Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Повышение качества чтения в начальной школе

Методическое пособие для учителей начальных классов

 

«Повышение качества  чтения в начальной школе»

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации в учебное и  внеучебное время. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами, ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу, так как это одна из основных задач начальной школы.

Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.

Навык чтения имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.

Для повышения техники чтения в учебном процессе используются много различных приемов и методик. Приёмы «Чтение текста задом наперёд», «Чтение с пропущенными буквами», чтение перевернутого текста, решетчатый текст, «зебра» - закрытие части  теста снизу или сверху (наполовину букв, посередине), табличное чтение (слова расположены в таблице, собрать предложение.) Эти упражнения тренируют внимание при чтении, учат воспринимать слово как картинку, а не отдельные буквы.

Также для увеличения скорости и правильности чтения мы используем упражнения на развитие внимания, чтение столбиков слов за 2-3 сек., чтение текста с одновременным постукиванием карандашом, чтение облаков слов, фигурные тексты, чтение текста по спирали, по кругу, чтение слов с картинками на скорость.

Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте. Так ребёнок расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию.  Конкретные упражнения представлены в приложении.

Что касается второй важной составляющей качественного чтения, это осознанность чтения.

. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  • значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
  • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

На уроках осознанного чтения необходимо очень тщательно подбирать тексты для чтения согласно возрастным особенностям детей.

Отличные подборки текстов с заданиями можно найти в Проекте по формированию критического мышления и читательской грамотности (группа в Телеграмм «Осмысленное чтение», ссылка- t.me/mosreadinq), разбиты по классам и модулям.

Конкретные упражнения представлены  в приложении.

Чтение вслух с выражением мешает пониманию прочитанного.

Читать выразительно – значит:

- соблюдать при чтении интонацию конца предложения, смысловые паузы, логические ударения;

- выражать интонацией авторское и свое отношение к читаемому;

- следить за интенсивностью звучания, тембром, повышением и понижением тона голоса, четкостью произношения отдельных звуков, эмоциональной окрашенностью;

- владеть эмоциональным чтением ( читать сердито, читать со смехом, читать с огорчением и т.д.)

 Лев Выготский говорил, что озвучивание и осмысливание – две разные параллельные операции.

Читать вслух нужно только на этапе обучения чтению, когда объем текстов небольшой и учителю требуется слышать, как ребенок читает (слоговое чтение, целыми словами, ошибки в интонации, правильное речевое дыхание). Но чем, объемнее и сложнее становятся тексты, тем меньше нужно читать вслух, особенно, при чтении незнакомого текста,  чтобы понимать прочитанное, чтобы ответить на вопросы, пересказать, разделить на части, составить план. После понимания текста, можно прочитать его уже вслух, с выражением, с четким пониманием, о чем читаешь. Такую же работу надо проводить и с чтением, и заучиванием стихотворений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры практических упражнений и заданий

  1. Чтение слоговых таблиц разной сложности.
  1. Чтение чистоговорок.

ПИ-ПИ-ПИ – пёс на цеПИ.

ПО-ПО-ПО – река ЛимПОПО.

ПЫ-ПЫ-ПЫ – золотые сноПЫ.

ОП-ОП-ОП – на грядке УКРОП.

АП-АП-АП – след кошачьих ЛАП.

УП- УП-УП – будет вкусный СУП.

ПА-ПА-ПА – рассыпана круПА.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. 
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

3.Ребенку предлагаются таблицы, где буквы перемешаны. Нужно найти заданную букву и обвести её карандашом или раскрасить. В качестве дополнительного упражнения можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на эту букву

Найди и обведи все буквы В

П Р В О Ж М В Ч Н Ф В А Ж В

И М Р В С Н Г В В Р У Ч Д В Л

В С Г Л В Р И М В Н К В У О А

М А В Ч Л В Т И Р О В Ж К П В

4.Чтение задом наперед.

Прочитай слова, начиная с последней буквы.

АМИЗ, ГЕНС, ДЁЛ, ДОЛОХ, ИКНАС, ЗОРОМ, КОТАК

Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Прочитав несколько слов или предложений, предлагаю перечитать текст еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.

5. Нахождение слов в таблице.

6. Словесные пирамиды и клиновидная цифровая таблица.

    Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

Самый простой вариант  клиновидной цифровой таблицы – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают. 

