роль в создании высокой репутации инструмента.

Эйтор Вила Лобос(1987-1959)

Выдающийся бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог, музыкально - общественный деятель. С юношеских лет Вила Лобос играл в небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. В 1923 году получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Вила Лобос, по поручению правительства , создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы. В 1945 году в Рио - де Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.

Анидо, Мария Луиза(1909-1996)

Аргентинская гитаристка, композитор и педагог. Одна из самых известных гитаристок XX века. В 1933 году вынуждена  странствовать по Уругваю, Бразилии, Аргентине. Концертная  деятельность гитаристки бурно развивается. 1952год - сольный концерт в Лондоне, затем гастроли по странам Европы. В 60-70 годы жила в Италии, несколько раз выступала в СССР. М. Л. Анидо- автор оригинальных  произведений, обработок народных мелодий( « Аргентинская мелодия», « Эль Вита») и многочисленных переложений для гитары. Долгие годы  совмещала артистические выступления с преподаванием, являясь профессором классу гитары Национальной консерватории музыки в Буэнос-Айресе. Вся ее многогранная деятельность способствовала развитию гитарного исполнительства и пропаганде гитары в Европе и Америке. М.Л. Анидо получила  всемирное признание. Ее звали « Леди гитары».

Отечественные композиторы и исполнители

Петр Спиридонович Агафошин ( 1874-1950)

Более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1934 года он вел класс гитары в музыкальном училище имени Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Агафошину принадлежит книга « Новое о гитаре (1929 год). Свыше десятка сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930-1950 годах.

Александр Михайлович Иванов – Крамской(1912-1973)

Заслуженный артист РСФСР, автор двух концертов для гитары с оркестром и свыше ста пьес для этого инструмента. А. Иванов – Крамской успешно сочетал концертную деятельность, записи на радио и грампластинки с педагогической. В стенах музыкального училища при МГК им. П.И. Чайковского им подготовлен целый ряд интересных музыкантов. А. Ивановым – Крамским  выпущена « Школа игры на шестиструнной гитаре», сыгравшая важную роль в деле подготовки молодых специалистов.

Ларичев Евгений Дмитриевич( 1934-2013)

Русский гитарист-исполнитель, исполнитель и педагог. Окончил музыкальное училище при  МГК  им. П.И. Чайковского по классу гитары  А. Иванова-Крамского. Автор «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре», оригинальных сочинений, переложений и обработок, составитель многих сборников для гитары.

Александр Камиллович Фраучи( 1954-2008)

С его именем связано открытие класса гитары в Институте им. Гнесиных в 1980м году. В 1993 году А. Фраучи открыл класс и основал кафедру  в ГКА им. Маймонида в Москве, в школе 10-летке им. Гнесиных, в Судане, где сейчас преподают его ученики. А. Фраучи был награжден Орденом защитника отечества I степени в области культуры и искусства.

Современники.

Зинчук Виктор (1958 г.р.)

В настоящее время В.Зинчук заслуженно признан лучшим гитаристом России. Его концерты собирают аншлаги в престижных залах Москвы и во многих городах России. Он часто и успешно выступает за рубежом. За достижения в области гитарной музыки в 1995 году музыкант был удостоен степени Почетного Магистра Международной Академии наук республики Сан-Марино, а в 1996м году региональный филиал Академий присваивает Виктору звание Ассоциированного профессора.

Елена Михайловна Поплянова(1961 г.р.)

 В 1980м году окончила теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И. Чайковского, где занималась композицией в классе Ю.Е. Гальперина. С 1981 по 1986 училась в ЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова (класс В. Успенского).  С 1986 года работает в гимназии № 10 г. Челябинска, где успешно занимается композицией и развитием творческих способностей детей. В 2008м году ей присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Е. Поплянова является создателем авторской программы воспитания детей «Подари мне музыку».

Виктор Викторович Козлов (1958 г.р.)

Российский гитарист и педагог, основатель Южно-уральской гитарной школы. Композиторские предпочтения В. Козлова относятся к сфере миниатюр. Для гитары-соло и трио гитар. Сочинения В. Козлова издаются в России, Германии, Италии, Англии, Польше, Финляндии. Является профессором Челябинского института музыки, В. Козлов как автор обучающих программ, особое значение придает музыке для детей.

Заключение.

Гитара сегодня.

Со времени создания первого музыкального инструмента прошло много времени. Инструменты совершенствовались, преображались, приобретая самые причудливые формы и виды. Пройдя путь не одного тысячелетия, наряду с развитием цивилизации совершенствовалась и  гитара. Имея разные формы и названия, дошла до наших дней под именем «классическая гитара».

Последние два века доказали, что этот инструмент достиг своего совершенства, подобно скрипке. И теперь маловероятно, что гитара изменит свой вид в будущем. Можно утверждать, что благодаря сформировавшейся совершенной конструкции гитары, стали возможны исполнения на ней не только образцы мировой классики, но и современной музыки в стиле рок, поп, джаз. В наше время интерес к этому удивительному инструменту продолжает расти.

Используемая литература:

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. Е.Ларичева. М.: Музыка, 2002. -207с.
  2. Аккорд. Вестник гитары, народных инструментов и общественной жизни.//Музыка гитариста. Тюмень: Афромеев,, 2003-2004; № 1-12.
  3.     Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.:Музыка,   2010.-336с.

4.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320с.

5.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 2009. -352с., илл.

6.Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 2009.- 208 е.: ил.

7.Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.

8.Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006. – 200 с.

9.Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.

10.Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 2005.- 94с.

11.Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.6/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С.Зорилова, М.Б.Сидорова. М.: МГУКИ, 2001.- 139с.

12.Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Пер. и ред. 
И.Поликарпова. -М.: Сов. композитор, 2001. 189с.

13.Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007. – 165 с.

14.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.- 379с.

15.Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала./ Д. Теслов. – М.: Golden guitar studio, 2008. – 224с.

16.Шувалова И., Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары. – М., 1986 г.

Источники интернета:
http://www.lute.ru/guitar/guitar_story.htm

http://www.7not.ru/guitar/

http://www.abc-guitar.narod.ru/pages/anido.htm

 http://www.abc-guitar.narod.ru/pages/segovia.htm                                                  

http://guitaron.ru/persons/classic/

http://guitaron.ru/persons/russian/index.php
 http://www.lute.ru/guitar/frauchi.htm

http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-viktor-zinchuk.html

Раздел: Конспекты уроков по музыке для 2 класса
Автор:
Педагог дополнительного образования Нижний Новгород МБУ ДО " ЦДТ Автозаводского района"
Дата публикации: 20.08.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Малышева Н. Б. Искусство гитары // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/2-klass/file/46847-iskusstvo-gitary (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию