конспект урока Методические рекомендации к пьесам для фортепиано М.Музафарова
Методические рекомендации к пьесам для фортепиано М.Музафарова
Музафаров Мансур Ахметович (6 марта 1902 г., Казань – 20 ноября 1966 г., там же.) - композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1964)
Биография
6 марта 1902 г., Казань – 20 ноября 1966 г., там же.
Первый татарский композитор с высшим специальным образованием. Творческую деятельность начал в качестве участника национальных инструментальных ансамблей.
В 1931 г. окончил этнографическое отделение Московской консерватории по классу композиции А.Александрова.
В 1934–1938 гг. обучался в Татарской оперной студии при Московской консерватории.
С 1945 г. преподавал в Казанской консерватории (в 1949–1961 гг. заведующий кафедрой композиции).
Творчество
В разные годы вел творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета (Казань).
Композиторское наследие М.А.Музафаров обширно: от обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен-романсов до масштабных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.
Значительное место в творчестве композитора отводилось созданию музыки для детей. Его произведения заняли прочное место в учебном репертуаре музыкальных школ.
Рассмотрим некоторые из них, которые часто используются в репертуаре обучающихся на фортепиано.
Деревенский напев
Деревенский напев – это татарская народная песня в обработке М.Музафарова. Благодаря ей дети знакомятся с народным творчеством татарского народа. Важно научиться передавать легато из одной руки в другую, построить интонационно длинную фразу из нескольких тактов.
Яблоня и хурма.
Эта пьеса является обработкой татарской народной песни. В ней начинающий ученик начинает играть бурдонный аккомпанемент в виде квинты. Нужно проследить за постановкой первого и пятого пальцев. Важно подготовить перенос руки на доминанту, выучив тему в правой руке «вслепую».
Сизый голубь.
Пьеса также является обработкой татарской народной песни. Некоторую сложность для ученика может представлять исполнение длинной фразы, чтобы ее не раздробить на более мелкие фрагменты. Можно использовать метод пропевания мелодии вслух во время исполнения.
В тихом саду.
Пьеса исполняется неторопливо. С самого начала хочется обратить внимание на исполнение аккомпанемента в левой руке на слабую долю, ученике должен хорошо прочувствовать мелодию, чтобы чутко и аккуратно украсить тему аккордами. Вторая часть пьесы изложена в полифоническом исполнении, важно, чтобы ученик слышал обе мелодические линии и исполнял их выразительно.
Татарская народная плясовая.
Веселая татарская плясовая, в обработке М. Музафарова. Движения идет ко второй доле с штрихом тенуто. Нужно помочь ученику почувствовать движение к ноте «Фа». Также нужно показать динамический контраст первой и второй части, можно использовать образное мышление – танец мальчика и девочки.
Мой соловей.
Татарская народная песня «Ай, былбылым», в обработке М.Музафарова. Трудность заключается в правильном исполнении фразировки песни. Ученики часто дробят ее, останавливаясь на длинной ноте. Наиболее удобный способ проработать фразировку – пропевание песни со словами во время исполнения. Во второй части в левой руке нужна аккуратность в исполнении аккомпанемента. Первый палец в левой руке в сочетании с восьмой нотой в правой руке может прозвучать грубо или вытолкнуться. Нужно использовать слуховой контроль ученика в сочетании с правильной постановкой первого пальца.
Рассказ.
Пьеса в техническом плане нетрудная для исполнения, но требует от ученика умения выстраивать фразу, и вплести в эту фразу, постоянно повторяющийся мотив «Ля-Фа-Ре» - как присказка рассказчика. Для этого нужно использовать образное мышление ученика. Нужно, чтобы он представил образ дедушки или бабушки, которая рассказывает сказку и приговаривает: «Было так…» Ученик сам может придумать слова рассказа и присказку, которая повторяется в пьесе несколько раз.
Соловей-голубь.
Пьеса является обработкой татарской народной песни. Некоторую сложность для ученика может представлять исполнение партии левой руки – соединение квинт на легато. Нужно объяснить важность аппликатуры в левой руке, с цепкими пальцами, чтобы звуки соединить, и они нажимались одновременно. Нужна осознанная работа ученика над звукоизвлечением.
Аниса.
Пьеса является обработкой татарской народной песни. Пьеса изложена очень мягко, в некоторых местах музыка с элементами полифонии. Нужно проучить голоса по отдельности, пропевая каждый голос, выстраивая внутреннюю динамику.
Игра в мяч.
Пьеса очень яркая, образная, веселая. Характер передается через разные штрихи в исполнении каждой фразы. Смесь легато, нон легато и стаккато передает игривое движение мяча, его прыжки и перкатывания. Трехдолньный размер создает легкую неустойчивость в движении. Работа над точным исполнением штрихов и построением правильной фразировки поможет ученику понять, как должна исполняться пьеса. Средняя часть является контрастной по характеру, педаль усиливает этот контраст, образное мышление, придумывание и обыгрывание сюжета учеником создаст условия для яркого исполнения пьесы.
По ягоды.
У татарского композитора М. Музафарова есть удивительно поэтичная песня «По ягоды» на стихи поэта М. Джалиля. Композитор сделал переложение этой песни для фортепиано. Пьеса исполняется в старших классах, когда у детей имеется техническая подготовка. Нужно ярко отобразить характер пьесы, веселый и игривый. С учеником важно проработать артикуляцию, чтобы добиться нужного звукоизвлечения. Некоторую сложность представляет исполнение разложенного аккомпанемента в левой руке. Для этого нужно четко вести линию баса, дифференцировать тему, мелодию. Хорошо, если ученик выучит отдельно наизусть тему и басовую линию. Работа над динамическими оттенками должна сопровождаться образным мышлением. Это поможет прочувствовать и представить образ исполняемого.
Танец девушек.
Удивительно красивая пьеса М.Музафарова для фортепиано. Она очаровывает своей изящностью и мягкостью, в то же время глубиной звучания. Исполняется учениками в старших классах. В левой руке фактура разложенного аккомпанемента. Нужно проработать опору на бас и прозрачность аккомпанемента. Сама мелодия изложена в правой руке. Она сложна фразеологически, нужно объединить в длинную фразу несколько мотивов. Продолжение темы изложено двухголосием, нужно проработать аппликатуру, артикуляцию, технически проучить с учащимся этот момент. В средней части в правой руке тема изложена с подголосками, которые исполняются первым пальцем, нужна аккуратность в их исполнении. Сложность работы заключается умении исполнять фактуру со звуковым расслоением, для этого нужен четкий слуховой контроль и самоконтроль учащегося.
Мы рассмотрели некоторые пьесы Мансура Музафарова для фортепиано. Из произведений для младших классов хотелось бы отметить «Две пьесы на темы татарских народных песен» («Котёнок», «Игра»), «Три детские пьесы» («Игра», «Игра в мячик», обработка «Соловей-голубушка»). Замечу, что «Игра в мячик» («Игра в мяч») издана в двух редакциях (1957 и 2002 года). Педагог вместе с учеником могут выбрать редакцию по своему усмотрению.
Пьесы «По ягоды» и «Танец девушек» — одни из самых любимых пьес татарских композиторов. Сложность — средние, старшие классы ДМШ. Пьеса «По ягоды» имеет две профессиональные редакции — 1977 и 2002 года
«Детская музыка композитора отличается образностью, ярким национальным колоритом, лаконизмом», — пишет музыковед, профессор М.Н. Нигмедзянов. Изучение пьес Мансура Музафарова в ДМШ прививает любовь учащихся к татарской национальной музыке.
Источники:
- https://vk.com/wall554200278_2249
- https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/individualnye-osobennosti-tatarskoy-muzy.7548792/
3..https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/muzyka/personalii/muzafarov-mansur-ahmetovich
4. https://kitaphane.tatarstan.ru/muzafarov.htm
5. //vk.com/@love_fp-mansur-muzafarov-lichnost-i-tvorcheskii-put-2">https://vk.com/@//vk.com/@love_fp-mansur-muzafarov-lichnost-i-tvorcheskii-put-2">love_fp-mansur-muzafarov-lichnost-i-tvorcheskii-put-2
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Султанова О. П. Методические рекомендации к пьесам для фортепиано М.Музафарова // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/4-klass/file/122295-metodicheskie-rekomendatsii-k-pesam-dlya-fortepiano-m-muzafarova (дата обращения: 21.11.2024)- Ярмарка
- Выразительное звучание динамических оттенков
- Иоганн Штраус-"король" вальса
- Как сложили песню
- Вечно звучащий Моцарт
- Строение голосового аппарата. Постановка певческого голоса
- Оркестр русских народных инструментов