7. Упражнения на расширение поля зрения.

Большинство детей  в 1 и 2 классе читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. 

Помогают расширить поле зрения числовые квадраты - « таблицы Шульте». Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

8. Ремонт слов

   Восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

9. «Зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки».

10. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Если читать постоянно и одинаково, то это со временем надоест.

      Можно использоватьприём «трёх точек». Спустя 1 минуту после начала чтения по сигналу ставят точку простым карандашом там, где остановились. Затем сами считают количество прочитанных слов. Затем читают текст дальше ещё 1минуту, и ученики тоже ставят точку карандашом. Считают количество прочитанных слов. И тоже самое делается на третьей минуте чтения. Когда этот вид чтения окончен, вместе подводят итоги.

Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Чтение в темпе скороговорки. Каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.

"Буксир"

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст шёпотом про себя, стараясь поспевать за мной. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.

Чтение со счетом слов.

Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.

Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

«Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.

«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

Чтение по ролям.

Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

Игровые технологии. Игровая деятельность используется в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью используем игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки слов:

ОПТ                     
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА

ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО                     
БУК
ФУТ
БАЛ
КАП
КОН
ВА
КА
ГОН
ЧАЙ

БОЛ
ВЕРТ
ВАРЬ
НИК
КОН
НАЛ
КА
ГОН
КАН
ВАР

3) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Учитель называет пословицу-перевёртыш, а дети должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1.На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

 

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.

Развитие навыка чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работа над оперативной памятью веду с помощью зрительных диктантов. Такую методику предложила И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительного диктанта имеет 6 предложений. Особенность такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной - две букве, с первого по шестое.

Ребята молча читают предложение (4-7 слов) и стараются запомнить. По истечении этого времени убирается предложение, и предлагаем его записать. И так с каждым предложением из набора. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать предлагаемые предложения.

Набор деформированных предложений.

На доске расположены предложения - их необходимо «собрать»

  1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
  2. дали каши Маше манной нашей
  3. летом одним и зимой цветом
  4. рыбу ловят рыбаки рыбалке на
  5. ко мне друзья пришли мои на праздник
  6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
  7. любимое дерево мое белая береза
  8. в саду в нашем расцвела клубника
  9. мы электричке на доехали до станции
  • ледяная, крутая и длинная горка была

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2.Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

Липа, береза, ель, сосна;

Зеленый, красный, синий, желтый;

Лошадь, корова, свинья, овца;

Шарф, варежки, пальто, кофта.

3.Какое слово лишнее и почему?

Красивый, красный, синий, зеленый;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

Лук, морковь, огурец, яблоко;

Гриб, ландыш, ромашка, василек.

4.Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они одного рода;

Они состоят из двух слогов.

5.Путем перестановки букв составь слово.

У к л б о; с н о а с; у п к с.

6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

Кора, лото, боксер;

Молоко, нерест, тарелка.

7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама;

Пуговица, молоток, лава;

Укор, бузина, тина;

Поворот, пороша, канава.

8.Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё;

Соломка, пора, мель;

Лиса, бельмо, полёт;

Смола, слеза, берет.

9.Найди четвертое слово.

Песня – композитор; самолет - ?

- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

Школа – обучение; больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

Нож – сталь; стул -?

- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

Лес – деревья; библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги;

10.Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12.Какие буквы, слог, слово лишние.

а у р о ы

мара ла ны та

река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

Гроза шутка ярмарка

2.Подбери пару.

Песня практичный

Площадь примерный

Подруга прилежный

Почтальон праздничный

Подарок полосатый

Полотенце полотняный

Портфель прекрасный

Парикмахер приятный

3.Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы

, о ы б б р.

4.Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

С буквой к живу в лесу. С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)

  5.Ребусы:

Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.

1.Составь текст.

2.Составь предложения.

В школе

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3.Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран верно.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

    Эти и другие регулярные упражнения помогут детям освоить и улучшить навыки чтения. Самое главное - хвалить ребёнка за успехи и мотивировать его обучиться хорошо читать, чтобы открыть для себя новые возможности.

 

 

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (1 класс)
Автор:
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2121
Соавтор: Козорог Светлана Владимировна
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2121
Дата публикации: 18.09.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Измайлова Д. К. Повышение качества чтения в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/124030-povyshenie-kachestva-chteniya-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию