статья Философия Михаила Васильевича Ломоносова
Философия Михаила Васильевича Ломоносова
На сегодняшний день история человечества знает немало талантливых людей. Невозможно не отметить великого учёного, блестящего поэта, историка и философа – Михаила Васильевича Ломоносова.
Несомненно, Ломоносов был убежденным патриотом. Он верил в безграничные возможности своего народа и страны. Особенно окрепла его вера после блестящей внутренней и внешней политики Петра Великого. Поэтому он стремился улучшить мир вокруг себя любыми возможными способами.
Ломоносов внёс неоценимый вклад в развитие отечественной науки. Михаил Васильевич основал первый классический светский университет в Москве в 1755 году, который он спроектировал в 1754 году в сотрудничестве с Иваном Ивановичем Шуваловым. В Московском университете учредили три факультета – медицинский, юридический и философский, при чём обучение на философском факультете являлось обязательной начальной ступенью для всех студентов. Высшее учебное заведение было открыто для представителей любых сословий, кроме невольных крестьян. Тем не менее, получение высшего образования популярностью не пользовалось, так как не давало привилегий по службе.
Среди философских учений Михаил Васильевич выделял натурфилософию. Ломоносов утверждал материальность мироздания и потребность в его изучении с помощью научной деятельности, чтобы овладеть природой и управлять ею.
Философию Ломоносова также нередко называют корпускулярной теорией, согласно которой все явления в природе объясняются изменением материи, состоящей из мельчайших частиц (атомов), соединяющихся вместе и образующих молекулы.
При этом Ломоносов, несмотря на большой вклад в развитие философии, никогда не стремился к ее изучению намеренно. Философия лишь помогала учёному обосновать научные исследования, понять их природу.
Хорошо отражает отношение Ломоносова к философии следующее его высказывание: «Легко быть философом, выучась наизусть три слова: Бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин». Михаил Васильевич не отвергал существования Бога, но и не уповал на него. Ломоносов буквально задает себе вопрос – когда же стирается граница между религией и научным знанием?
Слово «Бог» для учёного было многогранным: он использовал его не только для обозначения некоего высшего существа, но и для возвышения человека. Например, в своем произведении «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому», Ломоносов называет Петра I «посланником Божьим», «одаренным несравненною премудростию», а также «Отцом Отечества». Император в творении Михаила Васильевича предстает Тем, кто управляет природой, окружающим миром.
В целом, Ломоносов особое значение отводит знанию, полученному из опыта. Однако и опыт не мог дать ему полной картины: требовалось объединить экспериментальные сведения и использовать их для разработки нового природного закона. Следовательно, в процессе получения знаний ученый всегда вынужден выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения данных эксперимента. Только подтвержденная опытом гипотеза приводит к возникновению правильной теории.
Таким образом, Михаил Васильевич Ломоносов придерживался теории двух истин, согласно которой религия и наука не противоречат друг другу – истины религии не могут быть подтверждены и обоснованы наукой, а религия не может решить проблемы науки.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Житяйкина В. Д. Философия Михаила Васильевича Ломоносова // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103626-filosofiya-mikhaila-vasilevicha-lomonosova (дата обращения: 21.11.2024)- Мой герой
- Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка
- Черты сходства и различия растительной и животной клетки
- Организация адаптации детей раннего возраста в ДОУ
- Кривоборская круча
- Добровольческий труд - идеал нашего времени
- Требования к проведению открытых мероприятий
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6719 пользователей.
Отзывы