Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Возможности пересказа для развития словесно-логической памяти младших школьников

Сущность понятия словесно-логическая память. Возможности пересказа для развития словесно-логической памяти младших школьников

 

Значение памяти в жизни человека огромно: без неё была бы невозможна никакая деятельность. Александр Романович Лурия определяет память как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли».

В младшем школьном возрасте память является одной из центральных психических функций. Л.С. Выготский отмечает, что «в ходе детского развития складывается новая система функций ребёнка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память». У младших школьников память развивается быстрее, чем другие психические процессы, происходит быстрое накопление информации, формируются навыки, необходимые для жизни. Поэтому учителю важно помочь ребёнку справиться с большим объёмом информации, научить его приёмам и способам запоминания. Следовательно, задачей учителя, в нашем случае на уроках литературного чтения, является развитие и совершенствование памяти обучающихся. Одним из способов развития и совершенствования памяти на уроках литературного чтения является работа над пересказом.

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

Выделяют следующие классификации памяти:

1. Классификация по времени сохранения материала:

  • генетическая память (связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности);
  • мгновенная память (связана с удержанием только что воспринятой органами чувств информации, без какой бы то ни было её переработки);
  • оперативная память (её особенность заключается во времени хранения информации, которое рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи);
  • долговременная память (связана с длительным сроком хранения информации).

2. Классификация по характеру психической активности:

  • словесно-логическая память (запоминаемая информация подвергается мыслительной обработке);
  • эмоциональная память (отвечает за сохранение пережитых чувств);
  • двигательная память (обеспечивает запоминание различных движений);
  • образная память (такая память может быть зрительной, осязательной, слуховой, вкусовой, обонятельной);
  • механическая память (даёт возможность человеку запомнить содержание, которое он не способен либо не хочет осмыслить).

3. Классификация по характеру целей деятельности:

  • непроизвольная память (работает, когда нет специальной цели запомнить какую-либо информацию);
  • произвольная память (работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал).

Рассмотрим подробнее сущность понятия словесно-логическая память. Этот вид памяти подразумевает обработку запоминаемой информации, её анализ, выделение логических частей. Словесно-логическая память позже других складывается и начинает действовать. Она имеется у ребенка уже в три-четыре года в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня лишь в подростковом и юношеском возрастах.

Словесно-логическая память связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, слов, поэтому память и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память основана на хорошем понимании, глубоком осмыслении запоминаемого материала, на его представлении в виде какой-нибудь сравнительно простой и легко запоминаемой схемы, например в форме плана. В этом случае запоминание материала производится в основном за счет его понимания.

Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте развивать этот вид памяти.

На уроке литературного чтения одним из средств развития словесно-логической памяти является работа над пересказом. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их, возможно, ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не словесно-логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память предполагает предварительную работу мышления. Информацию для запоминания сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить главное,  установить связи. В свою очередь, как раз пересказ учит детей излагать произведение постепенно, последовательно, развивает умение отвечать на вопросы, выделять основную мысль, проговаривать содержание текста по памяти, следуя составленному плану. На уроках работы над пересказом для грамотной передачи содержания прочитанного текста младшими школьниками учитель развивает умение осмысливать прочитанное, организует работу с планом произведения, вводит элементы анализа, а потому дети учатся запоминать текст не механически, а словесно-логически. Таким образом, при обучении подробному пересказу младших школьников, учитель должен способствовать тому, чтобы дети именно пересказывали текст, проговаривали содержание текста таким, каким запомнили его, а не рассказывали выученное наизусть. Только при таких условиях будет развиваться словесно-логическая память.

Таким образом, память – это процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Существует несколько классификаций видов памяти: по времени сохранения материала, по характеру психической активности, по характеру целей деятельности. Одним из видов памяти является словесно-логическая память – память на мысли, суждения, умозаключения. Одним из средств развития такой памяти в образовательном процессе является пересказ текста на уроках литературного чтения. Совершенствуется словесно-логическая память у младших школьников в процессе всей работы над пересказом: от анализа текста до самого пересказывания. Без развитого вида такой памяти ребёнку будет сложно понимать и одновременно запоминать различные тексты и правила, поэтому учителю начальных классов необходимо совершенствовать словесно-логическую память обучающихся.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (25.99 kB)
Автор:
Студент ГПОУ "СГПК"
Дата публикации: 04.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Косарев Д. А. Возможности пересказа для развития словесно-логической памяти младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/100866-vozmozhnosti-pereskaza-dlya-razvitiya-slovesno-logicheskoj-pamyati-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию